Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Экологические проблемы и пути их устранения».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Березуцкая Светлана Викторовна

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4-м классе по теме "Экологические проблемы и пути их решения"

Цель урока: формирование экологических навыков у младших школьников.

Задачи урока:

Обучающие: расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах России, показать некоторые пути решения экологических проблем.

Развивающие: познакомить с международным сотрудничеством по охране природы.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за будущее планеты Земля.

Формирование УУД:

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

Познавательные: проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов, формировать представления об экологических проблемах и путях их решения.

Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Методы: наглядный, проблемный, словесный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: ноутбук, презентация, плакат «ЭКОДОМ»

Ход урока

  1. Мотивирование. Эмоциональный настрой на урок.

- Какие будут пожелания друг другу на урок? (Я желаю на уроке …..)

- Я желаю вам успехов в приобретении знаний! На уроке вам понадобится внимание, поддержка и взаимопомощь.

2. Постановка темы и целей урока.

- (СЛАЙД 1) Все картинки разные. Но всё же есть что-то, что их объединяет. Это и поможет нам всем вместе понять, о чем же пойдет речь на уроке? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе). (СЛАЙД 2)Тема нашего урока «Экологические проблемы  и пути их решения».

- Подумайте, какие задачи нам предстоит решить?

Образовательные: что вы должны узнать на уроке ? (узнать, какие экологические проблемы есть в России, в нашем крае, узнать, как охранять природу…)

Воспитательные: что воспитывать чувство ответственности за наши поступки, воспитывать умение  слушать друг друга, приходить на помощь.

- Правильно, ребята! Сегодня состоится важный разговор о проблемах, которые становятся всё более очевидными в наше время. Эти проблемы связаны со здоровьем нашей планеты.

3. Актуализация знаний.

- (СЛАЙД 3 ) Вот так выглядит наша планета из космоса.

Первый космонавт Алексей Гагарин, увидев Землю в иллюминатор ракеты, вспомнил строки из произведения Михаила Юрьевича Лермонтова:

«В небесах торжественно и чудно

Спит земля в сиянье голубом». (Слова на слайде)

- Вслед за космонавтами мы с любовью называем Землю Голубая планета. А почему она такая голубая? (Много воды; имеет воздушную оболочку – атмосферу.)

- А чем ещё отличается планета Земля от других планет? (Только на планете Земля существует жизнь) Правильно, ребята, и эту жизнь нужно сохранить.

- А что необходимо для существования жизни на Земле? (Воздух, вода и почва).

- А что еще? (Солнце, тепло.)

- Как мы обобщим эти слова: солнце, воздух, вода, почва? (Окружающая среда)

4. Рассказ учителя

- Каждый из нас знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающий чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде существует наука «экология». Это слово будем ключевым на нашем занятии. (СЛАЙД 4)

 «Экос» - по-гречески значит «дом», «логос» - «учение, наука». Экология - это наука о нашем общем доме.

- Подберите однокоренное слово к слову «экология» и назовите специальность человека, который занимается этой наукой. (Эколог)

- Правильно, ребята! Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

5. Работа над новым материалом.

Создание проблемной ситуации

- Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (Да)

Показ слайдов

Слайд 5. Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.

Слайд 6. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.

Слайд 7. Лес – это легкие нашей планеты.

Слайд 8. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.

- Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата и красива Земля? (Не навредить, не испортить природу).

Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

- Но природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа, экологические проблемы.

Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты.

Слайд 9. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 10. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 11. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим.

Слайд 12. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. А лесные пожары? Долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы территория вновь покрылась зеленым ковром.

Слайд 13. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Подведём микроитог:

Ребята, а о чём вы подумали, просматривая эти слайды? (Скоро будет ещё хуже при таком отношении к природе. Это вызывает тревогу).

- Все эти тревожные факты составляют экологические проблемы.

- Какие экологические проблемы вызывают беспокойство в настоящее время?

СЛАЙД 14 –Вырубка лесов

СЛАЙД 15 – Последствия вырубки лесов

СЛАЙД 16 – Решение проблемы

СЛАЙД 17 – Загрязнение воды и водоёмов

СЛАЙД 18 – Последствия загрязнения водоемов

СЛАЙД 19 – Решение проблемы

СЛАЙД 20 – Загрязнение воздуха

СЛАЙД 21 – Последствия загрязнения воздуха

СЛАЙД 22 – Решение проблемы

СЛАЙД 23- Проблемы бытовых отходов

СЛАЙД 24 – Способы утилизации мусора

6. Приём «Экологические прогнозы»

- Что же может произойти завтра, через месяц, через несколько лет, если эти проблемы не замечать? Предсказать развитие ситуации могут прогнозы.

Экология подсказывает, как лучше поступать, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.

- Предлагаю вам представить свои  экологические прогнозы, которые вы подготовили дома:

1. Некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?

2. Участились случаи лесных пожаров по вине нерадивых туристов. Чем это грозит?

3. Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками?

- Нельзя оставаться равнодушными. Мы должны учиться жить в мире с природой. Главное помнить, что будущее рождается в настоящем.

7. Беседа о международных организациях по охране природы.

- А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными экологическими проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям). 

- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества.

(СЛАЙД 25) Созданы международные организации по охране природы. Это «Гринпис», « Международный союз охраны природы», Всемирный фонд дикой природы.

Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

8. Решение экологической задачи

“Воскресенье в лесу” (экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запасались продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж”. “Все равно – гадина!” - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ошибки, совершенные школьниками: 

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы - деревья”.
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

9. Итог урока

Подводя итоги нашего урока, мы попробуем построить экологически чистое здание под названием «Экодом». (Здание дома на плакате)

Для этого вы должны выбрать надписи на кирпичиках, которые будут нужны для строительства и приклеить.

Воздух:

1.Выхлопные газы автомобилей.

2.Экологически чистое топливо для автомобилей.

3.Газоулавливающие фильтры.

4.Дым заводов и фабрик.

5.Больше зелёных насаждений.

6.Пыльные дороги.

7.Поливальные машины на улицах.

Вода:

1.Сброс горючесмазочных веществ в водоёмы.

2.Современные очистные сооружения.

3.Вредные отходы в сточных водах.

4.Кислотные дожди.

5.Очистка использованной воды на предприятиях.

6.Правильное использование и уборка бытовых отходов.

7.Отсутствие аварий судов, перевозящих нефть по морю.

Леса:

1.Лесные пожары.

2. Посадка деревьев и кустарников в микрорайонах школ, жилых домов.

3. Вырубка лесных насаждений.

4. Охрана растений и животных, занесённых в Красную книгу.

5. Правильное поведение человека на природе.

6. Громкая музыка, крики туристов во время отдыха в лесу.

7. Чем больше деревьев – тем больше кислорода для человека.

Продукты питания:

1.Использование ядохимикатов.

2.Производство экологически чистой продукции.

3.Больше удобрений для выращивания овощей и фруктов.

4.Грамотные специалисты в сельском хозяйстве.

5. Умение защищать себя от загрязняющих веществ.

6.Здоровые и счастливые люди.

7. Строительство химических заводов на берегах рек, озёр.

- Хотелось бы вам жить в таком замечательном доме?

- А ведь всё в руках человека, в наших с вами руках!

10. Оценка результатов работы на уроке (рефлексия) (СЛАЙД 26)

«Радуга»   Выставление отметок.

  1. Домашнее задание

Без продолжения осмысления важной темы урока не обойтись. Я предлагаю вам домашнее задание на выбор, каждый оценит свои возможности.

(СЛАЙД 27)

«Традиционное задание» - нет

«Творческое задание» - придумать и нарисовать 5 экологических знаков.

«Особое задание» - составить экологический календарь.

Земля у нас одна. Нам на ней жить. Проживём свою жизнь достойно на чистой планете!

ВОЗДУХ

ВОДА

ЛЕСА

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Строительство химических заводов на берегах рек, озёр.

Здоровые и счастливые люди.

Умение защищать себя от загрязняющих веществ.

Грамотные специалисты в сельском хозяйстве.

Больше удобрений для выращивания овощей и фруктов.

Производство экологически чистой продукции.

Использование ядохимикатов.

Чем больше деревьев – тем больше кислорода для человека.

Громкая музыка, крики туристов во время отдыха в лесу.

Правильное поведение человека на природе.

Охрана растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Вырубка лесных насаждений.

Посадка деревьев и кустарников в микрорайонах школ, жилых домов.

Лесные пожары.

Отсутствие аварий судов, перевозящих нефть по морю.

Правильное использование и уборка бытовых отходов.

Очистка использованной воды на предприятиях.

Кислотные дожди.

Вредные отходы в сточных водах.

Современные очистные сооружения.

Сброс горючесмазочных веществ в водоёмы.

Поливальные машины на улицах.

Пыльные дороги.

Больше зелёных насаждений.

Дым заводов и фабрик.

Газоулавливающие фильтры.

Экологически чистое топливо для автомобилей.

Выхлопные газы автомобилей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс по теме «План местности».

Конспект урока по окружающему миру "План местности" 4 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему "Лён--кормилец"

Данная презентация ознакомит детей о том, как выращивали лен наши предки в старину  в сельской местности, их пользе. Ознакомит детей с историей быта и культурой чувашского народа. Раскрывает знач...

Путешествие Колобка. Презентация к уроку по окружающему миру 1 класс по теме "Взаимосвязь профессий"

В  презентации  для урока по окружающему миру в  1 класс по учебнику А.А. Вахрушева показана взаимосвязь профессий для изготовления хлеба.Дети прослеживают путь Колобка от зернышка до к...

Урок по окружающему миру (1 класс) на тему: Скоро лето!

На уроке я использовала презентацию, учебник и рабочую тетрадь. Мы отгадывали загадки,беседовали, путешествовали, играли и рисовали.На моем сайте посмотрите презентацию к этому уроку, может вы использ...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)

Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...

план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Страна, открывшая путь в космос.

Предмет: Окружающий мирУМК «Школа России»Класс: 4Тема урока: Страна, открывшая путь в космосЦель урока: Знакомство учащихся с жизнью страны, важнейшими моментами р...