Срочно в номер!!!!
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс)

Иногда мы с родителями смотрели какие-то ужасно скучные новости про взрослую политику, загадочную мировую экономику и что-то про инновационную медицину. Вернее родители смотрят, а мне приходится, потому что для меня в этих новостях нет ничего интересного! Конечно, каждое отдельное слово мне понятно, тем более, эти новости повторяются каждый день, но в целом речь с телевизора звучала для меня как инопланетная.  Главный вопрос, который у меня возник: зачем родители смотрят или слушают новости, а иногда еще и читают газеты? Ну, узнал ты один раз в неделю, что происходит в мире, а еще лучше, посмотри в интернете. Зачем для этого покупать за свои собственные деньги газету, журнал или ждать новостей по телевизору? Но самый главный вопрос, который возник в моей голове – как люди по собственной воле выбирают такую скучную профессию, как журналист? Ну что в ней хорошего и интересного? Другое дело, летчик-испытатель, инженер-конструктор или даже водитель-дальнобойщик! И престижно, и интересно, и полезно! А журналист? Твердит какие-то новости каждый день или пишет о них в газете, как будто домашнюю работу выполняет. Что здесь может быть интересного и увлекательно?

         Но эти вопросы жили в моей голове просто так, и я никогда никому их не задавал. Но вот однажды, в середине 1 четверти,  к нам в класс пришла Анастасия Владимировна, наш социальный педагог,  и мы подумали, что она будет рассказывать нам о полезных привычках или каком-нибудь конкурсе. Но тут совершенно неожиданно для всех нас она предложила издать свою собственную школьную газету. Почти весь наш класс, а особенно девочки, всполошился, ведь это что-то новое и, возможно, даже интересное. Но я вспомнил все эти скучные черно-белые огромные листы, на которых, как в учебнике, что-то написано, и откровенно заскучал. И тогда Анастасия Владимировна засмеялась и сказала, что журналистика – интереснейшая профессия, в которой много возможностей для путешествий, фантазии, общения и даже приключений. Я решил испытать судьбу!

         С тех пор прошло несколько месяцев, и сегодня я – юный журналист, уверенный фотокорреспондент  наших школьных мероприятий и начинающий ведущий рубрики «Гость номера»! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pelmenev_ilya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

  1. «Начальная школа — детский сад №10»

Научно – практическая конференция младших школьников

«Первый шаг - 2020»

Исследовательская работа по литературе

Школьная газета

как средство коммуникации

современного школьника.

Автор  работы:

ученик 4 «Б» класса

Пельменев Илья

Руководитель:

Гладышева Анастасия Владимировна,

                          социальный педагог  

                          МКОУ ШР НШДС №10

     

           

         г. Шелехов

2020 г


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………. 3

Глава 1. Журналистика. История  возникновения и развития…….. 5

  1. Основные этапы зарождения и роль журналистики………… 5

    1.2 Появление первой газеты

     и ее роль в коммуникационных связях людей……………………...7

Глава 2. Разработка газеты «Школьная планета». Как появился

первый выпуск………………………………………………………… 9

2.1 Подготовительный этап…………………………………………… 9

2.2 Создание газеты…………………………………………………… 12

Заключение…………………………………………………………….  14

Список литературы……………………………………………………. 15

Приложение (отдельным документом в формате Microsoft Office Publisher)

Введение.

        Иногда мы с родителями смотрели какие-то ужасно скучные новости про взрослую политику, загадочную мировую экономику и что-то про инновационную медицину. Вернее родители смотрят, а мне приходится, потому что для меня в этих новостях нет ничего интересного! Конечно, каждое отдельное слово мне понятно, тем более, эти новости повторяются каждый день, но в целом речь с телевизора звучала для меня как инопланетная.  Главный вопрос, который у меня возник: зачем родители смотрят или слушают новости, а иногда еще и читают газеты? Ну, узнал ты один раз в неделю, что происходит в мире, а еще лучше, посмотри в интернете. Зачем для этого покупать за свои собственные деньги газету, журнал или ждать новостей по телевизору? Но самый главный вопрос, который возник в моей голове – как люди по собственной воле выбирают такую скучную профессию, как журналист? Ну что в ней хорошего и интересного? Другое дело, летчик-испытатель, инженер-конструктор или даже водитель-дальнобойщик! И престижно, и интересно, и полезно! А журналист? Твердит какие-то новости каждый день или пишет о них в газете, как будто домашнюю работу выполняет. Что здесь может быть интересного и увлекательно?

        Но эти вопросы жили в моей голове просто так, и я никогда никому их не задавал. Но вот однажды, в середине 1 четверти,  к нам в класс пришла Анастасия Владимировна, наш социальный педагог,  и мы подумали, что она будет рассказывать нам о полезных привычках или каком-нибудь конкурсе. Но тут совершенно неожиданно для всех нас она предложила издать свою собственную школьную газету. Почти весь наш класс, а особенно девочки, всполошился, ведь это что-то новое и, возможно, даже интересное. Но я вспомнил все эти скучные черно-белые огромные листы, на которых, как в учебнике, что-то написано, и откровенно заскучал. И тогда Анастасия Владимировна засмеялась и сказала, что журналистика – интереснейшая профессия, в которой много возможностей для путешествий, фантазии, общения и даже приключений. Я решил испытать судьбу!

        С тех пор прошло несколько месяцев, и сегодня я – юный журналист, уверенный фотокорреспондент  наших школьных мероприятий и начинающий ведущий рубрики «Гость номера»!

В своей исследовательской работе я расскажу вам как просто и интересно работать в собственном школьном издательстве. Вы меня спросите, что такое «школьное издательство»? Что ж, давайте обо всем по порядку.

Цель моей работы – создание школьной газеты как средства коммуникации современного школьника.

Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями профессии «журналистика»;
  2. познакомить с историей создания и развития газеты;
  3. осветить основные актуальные рубрики школьной газеты;
  4. познакомить с работой специальной программы для верстки газеты Microsoft Office Publisher.

Актуальность работы.

Когда в самом начале своего исследовательского пути я задавался вопросом, как можно добровольно иметь такую «скучную» работу, я даже не задумывался, что журналистика – одна из самых интереснейших профессий. Действительно, современный мир просто не сможет существовать без средств коммуникаций, без общения одного человека со всем миром. Изучая эту тему глубже, я узнал, что есть различные «виды» журналистики: опасная – военный журналист; творческая – фотокорреспондент; азартная – спортивный журналист и многие другие.  В школе самым доступным способом передачи информации от одних ребят другим ребятам является именно газета. Бумага и принтер для печати используются обычные, формата А 4 (желательно формата А 3, но для нужен специальный принтер); работе в программе Publisher мы научились на внеурочной деятельности «Юный журналист», наша газета издается собственными силами и является совершенно бесплатной для детей, педагогов и родителей. Поэтому издание газеты – наиболее эффективное, актуальное и доступное средство массовой коммуникации для школьников.

Глава 1. Журналистика. История  возникновения и развития.

  1. Основные этапы зарождения и роль журналистики.

Журналистика в целом – деятельность по поиску, сбору, анализу, обработке и распространению информации. Само слово «журналистика» произошло от созвучного французского journaliste и переводится как «ежедневное известие». Первый прообраз современной газеты появился в 59 году до н.э., когда в Древнем Риме указания для народа выбивались на глиняных дощечках. Позже стали освещаться и городские новости. С глиняной дощечки можно было снять копию, и это было своего рода тиражом «газеты». Однако еще до возникновения таких дощечек, а, возможно, наряду с ними, все главные новости освещались в древнем мире на агоре – городской площади. Многие люди обменивались информацией, просто гуляя по площади. Однако были и те, кто владел искусством рассказывать новости на высшем уровне. Их называли ораторами. Ораторское искусство и по сей день немаловажная составляющая массовых коммуникаций и различных выступлений. Чтобы донести до людей свою мысль, рассказать о чем-то важном, нужно не просто читать с бумаги или говорить, что думаешь, не заботясь о построении текста, стиле речи, интонации. Нужно уметь высказать свою речь таким образом, чтобы ее услышали и запомнили.

Одновременно с устными, развивались и письменные формы средств массовой коммуникации. Появились первые послания, листовки, которые раздавались по всему городу. Развивалось общество, оно росло и количественно, и качественно. И уже становилось недостаточным «рассказывать новости на площадях».

Журналистика как печатное периодическое издание возникла соответственно после того, как появилось книгопечатание. С дальнейшим развитием общества, науки, культуры, социальных и рыночных отношений, возникла острая необходимость в передаче новостей и информации как можно большим людям. Сегодня журналистика – неотъемлемая, важная часть жизни всего мира. Она выполняет несколько основных функций:

  1. Информационная. Это одна из ключевых функций. В мире каждый день происходит множество важных событий, и каждый житель планеты имеет право и возможность узнавать о новостях и находить нужную информацию.
  2. Коммуникационная. Общение – это то, без чего не обходится современный человек. Люди желают не просто получать информацию, а иметь возможность обратной связи и собственного мнения.
  3. Идеологическая. Журналистика как вид деятельности должна нести в массы проверенную, правдивую и объективную информацию, на основании которой каждый человек может сформулировать собственный вывод.
  4. Культурно-образовательная. Журналистика должна не просто просвещать, а нести в массы прекрасное, то, что обогатит внутренний мир человека.
  5. Рекреативная. Современные средства массовой информации играют также и развлекательную роль. Существует множество развлечений для досуга и приятного времяпрепровождения, которые транслирует СМИ. Возможно, не все они носят развивающий характер, но их разнообразие позволяет сделать выбор согласно любому возрасту и уровню развития человека.
  6. Рекламно-справочная. Данная функция работает на потребителя конкретной услуги. Говорят, что реклама – двигатель торговли. Мне кажется, реклама еще и прекрасный помощник в поиске всего необходимого.

Таким образом, мы выяснили, что журналистика как деятельность и профессия зародилась давно. На протяжении длительного времени она развивалась, пока не стала одной из самых востребованных и важных профессий в современном мире.

1.2 Появление первой газеты и ее роль в коммуникационных связях людей.

Некоторые люди могут считать, что газета – это пережиток прошлого. Сегодня, при таком массовом распространении и доступности интернета и телевидения, печатное издание не выглядит таким уж необходимым средством массовой информации.

Первая  печатная газета появилась в Китае в 8 веке. Она называлась «Столичный вестник» и освещала указы императора и важные события. Само слово «газета» появилось намного позже и имело под собой интересную этимологию: словом «газетта» называли мелкую итальянскую монету, которую нужно было заплатить, чтобы получить публичный листок с новостями. Отсюда и пошло это название.

В 15 веке в Германии появился печатный пресс, специальный станок, который позволял размножить листовки, не прибегая к помощи переписчиков. В 17 веке во Франции появилась газета, которая очень похожа на современные печатные издания не только внешне, но и тем, что в ней стала размещаться платная реклама. Конечно, газеты того времени не были настолько информативно насыщенными, как современные; в них не было никаких рубрик, а новости печатались не по уровню важности, а по времени поступления.

Настоящий расцвет газеты пришелся на 19-20 век. Это произошло параллельно с развитием общества, науки, культуры, экономики. Также это было обусловлено потребностью людей узнавать как можно больше новой информации. В конце 20 века и до наших дней печатные издательства выдерживают конкуренцию с радио и телевидением за счет анализа различных событий, местных новостей, рекламы и объявлений.

Газета делится на жанры:

  1. Информационный. К этому жанру относятся: заметка, интервью, репортаж. Именно они предоставляют людям наибольшее количество важной информации и самых главных новостей. Мне кажется, каждый слышал выражение «репортаж с места событий». Это значит, в этой новости освещены какие-то важные происшествия.
  2. Аналитический. Это может быть любая статья, размышление на какую-то тему, отзыв о каком-то событии или мероприятии. К данному жанру относится и такой интересный вид деятельности, как «журналистское расследование», в котором настоящие искатели приключений найдут для себя работу по душе.
  3. Художественно-публицистический. К этому жанру относятся очерки и фельетоны. Очерк освещает какой-то сюжет или проблему, но его отличие от литературного жанра в том, что в нем автор обязательно высказывает собственное мнение, а иногда напрямую в тексте обращается к читателю. Фельетон – обличительная статья какого-либо действия, противоречащая нормам морали.

Таким образом, мы пришли к выводу, что  современная газета уступает радио, интернету и телевидению в вопросах оперативности и эмоциональности, но является отличным средством коммуникации для небольших сообществ людей. Таким «сообществом» является и наше учреждение, где обучаются всего 130 учеников.

Глава 2. Разработка газеты «Школьная планета». Как появился первый выпуск.

2.1 Подготовительный этап.

В начале своей исследовательской работы я упомянул, что идеей создания газеты с самого начала я не загорелся. Некоторые ребята, в основном девочки, бегали по школе, что-то спрашивали у других ребят, зачем-то ходили в кабинет к директору и социальному педагогу. Озарение пришло ко мне, когда мой одноклассник спросил у меня дату моего рождения. Я спросил у него, для чего ему эта информация.  И тогда он выпалил: «Для рубрики «Наши именинники». Правда, в этом месяце я должен был брать интервью у директора, но мы поменялись с Машей». Он еще что-то говорил, но я его уже смутно слышал. Что за вещи он говорит? Что такое рубрика? И как у директора можно взять интервью?

Этот эпизод поделил мою «журналистскую» жизнь на «до» и «после». Я узнал, что первый выпуск еще не готов, нужно собрать много информации и разработать стиль своей собственной газеты, придумать рубрики и название, научиться работать в специальной программе. В общем, обо всем по порядку.

Название.

«Как корабль назовешь, так он и поплывет». Пословица, которая как нельзя лучше отражает идею важности названия газеты. Название должно быть кратким, ёмким, запоминающимся. Некоторые издания, чтобы быть оригинальными, придумывают названия «от противного»: например, «Газета», «Листок». Вроде просто, даже примитивно, но очень запоминается. Часто в названии газеты присутствуют слова «вести», «новости», «известия». Есть российская газета «Правда», название которой говорит само за себя: правда и только правда! Газета также может отражать географическую принадлежность, как, например, в нашем районе – «Шелеховский вестник» и «Большелугский вестник». Во многих городах есть местные газеты, название которых содержит слово «вечерний»: Вечерний Мурманск, Вечерняя Москва. Название печатного издания может быть и более креативным и даже зашифрованным. Работая над своим проектом, я изучал многие названия существующих в реальности газет и натолкнулся на очень интересные: Гнчак, Дуэль, Ёлдаш, Ерик Тили, Подметки, Сударушка и Черновик.

Таким образом, процесс выбора названия газеты занял у нас немало времени: нужно оригинальное, но в то же время узнаваемое название. Мы настолько увлеклись процессом, что подходил срок издания первого праздничного выпуска, а названия все не было. Поэтому газета «взяла» временное название «Школьная планета». В этом же новогоднем номере мы объявили конкурс на лучшее название и уже через месяц школьную редакцию завалили необычными названиями, которые подходили именно нам, «Начальной школе – детский сад № 10»: События из десятки, Школьный ручеек, В десятку, Срочно в номер! Дело осталось за малым, определить победителя и уже следующий выпуск будет носить только наше, неповторимое и оригинальное название.

Рубрики.

От того, какие рубрики «работают» в газете, зависит ее успех. Нет смысла ежемесячно печатать в газете для девочек и женщин рубрику «Заметки опытного автомеханика» или в журнале для мальчишек – рубрику «Косметика для девочек». Поэтому главное правило – в местной газете должны быть рубрики, которые актуальны и интересны для всех, кто ее читает.

В нашей газете существуют следующие рубрики:

  1. Тема номера. Каждый месяц одно событие в школе является главным. В декабре – это празднование Нового года, а в мае – последний звонок. Другие рубрики могут перекликаться с главной темой частично или полностью. Например, если темой номера выступает День защитника Отечества, то и поздравляем мы именно их, и публикуем конкурсы именно на эту тематику.
  2. Внимание, конкурс! Эта рубрика никогда не будет пустовать – ведь интересных конкурсов, викторин и олимпиад – великое множество. Наша газета не только для учеников, но и для родителей, которые именно из нее смогут узнать, что сейчас проходит не только в школе, но и в районе. Главное правило рубрики – своевременная публикация.
  3. Гость номера. Одна из самых любимых рубрик нашего школьного издательства. Первое интервью самой первой газеты мы брали у директора школы Ирины Васильевны. Это было очень волнительно, ведь не каждый день приходишь в кабинет к директору не потому, что тебя вызвали, а потому что мы юные журналисты. В этой рубрике нам всегда помогает наш главный редактор Анастасия Владимировна: мы вместе разрабатываем вопросы, репетируем их, проговариваем, затем один или два журналиста приходят к директору и сами ведут с ней беседу, а куратор записывает наше интервью.
  4. Фоторепортаж. Из названия понятно, что это рубрика, в которой мало слов, много фотографий. Главное правило – фотографии должны четко отражать событие, оно должно быть понятным любому, кто читает газету.
  5. Островок безопасности. В данной рубрике освещаются вопросы нашей, детской, безопасности. Конечно, на уроках и внеурочной деятельности с нами постоянно проводят беседы и инструктажи по безопасности, но читать об этом в газете простым и понятным языком намного доходчивее.
  6. Наши именинники. Небольшая, но одна из самых «приятных» рубрик, в которой мы поздравляем именинников месяца с днем рождения. Говорят, самый приятный звук, который слышит человек – звучание его собственного имени. Мы эти имена не произносим, конечно, но каждый месяц печатаем.
  7. Проба пера. Рубрика, в которой каждый желающий может опубликовать произведения собственного сочинения. Одно из главных правил – полное авторство (произведения проверяются на плагиат) и анонимность по желанию автора. Когда эта рубрика только начала работать, мы открыли, что в нашей школе много талантливых ребят, которые пишут потрясающие стихи и прозу.

Также в газете есть  рубрики, которые могут меняться в зависимости от наполняемости и важности: Наши волонтеры, Наша гордость, Рецепт месяца, и т.д.

2.2 Создание газеты.

Чтобы создать газету таким «любителям журналистики», как мы, потребовалось изучение одной программы, в которой происходит вся верстка газет. Программа является продуктом компании Microsoft Office и доступна любому пользователю. Программа называется Publisher. Чем она удобнее обычного Microsoft Office Word, который я использую, в том числе, для написания данной работы? Publisher позволяет не просто набрать текст и вставить картинки, а помогает спроектировать страницу, то есть сверстать его. Могу признаться, что разбирались мы в ней вместе с педагогом пару недель, но это того стоило. Сверстав газету один раз, вам больше не придется этого делать. Самый долгий и трудоемкий процесс – разработать стиль газеты, определить, что будет на первой полосе (странице), что на второй и так далее. Важно, чтобы рубрики «не скакали с места на место», тогда постоянному читателю будет проще искать нужную ему информацию. Программа Publisher еще называется настольная издательская система.

После того, как мы придумали «временное название», рубрики и даже собрали нужную для обработки информацию, встал вопрос, каким еще требованиям должна отвечать газета, в том числе школьная?

Во-первых, у нее должен быть порядковый номер и дата выпуска. Обязательной информацией должно быть прописано учреждение, которое является учредителем издания. Эта информация размещается, как правило, в верхнем углу (правом или левом) под названием газеты.

Основные компоненты, такие как названия рубрик, должны иметь свое место на полосе – одно и то же каждый номер. Как я уже писал, это необходимо для того, чтобы  читателю было легче найти нужную статью.

Во-вторых, на последней странице каждого номера, под материалами этой полосы, должны содержаться данные о редакции издания и типографские данные. На данный момент в нашей школьной редакции у ребят нет определенной роли: каждый выполняет одно задание в течение месяца. Куратором и главным редактором газеты является наш социальный педагог. Здесь же указывается и тираж, в нашем случае он составляет всего 50 экземпляров, но я надеюсь, в дальнейшем это количество увеличится, и мы сможем вручить нашу газету в каждые руки.

В-третьих, важность первой полосы. Эта первая, самая главная страница газеты, просмотрев которую, читатель должен захотеть ее прочитать всю до конца. В нашей газете на первой полосе располагается рубрика Тема номера, объявления, которые требуют внимания и являются срочными, а также анонс всего выпуска. Анонс – это краткое содержание самого интересного, что есть внутри газеты. Важно подобрать такие темы, чтобы любой читатель, будь то взрослый или ребенок, захотел заглянуть вовнутрь.

Вот прошло три месяца кропотливого труда, освоения азов журналистики и развития навыков общения (на самые «общительные» задания отправлялись самые «скромные», чтобы перебороть свой страх перед новыми людьми). Пара десятков настороженных глаз склонились над монитором компьютера. Остались последние секунды до того момента, как команда «Печать» попадет в принтер, и на свет появится наша первая самостоятельная газета…

 Что из этого получилось, вы можете увидеть воочию!

(Приложение 1 отдельным документом формата Microsoft Office Publisher)

Заключение.

Тема моей работы «Школьная газета как средство коммуникации современного школьника» раскрыта в моей работе полностью. Создавая такой творческий проект, как школьная газета, каждый школьник может найти свое место: кто-то не очень хорошо формулирует мысли, зато замечательно фотографирует, кто-то легко поддержит разговор и возьмет интервью у кого угодно, кто-то из небольшого события может написать шикарный очерк. Каждый участник создания школьной газеты решает, может быть, и свои собственные «коммуникативные» проблемы. Сегодня наше школьное издательство ставит перед собой большие цели: развиваться, стремиться выйти на уровень дальше нашего учреждения, познакомиться с профессией журналиста через «настоящих профессионалов». Возможно, для кого-то этот этап станет первым, маленьким, но уверенным шагом в большую профессию.

Лично я в этой деятельности понял главное: журналистика – одна из самых необыкновенных и творческих профессий в жизни, а создавать свою собственную газету – настоящее профессиональное удовольствие!

Список литературы.

  1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся  классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999
  3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по противопожарной тематике "Будем помнить как один этот номер - 01!"

Внеклассная работа в начальных классах невозможна без бесед по противопожарной тематике. Как добиться того, чтобы дети были осторожны с огнём? Поможет презентация, в которой в стихотворной форме расск...

"Охрана животных",номер урока в теме 5

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Перспектива"...

Сентябрьский номер классной газеты "Переменка"

В этом номере вы узнаете о впечатлениях ребят о 1 сентября, о летних неожиданных встречах. Узнаете о наших победителях в различных олимпиадах и конкурсах. Найдете рисунки посвещенные дню города, а так...

Октябрьский номер классной газеты "Переменка"

Мы поздраляем всеух учителей с их профессиональным праздником. Вы узнаете мнение ребят о том, каким должен быть лучший учитель....

До школы 6 месяцев: срочно учимся читать

До школы 6 месяцев: срочно учимся читать...

Инструкция о порядке действия персонала при срочной эвакуации школы при возникновении пожара и ЧС

Инструкция о порядке действия персонала при срочной эвакуации школы при возникновении пожара и ЧС...

Урок с ЭОР. Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номер урока 46.)

Учебный предмет: Литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Тема урока и номер урока в разделе: Согласные звонкие звуки [д], [д`], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Д, д. (Номе...