Конкурсный урок по окружающему миру 2 класс по теме: "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа 21 века")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Чаленко Елена Владимировна

Тип урока: урок "открытия новых знаний". Цель: познакомить учащихся с разнообразием растительного мира. Данный урок соответствует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Технологическая  карта  конкурсного  урока

Предмет

Окружающий  мир

Класс

2 класс

Учитель

Чаленко  Елена  Владимировна, учитель  начальных  классов  МОУ «Средняя  общеобразовательная  школа № 4»  города  Железногорска  Курской  области.

УМК

Образовательная  система «Начальная  школа  ΧΧΙ века», «Окружающий  мир»,

 автор Н. Ф. Виноградова.

Тема урока

«Разнообразие  растений»  

Цель урока

Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений;  создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Тип  урока

Урок  открытия  новых  знаний.

Задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • сформировать  у  учащихся  представление  о  разнообразии  растительного  мира;
  • познакомить  с  отличительными  признаками  основных  групп  растений;
  • сформировать  умение  различать  группы  растений  по  их  существенным  признакам.

- метапредметных результатов:

  • Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность  действий, работать по плану.
  • Познавательные УУД: классифицировать объекты природы на основе их существенных признаков; искать  и выделять необходимую  информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема); собирать, обрабатывать и передавать информацию. формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение); самостоятельно составлять схему в соответствии с задачами урока.
  • Коммуникативные УУД: оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в группе. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение в соответствии  с  задачами  коммуникации.

- личностных результатов:

  • формировать  ценностное  отношение  к  природе,  растениям;
  • формировать чувства  гармонии  человека  с  природой;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в группах.

Оборудование

Учебник. «Окружающий мир. 2 класс». Н. Ф. Виноградова,   иллюстрации  растений,   таблица, карточки  с  названием  групп  растений,  карточки  с  заданиями  и  маршрутные  листы  для  работы  в  группах.

ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация.

Словари, энциклопедии.

Технология  обучения

Личностно - ориентированная, информационно – коммуникационная.

Методы  обучения  на  уроке

Словесный, наглядный, практический,  частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

фронтальная,  в  группах.

Информационные  методы

Использование  мультимедийной  презентации.

Этапы урока

Ход   урока

Ι. Организа-ционный  момент

  1   слайд

(Ученики  заранее  разделены  на  группы  и  готовы  к  уроку.)

- Друзья!  Я  очень  рада, что  сейчас  мы  будем  работать  вместе,  а  вы  хотите  этого?...

- В одной   детской  песенке поётся:  «От  улыбки  станет  всем  светлей!». Давайте и мы   друг другу  улыбнёмся  и  настроение  наше  станет  ещё  лучше.  

- Нашу встречу  хочу начать стихотворением замечательного детского поэта  Владимира  Натановича  Орлова. А  вы  мне  помогайте, в рифму слова  подбирайте.

   Живой  букварь

Нас, в любое время года,
Учит  мудрая  природа:
Птицы  учат …    (
пению).

Паучок   (терпению).
Пчелы,  в  поле  и  в  саду,
Обучают  нас  …    (
труду).
Учит  снег  нас  
чистоте.
Солнце  учит  
доброте.
У  природы  
круглый  год
Обучаться нужно.
Нас деревья,  птицы,  звери
Учат  крепкой …   (
дружбе).

-  Давайте  же  поработаем  дружно  и  с  удовольствием! Я  уверена,  у  нас с вами все получится!

-  Разве  не  удивительно, что  природа  тоже  нас  обучает?

ΙΙ. Актуализа-ция опорных  знаний

Щелчок

Щелчок

Щелчок убрать

-  А вы  любите  удивляться?

-  Вы  обращали  внимание,  как   удивительна  наша  природа:  её   цвета, формы  и  необычайное  разнообразие  видов.

- А  знаете, какое  самое  древнее  растение  на  Земле?  В  конце  урока  я  желаю  вам  ответить  на  этот  вопрос.

-  Всё  в  природе  находится  строгом  порядке.

-  Все  живые  существа на  планете  распределены  по  царствам.

-  Какие  царства  живой  природы  вы  знаете? (Бактерии, грибы, растения, животные).

-  Сегодня  на  уроке  мы  отправимся  в  царства  живой  природы.

ΙΙΙ. Определение  темы  и поста-новка учебной  задачи

Щелчок

Перед  нами  растения: ( сосна,  одуванчик,  мох, папоротник,  водоросли.)

-  Вы  знаете  эти  растения?  Назовите  их.

-  На занятии в д/с воспитатель спросила: что такое растение? «То, что растет», - ответил один мальчик. Оцените его ответ.

( Это, конечно, не научный ответ, но одну из важных черт всех растений мальчик назвал правильно. Растение постоянно увеличивается  в  росте путем деления клеток, расположенных на кончиках сте́блей и корней.)

-  А  растения, если их сравнивать  по  признакам: по форме,  размеру,  цвету  – они  все  какие? (Разные)

-  Как  вы  думаете  о  чём  мы  будем  говорить  на  уроке?  (О  разнообразии  растений)

-  Тема   нашего  урока  «Разнообразие  растений»

(«Разнообразие  растений»  -  тема  крепится  на  доску.)

-  Учёные  ботаники  делят  царство  растений  на  группы. (Мы  с  вами  тоже  на  группы  разделены)

-  Используя   вопросы  посоветуйтесь  и  решите,  что  бы  вы  хотели  узнать  по  данной  теме?

(На  слайде  вопросы: Что?  Какие?  Как?  Где?)

-  У  нас  получились  такие  вопросы  по  теме:

(Дети   отвечают,  вопросы   крепятся   на   доску)

  1. Где  встречаются  растения?
  2. Что  такое  группа  растений?
  3. Как  называются  группы  растений?
  4. Какие   признаки  растений  в  каждой  группе?

ΙV.  Стадия  открытия  новых  знаний

Щелчок

Щелчок убрать

Щелчок

-  1  наш  вопрос.  Где  встречаются  растения?

-  Есть такое  выражение «растения – это зелёная одежда Земли»?  Что  оно означает, как вы думаете? (Их можно встретить везде: в полях, в лесу, высоко в горах, в морях, океанах, реках, топких   болотах, в безводных пустынях  и на крайнем  севере – в Арктике)

- Действительно: зелёный  наряд  делает  нашу  планету  удивительно  красивой!  

-  Но  не  только  красоту  нам  дают   растения.

- С  древних  времен  люди  собирали  растения, учёные изучали  их  свойства, описывали   и  давали  названия.  Так  появилась  наука, изучающая  растения.  

-  Кто  знает  её  название?

(БОТАНИКА – наука  о  растениях, о  растительном  царстве.   В. И.  Даль)

- Учёные  ботаники  определили, что  у  каждого  растения  есть  части.

-  Вернёмся  к  рисункам  растений.

- Посовещайтесь  в  группах  и  скажите,  какие  части  есть  у  растений?

- Как  вы  думаете,  у  всех  есть  корень,  цветы, семена. (Проблемный  вопрос)

- Учёные  собрали  вместе,  в группы,  растения  с  одинаковыми  признаками,  в  зависимости  от  наличия  у  них  тех  или  иных  частей.  Получились  группы.

-  Мы  ответили  на  2  вопрос.  (Что  такое  группа  растений?)

-  Сейчас  предлагаю  провести  физминутку  и  почувствовать  себя  растениями.

Ф И З М И Н У Т К А

Итак, сейчас каждый  представит  себя  каким-нибудь  растением и будет выполнять определенные движения как настоящее растение …

  1. Сейчас  растения  спят.
  2. Утро. Они  просыпаются и медленно  тянутся  к  солнышку, поворачивая к нему свои листочки.
  3. Наступил  день, подул легкий ветерок  и  наши  друзья  начали  перешептываться  друг  с  другом  листочками, сообщая  лесные  новости.
  4. Вечер. Наши  зелёные  друзья  опускают веточки, листики и  засыпают.

-  3  вопрос.  Как называются   группы  растений?

-  Нам предстоит интересная работа. Мы научимся  объединять  растения  в  группы  по  месту  обитания,  по  тому,  как  они  размножаются  и  узнаем, на  какие   группы  учёные  разделили  все  растения  на  земле.

- Каждая команда самостоятельно изучит особенности одной  группы растений, а затем познакомит  с ней  всех  нас.  Если  будут  затруднения, к  кому  вы  можете  обратиться? (к учителю, к учебнику).

-  Вспомним   правила   работы   в   группе.

(Один  читает - все слушают,  обсуждаем  тихо,  спорим   вежливо.)

(Инструктаж: 1) на  белом  листе  задание,  на  зелёном - маршрутный лист,  с  которым  вы  будете  выходить   к  доске,   2) помощником  будет  вам  и    учебник,  стр. 33)

  1.   группа:  цветковые  растения         4     группа:  хвойные  растения  
  2. группа:  папоротники                      5     группа:  мхи
  3. группа:  водоросли

 (По  окончанию  работы  группы  у  доски  отчитываются о  работе,  получается  схема-проект:

-  Данные   заносятся  в  таблицу- плакат  для  сравнительного  анализа.

 

(Проверка.  Мы  сделали  всё  правильно)

- Вот  мы  и  ответили  на  4  вопрос:

-  4  вопрос.  Какие  признаки  растений  в  каждой  группе.

 

- Теперь вы можете ответить на вопрос, который был у нас в начале урока: Какое самое древнее растение на  земле?

- Водоросли  относятся  к  низшим  растениям, у них очень простое строение, а остальные растения  относятся  к  высшим.

- Как  вы  думаете  какая  группа  растений  самая  многочисленная?

(Рядом  с  карточками-проектами  вывешиваю  информационные  карточки:

Цветковых – 280 тыс.  видов,              Хвойных  -  1  тыс.  

Мохообразных – 16 тыс.,                     Папоротников – 12 тыс.  

Водорослей  -  45 тыс.  

-  По  данным  Международного  союза  охраны  природы  было  описано  более  350  тыс.  видов  растений   нашей  планеты.

V. Применение  знаний  на  практике

Щелчок

Щелчок

Щелчок

Щелчок

Щелчок

-  Предлагаю уже сейчас применить то, что  узнали  в  игре  «Найди  лишнее». 

- Задание  группам:

  1. Группа:  хвойное  растение - лишнее

кукушкин  лён,  лиственница,   маршанция,  сфагнум

  1. группа:  цветковое  растение - лишнее

бурые  водоросли,  гвоздика,  зеленые  водоросли, красные  водоросли

  1.  группа:  мхи  -  лишнее

одуванчик лекарственный,  клевер луговой,  сфагнум (торфяной мох),  кувшинка

  1. Группа:  папоротник  -  лишнее

ель,  пихта,  лиственница,  папоротник

  1. Учитель:  (всем)  водоросли

сине-зеленая  водоросль,  подорожник, лопух, крапива

VΙ.  Итог  урока  и  рефлексия

Щелчок

Щелчок

Домашнее задание

-  Кому  всё  понятно, поднимите руки так….

-  Кто  испытывал  затруднения? (поднимите   кулачок)

-  Какие  вопросы  у  вас  возникли?

-  О  чём  вам  хотелось  бы  ещё  узнать?

-  У вас в библиотеке  есть  биологическая  энциклопедия  для  детей.  Там  очень  много  интересного  о  царствах  природы.  (Связь   с  внеурочной  деятельностью.)

-  Комфортно  ли  вам   было  работать  в  группах?

-  Оцените  ответы  товарищей.

-  Оцените  проектную  работу и наглядный  материал, который  приготовили  группы.

-  Где  нам  может  пригодиться  наш  проект?

(Можем  отнести  в  садик  к  тому  мальчику,  который  не  мог   ответить  на  вопрос,  в  1   класс,  сделать  плакат  и  вывесить  информационный  стенд,  чтобы  все  ученики  закрепляли  знания.)

-  Мы  молодцы?  Молодцы!

- Сделай в тетради рисунок растения, которое особенно нравится. Подписать  его  название  и  название  группы.

- На  стр. 33 учебника  составить  рассказ  по  таблице.

Дополнительный  материал:

Игра «Верно-неверно»

 1.     Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
 2.     У мхов есть корень, стебель, лист, цветок?     (нет)
 3.     У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
 4.     У папоротников есть цветы? (нет)
 5.     Растение –  живой организм? (да)
 6.     Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)



Предварительный просмотр:

Цветковые

   растения

Группа

растений

Корень

Стебель

(ствол)

Лист

Цветок

Плод  с  семенами

Цветковые  растения

 Место  обитания:  ______________________________________________________

    Хвойные

    растения

Группа

растений

Корень

Стебель

(ствол)

Лист

Цветок

Плод  с  семенами

Хвойные  растения

 Место  обитания:  ______________________________________________________

Папоротники

 

Группа

растений

Корень

Стебель

(ствол)

Лист

Цветок

Плод  с  семенами

Папоротники

 Место  обитания:  ______________________________________________________

       Мхи

  (мохообразные)

Группа

растений

Корень

Стебель

(ствол)

Лист

Цветок

Плод  с  семенами

Мхи

 Место  обитания:  ______________________________________________________

  Водоросли

 

Группа

растений

Корень

Стебель

(ствол)

Лист

Цветок

Плод  с  семенами

Водоросли

Место  обитания:  ______________________________________________________

Группа растений

Корень

Стебель

(ствол)

Лист

Цветок

Плод  с  семенами

Цветковые  растения

Хвойные  растения

Папорот-

ники

Мхи

Водоросли

Разнообразие  растений

Задание   1  группе

  1. Внимательно  прочитайте  текст.

Цветковые  растения – растения, у  которых  есть  цветки.  Это  деревья, кустарники, травы.  У  них  имеются  корни,  стебли  (стволы),  листья,  цветки.  Их семена покрыты плодом, образованным  из  завязи  в  цветке. Плод является защитой семени и помогает их распространению.  Цветковые  растут  по   всему  земному шару.  Некоторые  обитают в воде (элодея), а некоторые - в безводных пустынях  (верблюжья  колючка).

  1. Отметь  в  маршрутном  листе  знаком  «+»  какие  части   имеет  эта  группа  растений.

  1. Под  таблицей  запишите,  где  обитают  эти  растения.

  1. Найдите  картинку,  которая  подходит   к  группе  цветковых  растений  и  приклейте  её  в  левый  верхний  угол  маршрутного  листа.

  1. Подготовьте  рассказ  о  цветковых  растениях,  используя  текст.

Назначьте  выступающего.  

Задание   2  группе

  1. Внимательно  прочитайте  текст.

Хвойные растения - это вечнозелёные  растения, долгожители на нашей Земли -  деревья  и  хвойные  кустарники.  Имеют  листья  в  виде  иголок  (хвоинок).  У  хвойных  растений  нет  цветков  и  плодов, семена их не покрыты  мякотью  плода. Вместо плодов шишки – это утолщение на  конце  побега, в котором  и  созревают  семена. К  хвойным относятся: ель, сосна, лиственница кедр, пихта, можжевельник, кипарис.  Растут  в  лесу, любят  сухие  и  холодные  местности.  В  большом  количестве  растут   в  тайге.

  1. Отметь  в  маршрутном  листе  знаком  «+»  какие  части   имеет  эта  группа  растений.

  1. Под  таблицей  запишите,  где  обитают  эти  растения.

  1. Найдите  картинку,  которая  подходит   к  группе  хвойных  растений  и  приклейте  её  в  левый  верхний  угол  маршрутного  листа.

  1. Подготовьте  рассказ  о  хвойных   растениях,  используя  текст.

Назначьте  выступающего.  

Задание   3  группе

  1. Внимательно  прочитайте  текст.

Папоротники  легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У  папоротников есть корни, стебли  и  листья. Цветков, плодов и семян у них нет, их заменяют крошечные споры на листьях, которые можно увидеть только под микроскопом.  Древние папоротники дали нам залежи каменного угля, который используется как топливо. Они  бывают  съедобными  и  ядовитыми.  Растут  на  севере, в  тундре,  в  тропиках  во  влажных  и  сухих  местах.

  1. Отметь  в  маршрутном  листе  знаком  «+»  какие  части   имеет  эта  группа  растений.

  1. Под  таблицей  запишите,  где  обитают  эти  растения.

  1. Найдите  картинку,  которая  подходит   к  группе  папоротников  и  приклейте  её  в  левый  верхний  угол  маршрутного  листа.

  1. Подготовьте  рассказ  о  папоротниках,  используя  текст.

Назначьте  выступающего.  

Задание   4  группе

  1. Внимательно  прочитайте  текст.

Мхи – очень  древние  представители  царства  растений.                                         Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.  Растут  во  влажных  местах.

  1. Отметь  в  маршрутном  листе  знаком  «+»  какие  части   имеет  эта  группа  растений.

  1. Под  таблицей  запишите,  где  обитают  эти  растения.

  1. Найдите  картинку,  которая  подходит   к  группе  мхов  и  приклейте  её  в  левый  верхний  угол  маршрутного  листа.

  1. Подготовьте  рассказ  о  мохообразных,  используя  текст.

Назначьте  выступающего.  

Задание   5  группе

  1. Внимательно  прочитайте  текст.

Водоросли -  самые  древние  растения. Они свободно плавают в воде и поселяются на дне, живут до той  глубины, куда проникает свет. Бывают  зеленого, бурого и красного цвета. Имеют разные форму и размеры. Одни из них так малы, что видны только в микроскоп. Бурые водоросли - гигантские, достигают в длину до 100 м, живут в океанах.  

У водорослей нет корня, стебля, листьев.  Тело  водоросли  называют  слоевищем. Водоросли служат кормом для морских животных, обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские  водоросли  человек  использует  в  пищу  и  для  лечебных  целей.

  1. Отметь  в  маршрутном  листе  знаком  «+»  какие  части   имеет  эта  группа  растений.

  1. Под  таблицей  запишите,  где  обитают  эти  растения.

  1. Найдите  картинку,  которая  подходит   к  группе  водорослей  и  приклейте  её  в  левый  верхний  угол  маршрутного  листа.

  1. Подготовьте  рассказ  о  водорослях,  используя  текст.

Назначьте  выступающего.  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Растения Царства живой природы Животные Грибы Бактерии

Слайд 5

Что? Как? Какие? Где?

Слайд 6

Ботаника - наука о растениях, о растительном царстве. Владимир Иванович Даль

Слайд 8

Растения Папоротники Цветковые растения Хвойные растения Водоросли Мхи

Слайд 9

Молодцы ! ? Молодцы

Слайд 10

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Информационные источники Автор фонов Ольга Бор http://www.olgabor.com/ Чаленко Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 4» Курская область, г. Железногорск 2018

Слайд 11

Ё Я ПОНЯЛ НАУЧИЛСЯ ПОВТОРИЛ ЗАПОМНИЛ УЗНАЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Конкурсный урок по окружающему миру

Урок окружающего мира по теме " Зачем нужно есть много рвощей и фруктов"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Весенние работы" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся с весенними работами.Задачи урокаДидактические:Научить определять важность весенних работ;Науч...