Использование пословиц и поговорок на уроках окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Привлечение пословиц к изучению окружающего мира обогащает учебный процесс. Благодаря включенным в канву урока пословицам природные явления представляются наглядно - образно, кроме того, углубляется восприятие учебного материала, повышается интерес к предмету. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пословиц и поговорок на уроках окружающего мира

Привлечение пословиц к изучению окружающего мира обогащает учебный процесс. Благодаря включенным в канву урока пословицам природные явления представляются наглядно - образно, кроме того, углубляется восприятие учебного материала, повышается интерес к предмету. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствую усвоению учебного предмета. Пословицы учат подмечать закономерности в природных явлениях, содействуют развитию наблюдательности.

Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными вопросами курса окружающего мира, если они доступны учащимся начальных классов, имеют яркую форму, расширяют кругозор учащихся.

Методика использования пословиц на уроках может быть разнообразной. Некоторые применяются для иллюстрации природных явлений, другие - с целью объяснить их смысл, в - третьих - надо соотнести житейский смысл и подмеченную природную закономерность.

Пословицы - народные приметы погоды. Интересно сравнивать содержание пословицы с наблюдениями учащихся. Существуют пословицы - загадки, разгадывание их всегда интересно школьникам. К пословицам можно обращаться на разных этапах урока.

Практика использования пословиц на уроках окружающего мира подтверждает эффективность и целесообразность такого приёма активизации познавательной деятельности учащихся. Пословицы и поговорки позволяют школьникам лучше усвоить программный материал, приобщают к культуре, а также развивают такие качества, как наблюдательность, стремление объяснить природные явления.

Месяцеслов

Март.

Грачи на гнездо летят к дружной весне.

Сколько проталинок, столько жаворонков.

Кулик прилетел - семена готовь.

Весна - всем праздник.

Ни в марте воды, ни в апреле травы (Условно).

Мартовская вода целебная (из мартовского снега). Она же от веснушек и загара.

Апрель.

Апрель - ключ к весне.

Апрель всех напоит.

Апрель с водою - май с травою.

В апреле ворон детей купает.

Апреля спит да дует, тепло сулит, а мужик глядит, что-то ещё будет!

Май.

В мае всё вокруг принарядится - где листком, где цветком, а где травицей.

Май холодный - год хлебородный.

Майский мороз не выдавит слёз.

Если опушилась вперёд берёза - к жаркому лето, клён - к холодному.

Невелика в мае трава, а скотину кормит.

Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Майская трава и голодного кормит.

Малая птичка соловей, а знает май.

Июнь.

Июнь - румянец года.

В июне день не меркнет.

Тёплому июню и рыба рада.

Конец пролетья, начало лета.

Июль.

Июль - зенит тепла, макушка лета.

Июль устали не знает.

Июль - месяц ягод.

В июле и вода цветёт.

Красный вечер - светлый день.

Не скрипят кузнечики - торопись сено убрать.

В июле на дворе пусто, да на поле густо.

Июль - хоть разденься, а декабрь - потеплей оденься.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

Август.

Месяц август яблоком пахнет.

В августе до обеда лето, а после обеда - осень.

В августе работнику три заботы: и косить, и пахать, и сеять. Пошли журавли на юг - жди зимы.

Август каторга, да после будет мятовка.

В августе серпы греют, вода холодит.

Сентябрь.

Сентябрь - вечер года.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь без плодов не бывает.

Появились опята - лету конец.

Холоден сентябрь да сыт.

С сентября огонь в поле и в избе.

Октябрь.

В октябре ни на колёсах, ни на санях.

Октябрь - сбор последних плодов.

Октябрь капустой пахнет.

Октябрь холоден, да сыт.

Первый снег - за сорок дней до зимы выпадает.

В октябре до обеда осень, а посла обеда - зима.

Мни и топчи льны с половины октября.

Ноябрь.

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борются.

Ноябрь - месяц прилёта зимних пернатых гостей.

Ноябрь не зима - предзимник.

Ноябрь - вездеход.

Ноябрьские ночи - самые тёмные в году.

Синица к избе - зима на дворе.

Декабрь.

Декабрь - шапка зимы.

Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвёт.

В декабре светает поздно, да смеркается рано.

В мороз и сорок пудов не воз.

Студень. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь.

Январь году началу, зиме середина.

В январе солнце на лето, зима на мороз.

Растёт день - растёт и холод.

В январе снегу надует - хлеба прибудет.

Январь - месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов.

Февраль.

Февраль силён метелью.

Вьюги да метели на февраль налетели.

Февраль - месяц ветров и кривых дорог.

У февраля два друга: метель да вьюга.

Февраль - широкие дороги.

Бокогрей. Февраль воду подпустит, март подберёт.

Сезонные изменения в природе.

Суеверия - приметы.

Когда дождь, тогда и прохлада.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Готовь сено, пока солнце сияет.

Много снега - много хлеба.

Кос, коса, пока роса, роса долой и мы домой.

Соль мокнет - к дождю.

Табак сыреет - к сырой погоде.

Обильная роса - к хорошей погоде.

Осенний иней - к сухой и солнечной погоде.

Туман утром стелется по воде - к хорошей погоде.

Мало звёзд на небе - к ненастью.

Кольцо вокруг солнца - к ненастью.

Солнце красно заходит - к ветру.

На молодом месяце рыба клюёт.

Много раков - к хорошему улову рыбы.

Лист на дубу развивается - улов щук (ценз.).

Когда цветёт черёмуха, тогда улов на лещей.

Глубже пахать - больше хлеба жевать.

Клади навоз густо - в амбаре не будет пусто.

Кто рано сеет, семян не теряет.

Посеешь в погоду - больше приплоду.

Лягушки кричат: пора сеять.

Когда появятся комары, пора сеять рожь.

Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.

Посев ржи при северном ветре родит крепче и крупнее.

Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает.

Много воды - много травы.

Пшеницу сей, когда весна стоит красными днями.

Рябина цветёт рясно - много овса будет.

Осина в серёжках - урожай на овёс.

Ячмень сеют, пока цветёт калина.

Можжевельник зацветёт - пора сеять ячмень.

Кукушка закуковала - пора сеять лён.

В первые дни новолуния сей горох.

Сажая капусту, приговаривают:"Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая а будь густая; не будь густа, а будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!"

Поздний листопад - на тяжёлый год.

Ранние ласточки - к счастливому году.

Много желудей на дубу - к тёплой зиме и плодородному лету.

Рясна малина - урожай на хлеб.

Плесень на ветоши - к урожаю рыжиков.

Лёд весенний тонет - на тяжёлый (бесхлебный) урожай.

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля - к хлебородию.

Когда в поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко.

Холодная зима - благодать (предвещает урожай).

Коли земля не промёрзла, так и соку не даст (после тёплой зимы неурожай).

Стихии - явления.

Гроза - божья милость.

На небе стукнет - на земле слышно.

Если первый гром с полудня (с юга), то грозное лето будет.

Огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер господин, дождь - кормилец, солнце - князь, луна - княгиня.

Вода и землю точит и камень долбит.

С огнём, с водой, с ветром не дружись, а с землёю дружись.

С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.

Звезда падает к ветру.

Первые петухи (полночь), вторые (до зари), третьи (заря).

Ни свет, ни заря (рано).

От грома и в воде не уйдёшь.

Экологические пословицы.

/ Законы Барри Комонера /

Всё связано со всеми.

За всё надо платить.

Всё надо куда - то девать.

Природа знает лучше.

Библиографический список 

1. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания /О.М. Барковская–Начальная школа. – 2006. – №2. – С.32-33.

 2. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М. - 1987.

3. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. // Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М.: Образование и экология, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала при подготовке уроков окружающего мира

Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение на...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка. Классификация по правилам.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.Классификация по правилам....

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка...

Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен...

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.

      Языковое пространство пословиц и поговорок довольно обширно. Народные изречения - превосходный материал для разных видов работы на уроках по изучению лексики, орфографии, м...