Использование пословиц и поговорок на уроках математики, как средство повышение качества знаний
статья по математике

Щербакова Светлана Сергеевна

Статья о необходимости использования пословиц и поговорок на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Использование пословиц и поговорок на уроках математики, как средство повышения качества знаний

     Снижение качества знаний по математике является актуальной проблемой. Низкий уровень познавательной активности учащихся – одна из причин снижения качества знаний. Повысить качество усвоения знаний учащихся начальной школы на уроках математики можно, используя пословицы и поговорки. Изучение пословиц и поговорок играет огромную роль в интеллектуальном и нравственном развитие младших школьников

      Пословицы и поговорки всегда поучительны, современны. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно. С помощью пословиц и поговорок происходит обогащение речи (овладение математической терминологией). Но надо учитывать возрастные особенности младших школьников (в частности, несформированность абстрактного мышления). И систематически включать пословицы и поговорки в содержание учебных материалов. Если дети будут владеть знаниями пословиц и поговорок, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим её образной и яркой.

     Пословицы, поговорки, которые содержат в себе  цифры, учениками  воспринимаются легче,  т.к.  работа с цифрами  идет  каждый  день.  Активность учеников и их работоспособность на уроке увеличивается при использовании пословиц и поговорок.

      Формы работы могут быть самыми разными. Например, обучая ребенка счету и говоря о числе «один», можно проговорить и объяснить смысл пословиц: «Один в море – не рыбак», «Одна голова на плечах», «Одна нога здесь, другая там». Наряду с воспитательным воздействием описанная работа позволяет  формировать базу для изучения математики.

     При обучении математике в школе полезно начинать уроки с пословиц и поговорок, содержащих соответствующие теме урока понятия. Например, урок по теме «Число четыре», можно начать с чтения пословиц и поговорок, содержащих это число: «Жить в четырёх стенах», «На все четыре стороны», «Кошка всегда на четыре лапы падает», «Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается». После краткой беседы о смысле этих пословиц и поговорок учитель просит сказать, что общего во всех пословицах и поговорках, какое число называется в них. Выслушав ответы детей, учитель сообщает тему урока: «В каждой из пословиц и поговорок было число четыре. Это говорит о том, что число 4 часто используются людьми, помогают им разговаривать друг с другом, выражать свои мысли».

      Учитель может давать детям задания: подобрать несколько пословиц и поговорок, содержащих определенные математические понятия. На внеклассных занятиях можно устраивать конкурсы: кто больше вспомнит пословиц и поговорок . содержащих математические понятия.

       Использование на уроках математики в начальных классах  пословиц и поговорок помогает создать благоприятную обстановку на уроке, ввести элемент игры в процесс обучения, облегчить работу по запоминанию цифр,

позволяет развивать логическое и образное мышление, речь, память, воспитывать трудолюбие, ответственность, пополнять активный словарный запас, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности. Использование пословиц и поговорок на уроках математики делает их более насыщенными, качественными и повышает мотивацию к обучению.

Список использованной литературы:

1.Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальном обучении математике. Составитель – С.Е.Царёва, Новосибирск, 1998

2.Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников. – СФЕРА, Москва, 2002

3.Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. - Ярославль : Акад. развития, 2010 - 510 с.

4.Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения - ИД Литера, 2018 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен...

Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"

В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но...

Организация самостоятельной деятельности на уроках как эффективное средство повышения качества знаний

В данной презентации предоставлена методическая работа по организации самостоятельной деятельности на уроках....

«Устный счёт на уроках математики как средство повышения качества оценки знаний обучающихся»

           Каждый учитель знает, что усвоение математических знаний, умений и навыков зависит как от содержания используемых упражнений, так и от их количества. Но...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках — эффективное средство повышения качества знаний, так как позволяет ученикам глубже и осмысленнее усваивать новый материал, ...