Классный час
классный час по окружающему миру

Бекетова Светлана Алексеевна

" Помним, гордимся, наследуем..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krayu-_75.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Музейный урок

                                                   

музейный урок для учащихся 1 – 2 классов

Цели: воспитание преемственности поколений, получение знаний, которые помогают учащимся понять  значение выражения «человек в истории края»;
развитие интереса к истории малой родины,  страницам возникновения Краснодарского края; формирование   уважительного отношения к трудовым и ратным подвигам старшего поколения.

Оформление:  фотозарисовки «Мой край», стенд «Символика Кубани».
Эпиграф:                                     Могучие горы.
                                                    Родные просторы,
                                                    Приморского берега грань,
                                                    Леса и поляны, сады и лиманы –
                                                    Все это родная Кубань.
                                                                                                     
В. Подкопаев.

  1. Организационный момент. Создание эмоционального фона, вхождение в тему. (Звучит мелодия, слайды 2-11). Звучат слова.

Учитель.        

Кубань, Кубань – души моей отрада,
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла. (С.Хохлов)

     -  1 сентября в школах Кубани проводится Единый Всекубанский урок.

-Ребята, назовите   два самых ваших любимых праздника. (Музыка звучит тише)

Дети. (Кто-то из ребят обязательно назовет День рождения).

У. День рождения есть не только у вас, но и у нашего края. Возможно, вы сможете назвать эту дату.

У. 13 сентября 1937г.   

У. Молодцы. Краснодарскому  краю   13 сентября 2012 года исполняется 75-лет.    Краснодарский край или Кубань. Почему мы так говорим?

 У. Кубань-главная река нашего края.

У.Здравствуй, наша Кубань
   Тополиный край –
   Наш Черноморский,
   Наш Приазовский,
   Наш Краснодарский край!

-Краснодарский край - это наша малая родина. Станица, в которой мы живём, дом, в котором родились, место, где жили наши прадеды – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место. Из века в век, из поколения в поколение в семье любого народа считалось необходимым знать историю своего рода, имена и дела тех, кто увеличивает богатство родной стороны. Богатой считалась не только та семья, у которой было много материальных ценностей, но и та, которая была духовно богата, где каждый знал, уважал, гордился именем отца, деда, прадеда, его делами. Знаем ли мы имена тех, кто сохраняет и приумножает славу нашего Краснодарского края? Кто они герои моей Родины?

Давайте вспомним… /слайд 12/

  1. Актуализация знаний по данной теме из курса кубановедение.

У. Заселение Кубани началось  давно. Более 200 - лет тому назад   высочайше пожалованы    Черноморскому казачьему войску в вечное владение Фанагорийский остров и земля по правой стороне Кубани. «Великодушие сие вызвано было необходимостью прочно обеспечить новую границу России».

        Задание 1. Ребята, у вас на столах лежат бумажные зернышки, на обратной стороне написаны буквы. Соберите имя царицы, разрешившей казакам поселиться на новых землях. Правильно выполнившие задание получают колосок. Проверим.  /слайд 13/

У. Шли годы, менялась история государства Российского.  Был образован Азово - Черноморский край, 13 сентября 1937 года край был разделён на Краснодарский край и Ростовскую область, утверждены символы: герб, флаг, гимн Краснодарского края.  /слайд 14/

Сегодня Кубань - очень красивый и богатый край. Край высоких гор, широких степей и лугов, садов и виноградников. Кубань - житница России.  / слайд 15 /

3. Работа по теме.

У. Перечитаем еще раз слова на последнем слайде. (Кубань-житница России.) А как вы понимаете значение слова «житница»?

Д.Возможно оно означает жизнь. Найдем его в словаре. (Работа со словарем).

У.Краснодарский край - родина тружеников земли и главное её богатство - люди! Кубань- житница России и главное ее богатство - хлеб!  

У. Посмотрите на экран. Что объединяет все эти фотографии? /слайд 16/

Д. На них убирают урожай хлеба.

Ученица читает стихотворение Валентины Сааковой(г.Сочи)

Ты знаешь, что такое хлеб?

Ты знаешь, что такое хлеб? 
Ведь он не просто лишь еда. 
Он – слава честного труда 
Во имя мира на земле!

Возьми зернинку на ладонь, 
Краюшку хлеба посоли: 
Ты солнца чувствуешь огонь, 
Тепло своей родной земли.

Когда в полях шумит страда, 
То это вспомниться не раз, 
Что хлеб – не просто лишь еда, 
Судьба он каждого из нас!

У.Определим основную тему  нашего занятия -  «Кубанский каравай».

У. Ребята, чем отличаются эти фотографии? /слайд 17/

Д. На одних пшеницу убирают  комбайном, на других - косят женщины маленькими косами.

У. Определим основные задачи нашей работы.

У.Как убирали хлеб раньше и в наши дни. Кто убирает хлеб.

У.Где мы сможем найти приспособления для уборки пшеница, которыми пользовались наши прапрабабушки и прапрадедушки?

Д.В музее.

У. У вас на столах лежат колосья хлеба, состоящие из «бумажных зернышек». В конце занятия мы должны будем собрать их вместе, выполнив задания. Будьте внимательны во время экскурсии.

4. Музейный урок. Далее урок проходит в школьном музее. /Зерна колосков и ручки ребята берут с собой/

1 экспозиция «Орудия труда».

 Прошло много лет, прежде чем казаки-переселенцы смогли оценить преимущества мирного земледелия. Из-за постоянных войн и освоения новых территорий хлеб свой насущный кубанцам приходилось брать не от плодородной земли, а получать из столицы в виде пособия вместе с порохом и свинцом. Очень редко казаку доводилось сменить походный сухарь на мягкий каравай пшеничного хлеба. (Рассказ строить на основе имеющихся экспонатов музея). И все же Кубань стала житницей России, а хлеб — предметом ее гордости. 

2 экспозиция «Военный колосок»

Учитель.Земля – матушка! Эти слова можно часто было слышать в кубанских хуторах и станицах. В них отразилось особое отношение казаков к земле. Впрочем, по- другому и не могло быть. Земля кормила, она была основой хозяйства. Казак, уходивший на войну, брал с собой горсть родной земли. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Прапрадедушка ученика нашего класса ушел на войну с хлебного поля. Через несколько месяцев, в зимний морозный вечер  он решил написать своей семье письмо. Вот какую историю он узнал от своей прабабушки.

          Дети.У моего прапрадедушки Иванова П. И. была маленькая тетрадка для писем в толстой обложке. Листочков осталось совсем немножко. Чтобы было писать удобнее, он решил согнуть ее. И вдруг из тетрадки выпал ярко – желтый колосок. Как он там сохранился прапрадедушка и сам не знал. Он взял его в руки и заплакал, вспомнив дом, свою семью, мирную жизнь. Это все разрушили фашисты. «Я должен победить фашистов!» На следующий день был бой, мой прапрадедушка был очень сильно ранен. Только через три месяца он смог снова отправиться на фронт, чтобы дойти до самого Берлина и победить немцев. К сожалению, тот колосок он потерял, но этот рассказ о военном колоске  у нас в семье знают все.  Возможно, поэтому все мужчины в нашей семье работают в поле, убирают хлеб, в память о прапрадедушке.  Я хочу быть на них похожим!

1-й ученик:         

 О,  сколько  страха  в  этом  слове!

 Война!

  О,  сколько  слёз  в  нём  матерей!

  И  сколько  жизней  там  осталось

  Ребят,  сражавшихся  на  ней!

2 – й  ученик:      

И  помнить  будем  всех  героев!

 И  пусть  пройдут  хоть  сотни  лет,

 Они,  конечно,  не  излечат  

 Военных  этих  страшных  бед!!!

У.    - Память – не  только  нескончаемая  дань  павшим во время сражений.  Она  нужна  нам,  живым,  чтобы  твёрдо  стоять  в  любых  испытаниях, с честью продолжать дело прадедов.  Мы  склоняем  голову  перед    погибшими  в  Великую  Отечественную  войну.   (Минута молчания).

3 экспозиция «Хлебный батько».

Учитель. Начался новый XXI век, а с ним и новое тысячелетие. Что же представляет собой кубанский каравай сейчас, в  настоящее время?  Кубань – крупнейший производитель зерна в России. Кубанскую степь называют житницей России. «Хлеб идёт!» На Кубани все, от мала до велика, понимают важность этих двух простых слов. Нельзя пропустить ни дня, ни часа. Опоздать нельзя!

Девочка читает стихотворение И. Ф. Варавва «Жатки»

Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

Стоят хлеба        

В страде горячей.

Они земле поклоны бьют

За щедрость, выдержку казачью,

За доблесть, мужество и труд.

У. У этого стенда нас встречает дедушка нашей ученицы   Насти Б.. В течение 38 лет он работал на полях нашего Выселковского района. Каждое лето участвовал в уборке урожая. Об этом его рассказ.

У.  Благодаря вам Николай Петрович и многим – многим труженикам полей кубанский вклад в  каравай страны  огромен. Большое вам спасибо. (Дети вручают цветы).

У. На полях работали комбайны, от зари и до зари трудились люди, чтобы собрать урожай. А «Хлебный батько», так назвали ученого Павла Лукьяненко на Кубани, выводил новые сорта пшеницы (портрет). Наука, которой   занимался Павел Пантелеймонович, называется селекция. Слово «селекция» переводится как «отбор». Селекционеры отбирают самые лучшие растения, изучают их качества, наилучшие условия их развития. Вывести новый сорт – дело долгое, требует многолетнего труда и терпения. Только к 1951 году удалось вывести нужный   сорт. В результате урожайность пшеницы на Кубани поднялась до 40 центнеров с гектара. Золотое пшеничное зерно П.П. Лукьяненко даёт всё новые и новые всходы, превращающиеся в душистый хлеб на нашем столе!

У. Шли годы, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. Руководство администрации Краснодарского края во главе с губернатором Александром Ткачевым на протяжении многих лет уделяет самое пристальное внимание развитию сельского  хозяйства: механизаторы получают современную технику, селекционеры улучшают качество посевного материала.

4 экспозиция «Кубанский каравай 21 века».

У. О том, как проходит уборка в наши дни нам расскажет папа Насти Б. и она сама, побывшая на уборке пшеницы, в рамках проведения своей исследовательской работы «Трудовой подвиг кубанского народа».

Рассказ. В нынешнем году хлеб Кубани достался особенно тяжело. Засуха и жара, обильные осадки, во время уборки практически не оставляли шансов на хороший урожай. Тем не менее, наш каравай весит почти 5 миллионов тонн! Современные технологии возделывания земли, передовые разработки наших ученых, государственная политика поддержки села, а главное - люди земли кубанской, позволили собрать такой урожай.  (Показ фото из работы ученицы).

   У: По старому кубанскому обычаю первый сноп срезали самые трудолюбивые члены семьи. Это право надо было заслужить усердным, добросовестным трудом. И, если бы наш класс пригласили сделать первый сноп, я считаю, что все ученики  класса заслужили это. В течение 1 класса мы участвовали в конкурсах, олимпиадах, изучали историю своей семьи  и достигли определенных успехов.

Задание 2. На  зернышках напишите, каких успехов достиг каждый из вас.

Ученик:  У народа есть слова:

                « Хлеб всей жизни голова»

                Славится он первым на земле,

                Ставится он первым на столе.

У. Помните о цене каждого кусочка хлеба. Берегите хлеб!

У. Сейчас мы возвращаемся в класс.

4.Рефлексия.  Саморефлексия.        

Ответы на вопросы.  (За каждый правильный ответ ученик  получает колосок)

Вопрос 1.

-Сколько лет Краснодарскому краю?

Вопрос 2.

-Кто составляет главную гордость земли кубанской?

Вопрос 3.

- Почему Кубань называют житницей России?

Вопрос 4.

- Сколько поколений жителей Кубани принимало участие в нашем уроке?

У. Каждый участник нашего урока – житель Краснодарского края, благодаря каждому из них  наша Кубань  процветает. Именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: ее истории, культуры, всех тех богатств, которые созданы руками старших поколений. Это вам помнить о трудовом и ратном подвиге наших прадедов, гордиться их делами, наследовать и приумножать богатства родного края. От вас зависит будущее нашего Краснодарского края. Любите наш край!  /Прикрепляем наши колоски в один сноп./ /На доске прикрепляем слова «Краю – 75:помним, гордимся, наследуем!»  в ходе подведения итога/

- Посмотрите, какой сноп мы с вами собрали, прославляя простого человека, человека-труженика. Из малых дел складывается  величие родного края, человек вершит историю.  

- У нас остался один большой колосок, но на нем не хватает зерен. Возьмите зернышки на столе и запишите свои пожелания Краснодарскому краю.  

 - В течение этого учебного года к теме юбилея Краснодарского края мы будем неоднократно обращаться. И вот наше первое задание:  нарисовать   «Герб кубанского хлеба».      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...