"Огонь, вода и газ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока окружающего мира для учащихся 3 класса, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_voda_i_gaz.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Огонь,водаи газ.

Цель:познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире или в доме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте,  мы друг другу  и всем присутствующим подарим частичку своего тепла, света и добра.

 Я дарю тебе добро,

 Ты даришь мне добро,

 Мы дарим всем добро!

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет  нам всем   удовольствие.

  1. Актуализация знаний.

2 СЛАЙД

- 2018 год объявлен президентом России В.В. Путиным Годом -   волонтера.

3 СЛАЙД

- Ребята, а вы знаете кто такие волонтеры?

(Ответы детей).

4  СЛАЙД

Главная задача волонтёрского движения:

Помогать  добровольно и бескорыстно.

Учиться самому и делиться своим опытом.

- Ребята, давайте, и вы попробуете себя в роли волонтеров,  вы - юные волонтёры. Почему юные? Потому что настоящими волонтёрами становятся с 14 лет.

  1. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы начинаем изучать 2  ч а с т ь  у ч е б н и к а «Окружающий
мир».   И начинаем  мы с нового раздела.

Откройте учебники, прочитайте название нового раздела.

(Наша безопасность).

– На уроке мы поговорим о правилах поведения в различных ситуациях,
которые происходят с нами в повседневной жизни. Большую  часть своей жизни мы проводим в своём доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. 

Назовите опасности, которые подстерегают нас дома. (Электроприборы, острые и режущие предметы, бытовая химия, лекарства.)

5 СЛАЙД

- О каких же опасностях  мы будем сегодня  говорить на уроке?

- Прочитайте тему урока на с.5. (Огонь, вода и газ.)

 (опасная ситуация)

6 СЛАЙД

- Что узнаем, чему научимся на уроке?

(Узнаем, какие опасные ситуации могут возникнуть в квартире или доме. Научимся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.)

   

7 СЛАЙД

- На партах сигнальные карточки.  Выполнили работу – поднимаете «зелёный домик» - нет опасности. Затрудняетесь ответить или вам нужна помощь  «красный домик» - опасность.

- С помощью  домиков оцените свои знания.

 Работать на уроке будем в группах.  По цвету галстуков вы поделились на группы. Галстук – это один из атрибутов волонтёрства.   Переверните карточки и вы узнаете  название своей группы. Отличительный  атрибут капитанов  команд - цветные галстуки.

1 группа волонтёры – безопасности при пожаре.

2 группа волонтёры – безопасности при аварии водопровода

3 группа волонтёры – безопасности при утечке газа

4  группа волонтёры – исследователи.  

                                 

.  

  1. Постановка учебной задачи.               

-  Ребятам из группы «Исследователи», было дано домашнее задание. Выслушаем ребят.

8 СЛАЙД

1 ученик. Наша группа провела работу  по теме «Мой дом - моя безопасность?» Цель, которой, выявить, знают ли дети правила  безопасности дома.

2 ученик. Мы провели исследование   «Анализ прессы» и выяснили: что по причине детской шалости с огнем в 2016 году на территории Саратовской области произошел 41 пожар, на которых пострадали 8 человек,  в 2017 году - 27 пожаров, на которых 1 человек погиб и 6 пострадали. В 2018 году  первый случай произошел в городе Аткарске 12 января.  Мальчики 5 и  6 лет играли в кровати с зажигалкой.

 Вывод: ребята не соблюдают правила безопасности.

3  ученик

8  СЛАЙ. Так же мы провели социологический опрос среди учащихся  начальных классов.  В опросе участвовало 20 человек. Мы выяснили, что домашние опасные предметы знают 20 человек.

4  ученик. Как действовать при аварии водопровода знают не все ребята, только - 12 ч. Телефоны экстренных служб  знают – 15 ч.    Вопрос, вызвавший наиболее затруднение у ребят – это возможные причины утечки газа.

Вывод:

Большинство пожаров возникает по вине людей, не знающих или безответственно относящихся к выполнению требований пожарной безопасности.

- Ребята, а как мы можем помощь детям, которые не знают правила безопасности в доме?  Не забывайте о том, что вы волонтеры! 

( Нужно ребятам рассказать о правилах безопасности в экстремальных ситуациях, научить правильно, действовать при пожаре, при аварии водопровода и утечки газа)

  1.  Работа над новым материалом 

Пожар

       - Ну что ж ребята начнем работу - волонтерское движение.

Первое задание  - изучить материал и рассказать другим, поделиться знаниями.

(Работа в группах.)

10 СЛАЙД

Правила работы в группах

1 группа – пожар.

- Расскажите, как надо действовать, если возник пожар. (Дети первой группы выступают с сообщением.)

(Учитель дает комментарий.)

11 СЛАЙД

 1) На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой достаточно сделать несколько вдохов, чтобы потерять сознание. Поэтому защищайтесь от дыма.  Дышите только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2) Двигайтесь  к выходу пригнувшись или ползком.  Почему?

(Внизу меньше дыма.)

3) Чтобы не сбиться с  ориентира в задымленном помещении,  нужно идти по стене на ощупь, всегда придерживаясь одной и той же рукой.

4)  Уходя из квартиры, закрывайте дверь, пламя не только уменьшится без кислорода, но может и вовсе погаснуть.

5)  Покидать квартиру можно, только зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми.

 Как вы думаете,  почему?

(От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются.)

ЭТО БЫЛИ ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЯ, ЕСЛИ ПОЖАР ВОЗНИК  В ВАШЕЙ КВАРТИРЕ.

- Расскажите, как надо действовать, если возник пожар, в какой – то другой квартире. (Дети четвертой группы выступают с сообщением.) (Учитель дает комментарий.)

12 СЛАЙД

- Зачем нужно  позвонить пожарным и сообщить, в какой квартире ты находишься? (Это необходимо, чтобы тебя спасли.)

   Если телефона нет, надо звать на помощь из открытого окна или с балкона. Как вы это будите делать (кричать и махать полотенцем).

Первичное закрепление

Задание для групп.

  1. Причины возникновения пожар
  2. Какие действия нельзя выполнять при пожаре.
  3. Расскажите о действиях  при пожаре на лестничной клетке.
  4.  Сообщить по телефону о пожаре.

Разыгрывается сценка (Ребенок сообщает по телефону, что произошел пожар)

Пожар — это критическая ситуация, угрожающая жизни людей и их имуществу. Любое промедление, вызванное растерянностью или паникой, может привести к непоправимым последствиям. Для того, чтобы в стрессовых обстоятельствах действовать собрано и оперативно, необходимо помнить правила вызова пожарных.

12 СЛАЙД

ПОРЯДОК СООБЩАЕМЫХ СВЕДЕНИЙ

Точный адрес пожара или возгорания. Его нужно назвать первым, так как если связь внезапно прервётся, пожарные уже будут знать, где нужна их помощь.

Место, где обнаружено возгорание: квартира, частный дом, гараж и т.д.

Объект, который горит: мебель, телевизор, автомобиль.

Уточняющая информация: номер подъезда, количество этажей в здании, угроза жизни людей и т.д.

Фамилия и имя звонящего, номер его телефона. Прибыв на место, пожарные будут искать того, кто позвонил. Это особенно актуально, когда бушует огонь, и вы не можете самостоятельно покинуть здание.

14 СЛАЙД

Перед вами номера телефонов  экстренных служб разных операторов связи.

Вызов экстренных служб с мобильного телефона

С мобильного телефона наберите номер экстренной службы 112.

Этот звонок бесплатный, более того, его можно осуществлять даже в случае:

- отсутствия денег на счету

- заблокированной SIM-карты

- отсутствия SIM-карты.

Физминутка

15 СЛАЙД

Авария водопровода

— Расскажите, как надо действовать при аварии водопровода.

(Дети второй группы выступают с сообщением.)

— Поднимите руки те, кто знает, где находятся вентили горячей и холодной воды.

Кто не знает, спросите у родителей и попросите научить вас перекрывать их.

Работа с Толковым словарем.

Вентиль –  это клапан для регулирования выхода жидкости, он перекрывает воду.

Диспетчер  –  это работник, регулирующий из центрального пункта ход работы всего предприятия (пожарной службы, аварийной части, водопровода, службы газа.

На лестничной площадке вы встретили первоклассника, который стоит и плачет. Причина  - Прорвало трубу отопления . Ваши действия.

16 СЛАЙД

Утечка газа

- Расскажите, как надо действовать при утечке газа. (Дети третьей группы выступают с сообщением.) (Учитель дает комментарий.)

При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет (в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу (необходимо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника из газовой службы.

Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты делают это с помощью мыльной пены.

Если запах идет с лестничной площадки, надо обязательно выяснить, откуда и устранить утечку. От этого могут зависеть здоровье и жизнь десятков человек. Чтобы самому не стать причиной неисправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. Например, никогда не виснуть и не качаться на трубах.

1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты.

17 СЛАЙД

Возможные причины утечки газа:

1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты.

2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы.

— Кто знает, где в квартире находится вентиль, который перекрывает газ в газовой трубе?

Попросите взрослых показать и научить вас перекрывать газ.

  1. Закрепление изученного материала

 Самостоятельная работ

Выполнение заданий в рабочей тетради

17 СЛАЙД

№3 С.4

№ 4 с.4

Дополнительный материал- тест

  1.  Рефлексия

№ 2 (с. 3).

(Учитель показывает условные знаки, дети проговаривают свои действия при возникшей опасности.)

Итак, в квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода или утечка газа. Чтобы не растеряться и этих случаях, надо хорошо запомнить, как правильно действовать.

8. Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 4—7, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 7.

2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 4).

  1.  Подведение итогов урока

— Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?

— Как действовать,  если прорвало трубу отопления если ?

— Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия. 

-    Какие причины утечки газа вы  знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ: "ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ", "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ....

Огонь, вода, газ.

Конспект урока по окружающему миру  в 3 классе содержит материалы для  учителя,  различные задания....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Огонь, вода и газ"

Урок окружающего мира  с презентацией по теме"Огонь, вода и газ" может быть использован на уроках обж в начальной школе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Огонь, вода и газ"

Презентация к уроку окружающего мира в з классе по теме "Огонь, вода и газ" может быть использована на уроках ОБЖ в начальной школе....

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Огонь, вода, газ.

Презентация к уроку окружающего мира....