«Окружающий мир» Тема урока: «Санкт-Петербург - град Петра».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Козлова Анна Владимировна

«Окружающий мир»  Тема урока:  «Санкт-Петербург - град Петра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_a.v._razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

На региональный конкурс «Педагогический дебют – 2018»

Разработка учебного занятия

 учителя начальных классов МОУ «СОШ п.Дубки Саратовского района Саратовской области»

Козловой Анны Владимировны

Класс: 4

Предмет:  «Окружающий мир»

Раздел программы:  «Страницы нашей истории»

Тема урока:  «Санкт-Петербург - град Петра».

Пояснительная записка к уроку

В рамках программы предмета «Окружающий мир» в 4 классе изучается раздел «Страницы нашей истории», в содержании которого изучается эпоха Петра Первого, его реформы и роль царя в становлении великой российской державы. Но большее внимание уделяется реформам в производстве, науке и мало говорится о культурном подъеме того времени. Понимая значение культуры в жизни человека, считаю, что развитие эстетического вкуса должно входить в историческое воспитание учащихся. Именно поэтому знакомство с Санкт-Петербургом выделяется в отдельное занятие. Если данное занятие невозможно  включить в общую программу предмета, имеется  вариант проведения данного занятия в рамках внеурочной деятельности (например, в рамках внеурочного курса «Учение с увлечением»).

 Учитывая невозможность посещения в реальности других городов многими учащимися сельской школы,  имеет смысл организации целого цикла виртуальных экскурсий, тогда данное занятие можно считать просветительским занятием в рамках данного цикла.

Особенностью проведения данного занятия является демонстрация исторических достопримечательностей посредством прямого подключения к музеям Санкт-Петербурга(онлайн),  а также онлайн-подключения к другим информационным источникам Интернета, поэтому необходимым условием проведения данного занятия является наличие постоянного подключения к системе Интернет.

План-конспект урока

Класс: 4

Предмет:  «Окружающий мир»

Раздел программы:  «Страницы нашей истории»

Тема урока:  Санкт-Петербург - град Петра.

Форма проведения:  виртуальная экскурсия.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: Формирование у детей представлений о Санкт-Петербурге  – культурной столице нашей Родины, об истории его возникновения, его достопримечательностях.

Задачи:

Образовательные. 

  1. Познакомить обучающихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга
  2. Расширить знания обучающихся об истории своей страны.
  3. Расширить кругозор, обогатить словарный запас обучающихся.

Развивающие.

  1. Способствовать развитию устной речи, мышления.
  2. Развивать умения сравнивать, обобщать, классифицировать.
  3. Развивать эстетический вкус.

Воспитательные.

  1. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к героическому прошлому страны.
  2. Воспитывать заботливое и бережное отношение к историческим ценностям Родины.
  3. Воспитывать  положительные эмоциональные чувства от любования предметов искусства.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер подключенный  к системе Интернет, планшеты, имеющие выход в Интернет, презентация в Power Point,  раздаточный материал (маршрутные листы).

Виды деятельности: просмотр; беседа; работа с иллюстративным материалом; игра  онлайн, прослушивание песен, чтение;

Используемые  методические приемы: демонстрация, беседа, опрос, рассказ, зрительная реконструкция, игра.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • развитие патриотических чувств: любви и преданности Родине;
  • воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувства гордости за свою страну;
  • развитие любознательности и пытливости в процессе учения;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • развитие умения работать в паре.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты: 

  • расширение знаний  предметных областей «Окружающий мир», «История», «Искусство»;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника;
  • формирование  образного восприятия и целостного восприятия.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Формирование УДД

1.Оргмомент  ( 1-2 мин)

 Ужасно интересно

 Всё то, что неизвестно!

 Мы тайны разгадаем.

 И мир большой познаем!  

Фронтальная

Личностные УУД (нравственно-эстетическая ориентация, самоопределение)

2. Актуализация знаний  ( 4-5 мин)

Звучит тихая музыка, дети читают стихи.

Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим - ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!

- Ребята, о каком городе идёт речь в этих проникновенных строках?

Санкт-Петербург – один из самых больших и красивейших  городов России, расположенный на берегах Невы. Это довольно молодой город, ему всего 315 лет. Но, несмотря на свой юный возраст, история города многогранна и богата интересными фактами.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопрос учителя.

Фронтальная

Личностные (нравственно-эстетические). Коммуникативное участие в диалоге, монологические высказывания. Познавательные (установление причинно-следственных связей)

3.Постановка учебной цели  (-5-6 мин)

-Друзья, а что вы знаете об истории и достопримечательностях этого города? Предлагаю это проверить.

Перед вами лежат листки с табличкой. В верхней строке записаны числа от 1 до 8, которые соответствуют номеру утверждения. Слушайте предложения, которые я буду читать, и ставьте «+» или «–» под соответствующей цифрой в первой строке. Если вы согласны – ставите «+», если нет  - « - ».

1. Основателем Санкт-Петербурга является Пётр I.

2. 1/10 часть Петербурга покрыта водой.

3. В Санкт-Петербурге располагается самый крупный музей России.

4. Главными хранителями культурного достояния Эрмитажа являются кошки.

5. Осмотреть все экспонаты Эрмитажа можно в течение 1 месяца.

6. За 315 лет Санкт-Петербург несколько раз менял своё название.

7. В шпиле, украшающем здание Адмиралтейства, находится ёмкость с образцами всех золотых монет, изготовленных с момента основания Санкт-Петербурга.

8. Фонтаны Петергофа работают без насосов.

В конце урока мы ещё раз вернёмся к этой таблице, и узнаем, изменялись ли ваши представления о Санкт-Петербурге.

Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на занятии? Сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Какова его цель? (ученики совместно с учителем формулируют цель урока и задачи)

Сегодня у нас не обычное занятие. Мы совершим увлекательное виртуальное путешествие по главным достопримечательностям северной столицы.

Итак, предлагаю вам занять свои места в нашем экскурсионном автобусе и вооружиться маршрутными листами. Они помогут нам в путешествии.  Ну что ж, навстречу приключениям, друзья!

Осуществляют работу с таблицей. Обсуждают тему занятия. Формулируют цель занятия.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы занятия

Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели

Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока.

Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.

4. Открытие нового знания (8-9 мин)

На фоне слов учителя звучит классическая музыка.

Северная Венеция, детище Петра  — так часто называют Санкт-Петербург, второй по величине город нашей необъятной страны. Строительство города было начато 16 мая 1703 года по указу Петра I. Чтобы укрепиться на Балтийском море, и быть ближе к Европе  Пётр I решил  заложить новый город в устье реки Невы. Основывая новый город, Пётр мечтал перенести сюда столицу России.

Имя новому городу решено было дать «Санкт-Петербург» - «город святого Петра».

Место, где решили строить город, было сырое и болотистое. Город отстраивался на болотах, на низинах и топях. Именно поэтому около 1/10 части Санкт-Петербурга покрыто водой. Земли приходилось осушать.

Этот город стал новой столицей России, её морскими воротами.

Город на Неве несколько раз за все годы существования менял своё имя:

с 1703 по 1914 – Санкт-Петербург;

с 1914 по 1924 – Петроград;

с 1924 по 1991 – Ленинград.

С 1991 года городу возвращено его историческое имя - Санкт-Петербург.

Петербург 206 лет был столицей России с 1712 по 1918 год.

Вот мы и прибыли к первому пункту назначения – Петропавловской крепости - самой старинной постройке Петербурга.

Окунуться  в историю возникновения Петропавловской крепости нам с вами поможет аудиогид.

Петропавловская крепость. http://www.visit-petersburg.ru/ru/audioguide/2/ (3:20)

Наш экскурсионный автобус мчится дальше навстречу новым открытиям.

До царя Петра I у России не было флота. Петр I хотел сделать Россию сильной и богатой державой, с надежной морской защитой. Поэтому в новом городе Санкт-Петербурге сразу стали строить корабли.

Для этого было возведено Адмиралтейство, которое и является следующим пунктом в нашем маршрутном листе. Найдите и отметьте его на своей карте.

Адмиралтейство.

Ребята, кто-нибудь из вас знает, от какого слова произошло слово «Адмиралтейство»? (Адмирал) А кто такой адмирал? Найдите определение этого слова на своих маршрутных картах. (Адмирал – человек, имеющий высший чин военно-морской службы.)

Адмиралтейство – это место для постройки и ремонта судов. Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром I в 1704 году на левом берегу Невы. Проект был разработан самим государем и включал верфи, мастерские для строительства и ремонта кораблей, склады для вооружения.

А кто может сказать, что означает слово верфь? Ваш помощник , маршрутный лист , подскажет вам. (Верфь — место постройки и ремонта судов. Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. )

Адмиралтейство несколько раз перестраивалось. Теперь оно представляет собой здание в 406 метров в длину.

Адмиралтейство украшает шпиль, высотой более 70 метров, на острие которого позолоченный корабль весом 65 кг. Вес золота ушедшего на позолоту – 2 кг. Существует легенда о том, что внутри золоченого шара на шпиле хранится ёмкость с образцами всех золотых монет, изготовленных с момента основания Петербурга. Шар этот действительно полый, но там хранятся, конечно же, не золотые монеты, а отчёты мастеров о работах по ремонту кораблика и шпиля за всю историю существования здания. Во время войны, оберегая шпиль от бомбежек, жители Ленинграда сшили для него специальный чехол.

Вот такие тайны хранит здание Адмиралтейства!

Слушают рассказ учителя, работают с маршрутным листом, знакомятся с новыми понятиями.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации из рассказа учителя, обогащение словарного запаса.

Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания об истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.

5.Физминутка (1 мин)

  1. Открытие нового знания (продолжение 9-10 мин)

А теперь я предлагаю сделать небольшую остановку и немного размяться.

(Динамическая пауза «Колёсики)

И снова в путь, друзья! Занимайте места поудобнее.

Повторяют движения за учителем.

Фронтальная

Санкт-Петербург – город дворцов. С самого его основания здесь жила царская семья, богатые аристократические фамилии. Для них строились летние и зимние дворцы и резиденции в городе и за его пределами.

И сейчас мы направляемся к одному из них. Следующая остановка на нашем туристическом маршруте – Зимний дворец. Отметим его на карте.

8. Зимний дворец

http://hermitagemuseum.org/wps/portal/

hermitage/panorama/virtual_visit/panoramas-m-2

Зимний дворец – величественное здание на берегу Невы. В этом дворце жили русские цари зимой, отсюда и название. В Зимнем дворце находится известный музей Эрмитаж . Это один из крупнейших музеев мира и самый большой музей России. Он образовался в 1764 году. В нём представлено 3 миллиона экспонатов. Ребята, а кто из вас может дать точное определение слову «экспонат»? Давайте обратимся к нашей палочке-выручалочке – маршрутному листу. ( Экспонат - предмет, выставленный на выставке, в музее.) Чтобы обойти все залы и осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет. На подробный осмотр не хватит и жизни.

Главными хранителями культурного достояния Эрмитажа являются кошки.

Эрмитажные коты официально числятся квалифицированными специалистами по очистке музейных подвалов от крыс и мышей.

Осмотреть все залы Эрмитажа у нас, конечно, не получится, но я предлагаю совершить виртуальную экскурсию по самому, на мой взгляд, таинственному из них. Это зал  Древнего Египта.

https://www.hermitagemuseum.org/

wps/portal/hermitage/panorama

(Беседа)

Скажите, что оказалось для вас самым запоминающимся?

Что располагается в центре зала?

Что еще привлекло ваше внимание помимо саркофагов?

А еще в Эрмитаже много залов, где находятся картины известных художников всего мира.

Я предлагаю вам немного приобщиться к изобразительному искусству и поработать в паре. На  каждой парте лежит планшет с уже открытой страничкой  он-лайн- пазлов. Выберите вместе одну из иллюстраций, внимательно рассмотрите ее,  а потом вдвоем соберите пазлы. Быстро выполнить это задание вам поможет внимательность и слаженность вашей маленькой команды.

Да, Эрмитаж хранит в себе много тайн, постичь которые нам не хватит и жизни.

А теперь я предлагаю вам выбраться за пределы Северной столицы и полюбоваться на дивные красоты Финского залива.

Учитель:

Природы царской тут лихое ликованье,

Бесценный дар из глубины былых веков.

С тобой хочу ещё пойти я на свиданье,

Святой кудесник, мой волшебный Петергоф.

Петергоф

Недалеко от северной столицы, на берегу Финского залива, расположился чудесный городок – Петергоф. Его называют столицей фонтанов. Здесь находиться самая крупная система фонтанов в мире!

Давайте посмотрим на Петергоф с высоты птичьего полёта. (виртуальная экскурсия)  https://ria.ru/tourism_visual/

20130815/956317495.html

Название городка Петергоф переводится с голландского языка как «Петров двор».

Царь Петр был не только основателем Петергофа, но и его первым архитектором. Он задумал расположить свой дворец на возвышенности.

Но как сделать,  чтобы фонтаны заработали? Как подвести к ним воду? Дворец расположен на пригорке, а вода сама не побежит снизу вверх. Петр понимал, что подавать воду с помощью насосов это сложно и дорогостояще. «А  что если пустить воду сверху вниз? – подумал царь. Тогда она побежит сама, нужно только указать нужный путь». И Петр после долгих поисков нашел воду на Ропшинских высотах. Отсюда и проложили до Петергофа канал длинной примерно двадцать два километра.

Петр I имел веселый нрав и любил подшутить над своими гостями, поэтому несколько петергофских фонтанов сделали на особый манер в виде фонтанов-шутих. Эти фонтаны спрятаны в разных местах Петергофа. Если кто-то подходит к шутихам близко или касается их отдельных частей, на туристов начинают вылетать тонкие пенистые струи воды. Искать веселые фонтаны долго не приходится, потому что возле них всегда слышен громкий смех.

Слушают рассказ учителя, работают с маршрутным листом, знакомятся с новыми понятиями, участвуют в беседе.

Фронтальная, индивидуальная, парная

Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации из рассказа учителя, видеоряда, иллюстрации.

Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания об истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга, собирают целое (картину) из разрозненных частей (пазл).

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей, работать в паре.

7.Систематизация полученных знаний. Самоконтроль (5мин.)

Вот и подошла к концу наша увлекательная экскурсия. Какие достопримечательности Санкт-Петербурга мы смогли посетить, не выходя из класса?

А теперь я предлагаю вам обратиться к нашей таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Давайте проверим, изменились ли ваши знания и представления о городе Петра.

Повторное тестирование.

Работают с таблицей, проводят самооценку,

Индивидуальная

Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных  и  личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

8.Рефлексия (1 мин)

Вы, наверное, обратили внимание на большое количество статуй в Петергофе и Эрмитаже. Я предлагаю вам на минутку тоже стать каменной фигурой. Если вам понравилось наше занятие, и  вы открыли для себя что-то новое, замрите в радостной позе. Если занятие показалось вам скучным и неинтересным,   создайте печальную статую.

Проводят рефлексию.

Личностные: действие нравственно-этического оценивания,

Регулятивные: волевая саморегуляция.

9.Подведение итогов (3 мин) Задание на будущее  

К сожалению, мы с вами узнали лишь о нескольких достопримечательностях Санкт-Петербурга. На ваших картах отмечены наиболее известные исторические памятники. Я предлагаю вам выбрать из представленных туристических точек, те о которых вы хотели бы узнать немного больше.

(Беседа, выясняем, о каких места дети хотят узнать больше.)

Итак, на следующем занятии мы попытаемся охватить все понравившиеся достопримечательности, но вы должны мне в этом помочь. Каждый из вас должен будет подготовить небольшое сообщение о понравившейся достопримечательности, используя информационные источники из школьной библиотеки, Интернета.

Работают с картой, отмечают понравившиеся туристические точки. Записывают задание

Индивидуальная

Список информационных источников:

  1. https://grand-piter.ru/ekskursii/Virtualnyy-tur/
  2. https://www.factroom.ru/facts/3557
  3. https://100-faktov.ru/50-interesnyx-faktov-o-sankt-peterburge/
  4. http://www.spbin.ru/encyclopedia/anthem/anthem.htm
  5. https://ria.ru/tourism_visual/20130815/956317495.html
  6. http://hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/index.html#node322
  7. https://infourok.ru/konspekt-virtualnoy-ekskursii-po-sankt-peterburgu-2547907.html
  8. https://putidorogi-nn.ru/evropa/908-fontany-shutikhi
  9. https://ermitazh.org
  10. https://dic.academic.ru/
  11. https://online-puzzle.ru/category-zhivopis/30

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Град Петров"

Познакомить учащихся с историей создания Санкт-Петербурга и с культурой города Петровских времён....

Письмо строчной и заглавной букв П, п. Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п׳]. Буквы П,п.

Технологическая карта урока письма  в 1 классе  (Школа России). Урок 29.Тип урока:  изучение нового материала.Цели: познакомить с согласными звуками [п], [п\'], буквами П, п; учить ...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Красуйся, град Петров!"

Урок обучения грамоте в 1 допонительном классе....

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").

В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...

Тема: "Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п’]. Буква П п" (1 класс)

Конспект интегрированного урока. Тема: "Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п’]. Буква П п" (1 класс)...

Град Петра. Урок приурочен к 350-летию Петра Великого. 1 сентябра в г.Санкт-Петербурге 2022г.

Град Петра. Урок приурочен к 350-летию Петра Великого. 1 сентябра в г.Санкт-Петербурге 2022г....