Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Тощакова Светлана Васильевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" разработана для 1 - 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx48.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Курска

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № __ от «___ » _________2020 г.

Руководитель МО ____________Л.Л.Гулякина

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР______________В.Ф.Фаткулина

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61»

Протокол № __ от «___» _________2020 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа № 61»

от «___» ______________2020 г.

Директор школы ____________   Е.И. Веселова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

               (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ)

ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ   ОБРАЗОВАНИЕ)

НА 2020/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчики программы:

учителя начальных классов

г.Курск, 2020

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Личностные, метапредметные, предметные

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

Обучающийся получит возможность для формирования:

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты

Познавательные:

Обучающийся научится:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

Обучающийся получит возможность научиться:

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Обучающийся получит возможность научиться:

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

1. Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием«экономика». Для чего нужна экономика;
2.
Тема 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
3.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
4.
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5.
Тема 5. Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
6.
Тема 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7.
Тема 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2 часа): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

2 класс

1.Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»;
2. Тема 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
3. Тема 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
4. Тема 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»;
5. Тема 5. Деньги (4 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. ДеньгиРоссии и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки;
6. Тема 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;
7. Тема 7. Экономические задачи (4 часа): Решаем задачи с экономическимсодержанием;
8. Тема 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;
9. Тема 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России

3 класс

1. Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2.
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3.
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4.
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5.
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6.
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7.
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8.
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9.
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

10. Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11.
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

4 класс

1.Тема.Что такое деньги и откуда они взялись -16ч.

Товар. Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Номинал. Покупательная сила.

История монет.

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Какие деньги были раньше в России

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Виды денег

Виды денег. Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Валюты

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Современные деньги России и других стран

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Пластиковая карта.

2.Тема. Доходы и расходы семьи -5ч.

Из чего складываются доходы в семье. Откуда в семье берутся деньги?

На что семьи тратят деньги

Расходы. Необходимые расходы. Питание. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

3. Тема.Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,чтобы он не пустовал -4ч.

Как правильно планировать семейный бюджет? Составление собственого плана расходов. Проект «Бюджет моей семьи»

4. Тема.Как делать сбережения -9ч.

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Виды деятельности, применяемые в реализации программы

Художественное творчество, ролевая игра, создание проекта, техническое творчество, туристско-краеведческая деятельность, исследовательская работа, эксперименты, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, коллективные творческие дела.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по модулю в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

- Беседы

- Классный час

- Сообщения

- Встречи с интересными людьми

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

Практические занятия:

Творческие конкурсы

- Коллективные творческие дела

 -Деловые игры

- Показательные выступления

- Викторины

- Интеллектуально-познавательные игры

- Тренинги

- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

- Творческие проекты, презентации

- Сюжетно - ролевые игры (урочная, внеурочная, внешкольная)

Тематическое планирование

1 класс

№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Примечание

Введение в экономику – 1ч.

1

Введение. Что изучает наука «экономика»

1

Потребности -.

2

Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность»

1

3

Какие бывают потребности?

1

 Источники удовлетворения потребностей -6ч.

4

Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?

1

5

Материальные, социальные, духовные потребности

1

6

Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны

1

7-8

Источники удовлетворения потребностей

2

9

Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить?

1

Домашнее хозяйство – 4ч.

10-11

Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи

2

12-13

Урок от Гнома – Эконома: труд и удовлетворение потребностей

2

Товары и услуги -5ч.

14

Как товар попадает в магазин?

1

15

Где можно приобрести товары?

1

16

Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка

1

17-18

Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли»

2

Деньги – 8ч.

19-20

Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги?

2

21

Урок от Гнома-Эконома:

деньги и страны

1

22

Как появились деньги?

Первые деньги. Современные деньги.

1

23

Деньги и товары

1

24-25

Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи.

2

26

Роль денег в жизни человека

1

Маркетинг – 5ч.

27

Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»)

1

28-29

Рынок. Обмен. Торговля

2

30

Продавец и покупатель

1

31

Конкуренция

1

Задачи от Гнома – Эконома – 2ч.

32

Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес»

1

33

Подводим итоги первого экономического года

1

2 класс

№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Примечание

Знакомство с Бурундуком и компанией- 2ч.

1-2

Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека

2

Потребности –1ч.

3

Труд и удовлетворение потребностей

1

Торговля–12ч.

4

Когда и где возникла торговля?

1

5-6

Зачем современному обществу нужна торговля?

2

7-8

Как и где производятся товары?

2

9-11

Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара?

3

12

Товары ежедневного потребления. Какие они?

1

13

Урок от Бурундука и компании: товары, необходимые нам ежедневно

1

14

Качество товара и его себестоимость

1

15

Рынок. Проблема выбора качественного товара                

1

16

Отношения покупателя и продавца. Этикет

1

Графики -3ч.

17-18

Что такое график? Виды графиков

2

19

Графики доходов и расходов

1

Деньги -4ч.

20

История денег. Деньги бумажные и металлические

1

21

Деньги России и мира

1

22

Почему каждый народ имеет свои деньги?

1

23

Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки

1

Занимательная экономика –5ч.

24-25

Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании

2

26

Экономика и русский язык

1

27

Экономика в окружающем нас мире

1

28

«Мой первый экономический проект»

1

Экономические задачи -3ч.

29

Экономические задачи

1

30-31

Решение задач спо темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара»

2

Аренда -1ч.

32

Аренда. Что такое аренда? История аренды

1

Банки и вклады – 2ч.

33-34

Банки. Крупные банки нашей страны

1

3 класс

№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Примечание

Встреча в лесной экономической школе -1ч.

1

Встреча в лесной экономической школе

1

Основы экономического развития- 10ч.

2-3

Экономика и основы экономического развития

2

4

Коммерческая тайна. Тайна производства

1

5-6

Акционерное общество. Создание акционерного общества

2

7

Акции. Ценные бумаги

1

8

Кризис в экономике

1

9-10

Что такое «монополия». Кто такие «монополисты». Естественная и искусственная монополия

2

11

Роль правительства в экономике

1

Реклама. Качество товара -4ч.

12-13

Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя рекламировать?

2

14

Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и некачественные товары

1

15

Штрих-коды на товарах: что они обозначают?

1

Банки. Ценные бумаги -3ч.

16

Банки. История и виды вкладов.

1

17

Назначение и виды ценных бумаг.

1

18

Сбербанк – главный банк страны

1

Штрафы -1ч.

19

Штрафы: кто платит, когда и за что?

1

Деловая этика -1ч.

20

Деловая этика

1

История профессий -1ч.

21

Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии нужны»

1

Налоги – 2ч.

22-23

Налоги и их виды

2

 Международная торговля -1ч.

24

Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом?

1

Экономические задачи -5ч.

25-26

Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение прибыли»

2

27-29

Решение экономических задач по темам: «Деньги»,

«Цена», «Выручка»

5

«Занимательная экономика» - 5ч.

30-34

«Занимательная экономика»

5

4 класс

№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Примечание

Что такое деньги и откуда они взялись -16ч.

1

Как появились деньги?

1

2

История монет

1

3

Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник

1

4

Представление творческих работ

1

5

Какие деньги были раньше в России

1

6

Современные деньги России

1

7

Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры.

1

8

Бумажные деньги

1

9

Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик

1

10

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

1

11-12

Представление результатов исследований о деньгах

2

13

Викторина по теме «Деньги»

1

14

Что такое валюта?

1

15

Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов.

2

16

Викторина по теме «Деньги»

1

Доходы и расходы семьи -5ч.

17

Из чего складываются доходы в семье. Откуда в семье берутся деньги?

1

18

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать?

1

19

Откуда в семье берутся деньги?

1

20

Долги

1

21

На что семьи тратят деньги

1

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,чтобы он не пустовал -4ч.

22

Как правильно планировать семейный бюджет

1

23

Составление собственого плана расходов

1

24-25

Проект «Бюджет моей семьи»

2

Как делать сбережения – 9ч.

26-27

Решение экономических задач

2

28

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад

1

29

Функции банкоматов. Пластиковая карта.

1

30-32

Решение экономических задач на нахождение прибыли

3

33

Занимательная экономика

1

34

Обзорный урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Мы путешественники"

В результате освоения содержания курса «Мы-путешественники» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятив...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок "Умелые руки"

Актуальность изучаемой деятельности. Программа объединения «Умелые руки» носит практико-ориентированный харак­тер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с природн...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...