РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"
рабочая программа (3 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelyonaya_planeta.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

__Краснодарский край, Кущёвский район, ст. Кущёвская____

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

___Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н. И.Кондратенко__

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                           

                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО

 решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

_____________                 ______

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

____________социальное направление_________

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

_________________Кружок_________________

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

________ « Зелёная планета»_______

(наименование)

_______________1 год_______________

(срок реализации программы)

___________9 -10 лет_________

(возраст обучающихся)

                                                                             

Программу составил учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 имени Н.И. Кондратенко  Касьянова О.А.___


Пояснительная записка

     Программа кружка «Зелёная планета» внеурочной деятельности социального направленности в начальной школе направлена на формирование экологического образования, воспитания, культуры, мышления и сознания младших школьников. Она охватывает три основных направления экологического образования:

 - развитие элементарных естественно – научных представлений;

 - развитие экологической культуры детей;

 - развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Программа учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей младшего школьного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

 Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о многообразии форм жизни на Земле, их особенностях, развитии, среде жизнедеятельности.

 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Программа «Зелёная планета», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю по 40 минут.

Основные принципы содержания программы:

•  принцип единства сознания и деятельности;

•  принцип наглядности;

•  принцип личностной ориентации;

•  принцип системности и целостности;

•  принцип экологического гуманизма;

•  принцип краеведческий;

•  принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

•  Земля - единая экосистема.

•  Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

•  Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результаты освоения учебного процесса.

 Результативность и целесообразность работы по программе «Зелёная планета» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Место кружка в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

- наиболее типичных представителей животного мира России, Краснодарского края;

- какую пользу приносят представители животного мира;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

-  что такое наблюдение и опыт;

-  экология - наука об общем доме;

-  экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

-  выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-  применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-  ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-  составлять экологические модели, трофические цепи;

-  доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

-  заботиться о здоровом образе жизни;

-  заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-  предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-  осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-  наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-  оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-  ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Программа кружка «Зелёная планета» включает в себя 5 разделов:

  1. Человек и природа (5 часов)
  2. Неживое в природе ( 12часов)
  3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)
  4. Царство грибов (3часа)
  5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)

Содержание курса

 «ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг. (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Тема 12. Берегите воду! (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края

Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23. Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24. Растения рядом (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25. Комнатные растения (1час)

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)

Тема 29. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)

Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Зелёная планета» необходимы следующие принадлежности:

·  набор рабочих инструментов для практических занятий;

·  микроскоп, лупа;

·  компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

1.  Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

2.  Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra, 1992.

3.  Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

4.  Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

5.  Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

6.  Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

7.  Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.

8.  Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.

9.  Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

10.  Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.

11.  Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.

12.  Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.

13.  Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.

14.  Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.

15.  Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.

16.  Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва.: Просвещение, 1998.

17.  Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.

18.  Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.

19.  Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

20.  Чернявский А. В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник./ Харьков, Белгород – 2010 .

21.  Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.

22.  Вагнер Б. Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.

23.  Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.

24.  Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.

25.  Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.

26.  Цеханская А. Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.

27.  Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008.

28.  Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________

 от «____»__________________ 2014г.

Краснодарский край,      Кущевский район,           ст. Кущевская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Н. И. Кондратенко

(полное наименование образовательного учреждения)

Календарно – тематическое

планирование

По   кружку «Зелёная планета»

Класс    3

Учитель:  Касьянова  О. А.

Количество часов: всего 34  часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 им. Н.И. Кондратенко Касьяновой О.А.

рабочая программа утверждена решением педсовета

МБОУ СОШ №1, протокол №1 от «___» августа 2014г.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ подтем

Название разделов, тем

Дата по плану

Дата по факту

оборудование

Введение (2час)

1.

1.

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

3.09

2.

2.

Мир вокруг.

10.09

Человек и природа (5 часов)

3.

1.

Экология и мы.

17.09

Презентация по теме

4.

2.

Осенние работы в поле

24.09

5.

3.

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1.10

6.

4.

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

8.10

7.

5.

Осень в лесу

15.10

Неживое в природе ( 12часов)

8.

1.

Неживая природа

22.10

Презентация по теме

9.

2.

Неживая природа

29.10

10.

3.

Солнце – источник тепла и света

12.11

11.

4.

Вода, её признаки и свойства

19.11

Вода, ватный диск, почва

12.

5.

Берегите воду!

26.11

Презентация по теме

13.

6.

Почва – святыня наша.

3.12

Таблица «Виды почв»

14.

7.

Состав и свойства почвы

10.12

Почва, микроскоп

15.

8.

Погода. Климат.

17.12

Презентация по теме

16.

9.

Погода. Климат.

24.12

17.

10.

Предсказание погоды по народным приметам

15.01

18.

11.

Почему нельзя..?

22.01

19.

12.

Диалоги с неживой природой

29.01

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

20.

1.

Практикум «Хлебные крошки»

5.02

21.

2.

Кто улетает, а кто остаётся

12.02

Презентация по теме

22.

3.

Экологические связи неживой и живой природы

19.02

23.

4.

Вода и жизнь

26.02

24.

5.

Растения рядом

5.03

25.

6.

Комнатные растения

12.03

Комнатные растения

26.

7.

Размножение комнатных растений

19.03

Комнатные растения

27.

8.

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

2.04

Презентация по теме

28.

9.

Практическое занятие «Растения луга и леса»

9.04

 Царство грибов (3часа)

29.

1.

Съедобные грибы

16.04

Презентация по теме

30.

2.

Несъедобные грибы

23.04

Презентация по теме

31.

3.

Микроскопические грибы

30.04

Микроскоп

, образцы

Сельскохозяйственный труд весной (3часа)

32.

1.

Сельскохозяйственные машины и орудия

7.05

33.

2.

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

14.05

34.

3.

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Мы путешественники"

В результате освоения содержания курса «Мы-путешественники» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятив...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок "Умелые руки"

Актуальность изучаемой деятельности. Программа объединения «Умелые руки» носит практико-ориентированный харак­тер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с природн...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности курс "Здоровый образ жизни" 1 класс

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по внеурочной деятельности  курс "Здоровый образ жизни" 1 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

  Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувст...