Открытый урок по окружающему миру "Побываем в гостях", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Процко София Федоровна

Данный урок позволяет нам создать условия для развития универсальных учебных действий: -личностных УУД – знание нравственно-культурных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения;

- познавательных УУД – находить и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью медиасредств, структурировать знания; выстраивать речевое высказывание в устной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- регулятивных УУД – планировать свое действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия;

- коммуникативных УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя

Процко  София Фёдоровна

Предмет, класс

Окружающий мир

Тема урока, место урока

Раздел 2 «Дом как мир», урок «37, тема «Побываем в гостях»

Тип урока

Изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний

Цели урока

1.Познакомить с особенностями жилища разных народов, участвовать в игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства разных народов

2.Создать условия для развития универсальных учебных действий: -личностных УУД – знание нравственно-культурных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения;

- познавательных УУД – находить и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью медиасредств, структурировать знания; выстраивать речевое высказывание в устной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- регулятивных УУД – планировать свое действии е в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия;

- коммуникативных УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

3. Способствовать развитию интереса к традициям своей страны, создавать эмоциональную основу для изучения края, в котором живешь.

Планируемый результат

1)Репродуктивный уровень – конкретизировать и углубить понятие «Родина», «Отечество», «Россия». Продолжить развивать умение описывать территорию по плану, давать характеристику условий местности.

2)Конструктивный уровень -  развивать навыки работы с картой.

3)Творческий уровень – развивать навыки работы в группе, с текстом, с иллюстрациями.

Формы организации

Индивидуальная, фронтальная, групповая/ парная

Образовательные технологии

Информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения

Методы обучения

Поисковый, аналитико-исследовательский

Географическая номенклатура

Ямало-Ненецкий автономный округ

Источники материалов

Д.С.Лихачёв. «Заметки о русском…» М.: 1981 год

http://static.diary/userdir/5/4/1/2/541248/61035171.jpg

Методическое обеспечение

ЦОР, мультипроектор, интерактивная доска , карта «Физическая карта России», учебник, презентация, песня И.Корнилов «Ямал»

Ход урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 мин

Организационный момент

Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас с улыбкой на лице. А ведь улыбка-знак хорошего расположения друг к другу. Улыбнитесь всем, кто находится рядом с вами. Я желаю, чтобы вас не покидало хорошее настроение!

Слайд1.

Настраиваются на учебное занятие

4 мин

Актуализация и целеполагание

Звучит стихотворение:

У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете –

Есть родина своя!

Слайд2.

-Как вы думаете, почему прозвучали эти строки?

-Что для вас значит слово «Родина»?

Формулируют речевые высказывания в устной форме.

2 мин

В памяти каждого человека в тайниках его души живет самое дорогое и сокровенное – Родина. Маленькая или большая, она, подобно огню, обогревает его. Родина! Отечество! Отчий край! Родная земля! Слова- синонимы!

Слайд3.

Невозможно перечислить все то, что стоит за этими емкими словами. Это память обо всем, что нам дорого в прошлом. Это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Любовь к Отечеству проявляется в любви к родному краю, к родному городу или деревне, к родной речи, в бережном отношении к окружающей природе.

2 мин

На ваш взгляд, какой теме посвящен наш урок? Какую цель мы преследуем?

Подведение под понятие темы урока. Постановка и формулирование проблемы.

6 мин

Прослушивание песни И. Корнилова «Ямал» Слайд 4.

Учащиеся отмечают для себя важные моменты

Групповая работа над содержанием образования

14 мин

Поэтому мы с вами совершим небольшое заочное путешествие по нашей родине, по местам, о которых знаем очень мало, но с интересом побываем. Познакомимся с традициями и гостеприимством народа Крайнего севера, что зовется Ямал… Слайд5.

Там, под северным сияньем,

Там, где вечная зима,

Там, под снежным одеялом,

Есть далекая земля.

Под крылом гагары белой,
Где склонил главу Урал,

Спит земля в постели нежной

Имя той земля-Ямал!

Не ослабевает интерес людей, проживающих на Ямале из разных уголков мира, к самобытной культуре сурового северного края. Ведь Ямал- это долгие полярные ночи, освещенные разноцветными неповторимыми узорами северного сияния, это и бескрайние просторы тундры, разделенные бесчисленными озерами, реками и болотами. Благодаря большим запасам полезных ископаемых, таких как нефть и газ, люди, которые живут на Ямале, стремятся сделать нашу родину еще лучше, богаче, красивее, потому что они любят свою малую родину и восхищаются ею. А как вы думаете, что мы должны знать о своем крае? Край, в котором живут замечательные люди: оленеводы и охотники, рыбаки и садоводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты…

О людях, которые живут на севере говорят «Ямал-край открытых сердец». Ямал – родина малочисленных народов Крайнего севера.

-Как думаете, почему?

- Вот об этой земле, где живут люди добрые, приветливые, мы и будем говорить.

Какие люди нас окружают, чем они занимаются?

Осознанно и произвольно формулируют речевые высказывания в устной форме

Коллективное обсуждение и синтез результатов групповой работы

3 мин

«Культура должна быть открытой другим народом, всему миру, тогда она сохранится и разовьется дальше» (Из книги «Заметки о русском…». 1981 год). Слайд6.

Золотые слова. Выигрывает тот, кто с открытым сердцем, с интересом относится к другим. Не ленится узнавать культуру других народов. Потому что у каждого народа, как и у каждого человека, есть что-то свое, особенное, сокровенное в душе, не похожее на других - своя изюминка.  

На партах имеются карточки, которые необходимо заполнить. Назовите коренных жителей Крайнего севера? (ненцы, ханты, селькупы идр)

Ямал – край земли, так звучит в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова. Первые люди появились в глубокой древности. Они пришли сюда с юга. Это были Угры – предки ханты и манси, которые пришли для покорения земель «великой реки Обь».Слайд7-9.

У региона своя история, своя судьба, не похожая на другие. Он - один из тех, которые называют провинциальными, но на них – районах, далёких от центра – стоит Россия. Изучая природу нашего края, нашей необъятной страны, именно от нас зависит, каким будет будущее.

А насколько вы знаете природу, узнаем, отгадав загадки:

Каждая группа по очереди берут загадки и отгадывают

10 мин

Древняя языческая культура отражает огромное уважение коренных народов севера к природе. Ненцы, коренные жители, - спокон веку кочевой народ. Кочуя по просторам лесотундры, ненцы выработали зоркость, тонкий слух и внимание к каждой мелочи, к каждому бугорку и березке. Это качество, необходимо каждому тундровику.

Слайд10-17.

 Свои культурные изюминки есть у ненецкого народа. Это ненецкие сказки,  стихи, пословицы, поговорки, свои чудеса. Да, на Ямальской земле есть чудеса. Ханты, ненцы верили в чудеса. Хотите узнать?Слайд18.

Первое чудо – город Салехард.  Одной из уникальных достопримечательностей Салехарда является то, что он единственный город на планете, расположенный на линии Северного полярного круга, 66 градусов 33 минуты 39 секунд северной широты. Начиная от этой линии и до Северного полюса, лежит полярный пояс, так называемое Заполярье. В 1980 г. в Салехарде была открыта стела «66 параллель», как символ тому, что через город проходит линия Северного Полярного круга. Слайд19.

Второе чудо - Полярная ночь и полярный день.   Самый продолжительный и суровый сезон на Ямале – зимний. Сумрачный короткий день и длительные ночи при жестоких морозах. Солнце не задерживается на полярном небе. Наступает полярная ночь, которая длится почти 150 дней. Самый короткий день – 21 декабря. Слайд20.

Третье чудо -  На Ямале насчитывается более 300 тысяч озер, 48 тысяч рек, в них добывается одна треть мировых запасов ценных сиговых пород рыбы.

Река  Обь доставляет на Ямал около 400 куб. км. воды в год. Разливаясь весной, река образует могучий поток шириной в 4 км и глубиной до 40 метров

Для жителей Ямала, Юрибей – река жизни. Вдоль реки находятся основные святилища коренных жителей. Через реку идут на нерест муксун и нельма. Здесь высиживают птенцов полярные гуси и утки, гнездятся около 40 видов птиц, пасутся северные олени. Юрибей – настоящее чудо для ценителей.Слайд21.

Четвертое чудо - Мангазея, русский город 17 века, расположенный на севере Западной Сибири, на реке Таз, являвшейся частью так называемого Мангазейского морского хода. По этому пути ещё в 16 веке совершали походы поморы.Слайд22.

Пятое чудо -  Порой в небесах северных широт вспыхивают изумительные световые спектакли – северное сияние. Слайд23.

Шестое чудо -  Монумент мамонту. Мамонты бродили на «заре времен» в тундре, где потом встал Обдорск – Салехард. Находки бивней и костей мамонтов известны во всех районах Ямало-Ненецкого автономного округа. Мамонтов находят только на Севере, и только в России – в Якутии, на Таймыре и Ямале. И каждая такая находка – большая удача и для региона, и для страны в целом.  Слайд24.

Седьмое чудо - Люди Ямала. Ямал – родина коренных народов: ненцев, ханты, манси, селькупов. Это душевные, гостеприимные, трудолюбивые, скромные люди. Оленеводы, охотники, рыбаки, они трепетно и бережно относятся к природе, к суровой, северной, но самой дорогой родине. Они сохранили свои традиции, обычаи, самобытную, уникальную культуру, которая нашла свое выражение в орнаментах на одежде, в построении основного жилища – чума, в декоративно-прикладном творчестве Слайд25.

1 мин

Итог урока

-  Так можно ли назвать Ямал краем открытых сердец?

«Как степь - казаху, пустыня - туркмену, леса и равнины - русскому, а горные утесы - дагестанцу, так оленеводу - ненцу близка и мила Ямальская  ЗЕМЛЯ

Слайд26.

Как повезло тебе и мне!

Мы родились в такой стране,

Где люди все - одна семья,

Куда ни  глянь – кругом друзья!

1 мин

Рефлексия  Слайд 27.

У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы свой работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот ответ, который вам больше подходит и обведите его ручкой.

На уроке я работал активно/ пассивно

Своей работой на уроке я доволен/ недоволен

Материал урока мне понятен/ непонятен

Материал урока мне полезен/ бесполезен

Отвечают на предложенные вопросы

1 мин

Домашнее задание

Составить кроссворд на тему «Животный и растительный мир северного края»

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Класс: 2      УМК:  Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...

открытый урок по окружающему миру " В гости к осени"

Класс: 2 «Б»Учитель: Дригайловская Маргарита ВикторовнаТема урока: «В гости к осени»Тип урока: изучение новых знанийЦель урока: - Организовать деятельность учащихся, направленн...