Конспект урока по окружающему миру "Символы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

На уроке учащиеся узнают информацию о символах России. Урок проведён с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okr_miru_4_klass.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Озерищенская СОШ

Конспект урока по окружающему миру                                                                           по теме «Славные символы России».                                                                              4 класс

Подготовила учитель начальных классов                                                             Кузнецова С.Н.

Цель: формировать представление о государственных символах.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: электронная презентация, символы России, энциклопедия, аудиозапись Государственного гимна России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

— Дома вам нужно было выполнить задание №2 на с. 167. Какой закон вы бы предложили принять, если бы были депутатом Государственной Думы?

 (Ученики отвечают. Выбирают самый интересный ответ.)

— О каких делах Президента вы узнали из программы новостей?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске изображения флага и герба России.)

— Посмотрите на доску. Что это? (Флаг и герб России.)

Это государственные символы России.

— Какой символ России вы еще знаете? (Государственный Гимн России.)

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Символы России.) (Слайд 1)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по этой теме.) (Слайд 2)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в парах,  узнавать новую информацию из учебника и других источников,  рассуждать, слушать друг друга и т. д.)

— Что вы уже знаете о символах нашей страны? (Высказывания детей.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме или вспомнить? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Работа в парах

— Продолжаем работу.  Сначала надо выяснить, что же такое символ. (Условный знак, обозначение.) (Слайд 3)

Символ передает суть предмета или события, является его смысловым отражением. Отсюда — символика любого государства есть воплощение его истории и отражение его настоящего, выражение патриотизма его граждан и обозначение этого государства на международной арене, зрительный и музыкальный образ конкретного государства. Вот почему отношение к государственной символике — это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Проявление неуважение к символам своего государства означает неуважение и к себе самому. А кто же будет уважать человека, который сам себя не уважает? Так никто не будет уважать и государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике, т. е. сами себя не уважают.

Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядит герб, флаг, слышали гимн России. В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

(Каждая пара выбирает один из символов России, ищет информацию о нём в учебнике, в энциклопедии или в сети Интернет, готовит сообщение. Результаты работы  представляет классу.)

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

Герб. (Слайд 4) Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе», что значит «наследство». Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.

Гербы появились очень давно. Их изображали на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более 4 тыс. лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек. Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет — символ красоты и величия, зеленый — изобилия, красный — мужества и храбрости.

Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаше. Привстав в стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия с ордынскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.

Позже Иван III выбирал в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. На груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника — неизменный герб Москвы.

В различные исторические периоды герб несколько видоизменялся. Менялись лишь отдельные детали: появлялись скипетр, держава и короны (знаки императорской власти), а также цепь ордена Андрея Первозванного и гербы присоединенных к России земель. В XVIII в. были установлены цвета герба — черный орел на желтом фоне, всадник на красном поле.

У Советского Союза был другой герб, но сейчас Россия возвращается к своим прежним символам.

Флаг. (Слайд 5) Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется — свой или вражеский.

У древних римлян флагов еще не было. Но у легионов были свои значки, изображающие орлов на высоком древке, под которыми крепились таблички с названиями легионов. Зато у древних кочевников скифов были уже настоящие флаги. Их шили в виде длинного мешка с изображением дракона. На ветру мешок раздувался, и вид получался очень впечатляющий.

 Уже в начале Средних веков в Европе каждый рыцарь, не говоря уже о баронах, графах и другой знати, имел свой герб, который изображал на щите и на флаге, прикрепленном к копью.

Флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины, вертикальных, горизонтальных, реже диагональных (косых). Синий, белый, красный — самые распространенные цвета государственных флагов. Из государств — членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами. Флаг нашего государства, России, — бело-сине-красный горизонтальный. А флаг Франции — сине- бело-красный вертикальный.

Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу — ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность; если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается, как опозоренная.

Трехцветный флаг России учрежден первым российским императором Петром Великим. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у нее, в том числе выбирал флаг, изменив лишь порядок цветов (голландский флаг красно-бело-синий). Каждый цвет на флаге имел своё значение. В ту эпоху эти цвета чаше всего трактовались как выражение трех основных сословий общества; белый обозначал духовенство, синий — служилое дворянство, красный — трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковывать по-другому: белый считался выражением чистоты устремлений, синий обозначает волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Гимн. (Слайд 6) (Рассказ учителя)  Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» — восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов (миф — по-гречески «предание», «сказание»). Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер. Например, Гомер славит бога огня и кузнечного дела Гефеста за то, что он научил людей многим ремеслам:

Муза, Гефеста воспой,

Знаменитого разумом хитрым!

Вместе с Афиною он светлоокою

Славным ремеслам

Смертных людей на земле обучил...

Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!». В 20-е гг. XIX в. композитор князь А.В. Львов и поэт В.А. Жуковский написали новый гимн — «Боже, царя храни!». Он исполнялся в России до февраля 1917 г. Во времена революции 1905—1907 гг. рабочие на баррикадах пели «Марсельезу», которую еще в 1875 г. революционер П.Л. Лавров перевел на русский язык:

Отречемся от старого мира.

Отряхнем его прах с наших ног.

Нам не надо златого кумира,

Ненавистен нам царский чертог...

После Октябрьской революции 1917 г. в России государственным гимном стал «Интернационал». Текст песни написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 г., а музыка — композитором П. Дегейтером в 1888 г. В русском переводе «Интернационал» был опубликован в первом номере газеты «Искра», но только слова его припева, а полностью был напечатан в 1902 г. в Лондоне. «Интернационал» звал всех трудящихся к объединению в борьбе за справедливость на земле.

«Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 г. В декабре 1943 г. был утвержден новый гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 г. По результатам конкурса утвердили вариант поэтов С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана на музыку композитора А.В. Александрова. В 1977 г. текст гимна был обновлен. В 1991 г. был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М.И. Глинки. В 2001 г. принят обновленный текст гимна (сл. С.В. Михалкова, муз. А.В. Александрова).

Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на церемонии официальных встреч и проводов представителей других государств. Гимн слушают стоя.

(Слушание аудиозаписи Государственного гимна России.)

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Викторина «Вопрос – ответ»

1. Почему у орла на гербе две головы? (Россия расположена в двух частях света — Европе и Азии,  головы орла повернуты в разные стороны.)  

2. Когда появились флаги? (В глубокой древности.)

3. Какое старинное русское название флага? (Стяг.)

4. Когда можно увидеть на улицах флаги? (В праздничные дни.)

5. Опишите флаг России. (Флаг состоит из горизонтальных полос трех цветов — белого, синего, красного.)

6. Кто ввел такой порядок расположения цветов? (Петр 1.)

7. Как можно объяснить символику цветов российского флага?

8. Когда Россия вновь обрела свой исторический флаг? (В 1991 г.)

9. Когда мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации? (22 августа.)

2. Загадки

На свете много песен разных,

Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного. (Гимн.) Слайд 7

 

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб.) Слайд 8

 

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг —

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (флаг). Слайд 9

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке? Как вы оцените работу своих одноклассников?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 168—174 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Россия-многонациональная страна"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Россия – многонациональная страна».Данный  урок разработан и провед...

Конспект урока по окружающему миру " Россия - Родина моя"

Комбинированный урок  окружающий мир + история...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" " (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.  ...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте", УМК "Школа России", 2 класс

ТемаРоссия на картеЦельСоздать условия для знакомства с физической картой России, условными знаками на картеПланируемые результатыПредметные:-освоят первоначальные умения чтения карты;-научатся показы...