Конспект урока по окружающему миру "Россия-многонациональная страна"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. Виноградова

Тема: «Россия – многонациональная страна».

Данный  урок разработан и проведен с учетом возрастных особенностей детей.  Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране. Для достижения цели и задач мною был выбран тип урока: изучение нового материала.  Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, такими как традиции, язык, культура народов России. Также  для более  успешного результата  усвоения материала  выбрана нетрадиционная форма–   урок - путешествие.

 Ребята отправляются в путешествие  в разные части России. Организация деятельности состоит в прежде всего в том, что результат достигается действием всех учеников совместно с учителем. Дети самостоятельно готовили сообщения о различных уголках России, языке, традициях, культуре разных народов, поэтому была выбрана коллективная форма организации деятельности учащихся на уроке. Методы использованные на уроке- беседа с детьми, рассказ учителя нового сложного материала для более глубокого усвоения, инновационный метод - мультимедийная  презентация. Данный метод позволяет ребятам увидеть уголки страны, костюмы народов России, промыслы.  На протяжении урока постоянная смена деятельности, что способствует быстрому темпу урока и меньшей утомляемости. В завершении подведен итог, проблема решена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Начальная школа 21 века» под. Ред. Н.Ф. Виноградовой.

2 класс

Конспект урока по окружающему миру

«Россия - многонациональная страна».

Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

Образовательные:

  1. актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.

Развивающие:

  1. развивать элементарную информационную грамотность и мотивационно подготавливать школьников к самостоятельной работе на компьютере;
  2. развивать коммуникативные способности детей;
  3. совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  4. развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
  2. прививать любовь к Родине, народу.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Ребята вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

  1. Повторение пройденного

- Ребята, перед вами кроссворд, давайте его разгадаем.

6

5

4.

2.

1.

        

        

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называлось наше государство? (Русь)
  2. Столица нашей Родины? (Москва)
  3. От какого слова образовалось слово русский?  (русичи)
  4. Маленькая ячейка общества? (семья)
  5. Торжественный символ России?  (гимн)
  6. На нем говорят.?  (язык)

- Молодцы, давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд.

- Скажите, какое слово мы с вами разгадали еще? ( Россия)

-Что означает слово Россия? (ответы детей).

- Какие символы России вы уже знаете? (герб, гимн, флаг)

III. Введение нового материала.

3.1  Сообщение детей о символах России.  Ученики рассказывают о символах России, прослушивание гимна. (слайды № 1,2,3)

3.2   – А еще ребята, мы должны знать основной закон государства - Конституция РФ.

3.3   Работа по учебнику:

- Давайте прочитаем, какими словами начинается конституция.

- Дети читают текст: «Россия – многонациональная страна».

- Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

- Что означают эти слова: «Россия – многонациональная страна»? (высказывания  детей)

Учитель читает стихотворение В.Степанова:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

- Мы отправляемся с вами в путешествие по нашей стране.

IV. Работа по теме урока

Мультимедийная  презентация в сопровождении сообщений детей.

  1. Центральная Россия (слайды № 7,8,9)

Центральная Россия - самый заселенны район страны. В нем проживает 5 часть всего населения России. В том числе и мы с вами. Наши предки – славяне, издавна жили в этих местах. Главное богатство – непроходимые дремучие леса, в которых водилось много пушного зверя, ягод, грибов. Реки были полны рыбой. Все это привлекало сюда людей.  

История русского народа неразрывно связана с центральной Россией.

  1. Южная Россия (слайды №10,11,12,13)

Самый многонациональный район России Северный Кавказ. В нем проживают представители более 100 народов. Один только Дагестан является исторической родиной для 30 народов - авганцев, лакцев, лизгин, недаром Дагестан называют страной языков.

Народы Кавказа издавна славились как отличные воины, наездники и стрелки. Кавказская земля необычайно плодородна, поэтому население занимается земледелием, садоводством.

  1. Поволжье (слайды № 14,15,16)

На востоке европейской части России протянулся район – Поволжье. Разные народы поселились здесь. Например: Калмыки. 300 лет назад они жили в Западном Китае, но многочисленные войны вынудили калмыков искать новую Родину, почти весь народ покинул Китай и переселился в Россию, Поволжье.

Калмыки говорят на калмыцком языке, похожем на язык монголов. Калмыки пасут лошадей, овец, верблюдов.

  1. Урал (слайды № 17,18,19)

В центре нашей страны расположен удивительный край- Урал. Природные богатства привлекали на Урал  людей самых разных национальностей. И сейчас этот край остается одним из самых многонациональных в России. Например: башкиры. Название этого народа переводится как  «волк-вожак». По древней легенде, именно волк был предком башкир - отличных наездников и стрелков.

  1. Западная Сибирь (слайды № 20,21,22,23,24,25,26,27,28)

Современная Западная Сибирь – самый заселенный район Сибири. Здесь проживают более 15 миллионов человек. Главным богатством западной Сибири это крупнейшее месторождение нефти, газа, угля. Настоящая кладовая!

Говоря о Сибиряках, мы, подразумеваем не только русских, но и представителей других народов и народностей. Коренных народов Сибири около 3 десятков.  Самые многочисленные – якуты, буряты, тувинцы. По всей Сибирской тайге расселились почти 25 тысяч эвенков. Алтайцы и шорты предпочитают горы. Ханты и манси издавна обитают на равнине между реками Обь и Енисей. А вот ненцы, секульпы хорошо приспособились к жизни в Тундре. Северные окраины дальневосточной  земли населяю эскимосы, чукчи, коряки. Они добывают рыбу и морского зверя.

 Эвенки - называют «индейцы Сибири». Представители этого народа потомственные охотники, искусные следопыты и хотя численность не превышает 39 тысяч расселены эвенки от Восточной Сибири до Приморья.

Самый многочисленный народ Сибири - якуты. Их насчитывается 380 тысяч. Занимаются разведением рогатого скота, охотой, рыболовством.

 Средин народов Сибири есть и совсем малочисленные – кеты. Их насчитывается не много более тысячи человек. Живут они в тайге. Похожи кеты на американских индейцев. Никто не понимает их языка. Велика наша Сибирь, много в ней разный народов. Сохраняя свои языки и обычаи они живут единой семьей, помогают друг другу.

  1. Карта России (слайд №29,30)

Наша страна настолько больная, что на территории России могли бы разместиться целые материки, такие как Австралия и  Антарктида. Россия граничит с 14 странами. Протяженность границ около 600 тысяч км. Наша страна - многонациональное государство.  В России более 130 различных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык.

V. Физкультминутка (под музыку С.Ротару «Я, ты, он, она- вместе целая страна).

VI. Знакомство с понятиями: религия, обычаи и язык.

Презентация (слайды № 33,34,35)

Сообщение учителя: одна из главных особенностей каждого народа - язык, на котором он говорит. В зыке народа отражается его история, традиции, творчества. Ребята из нашего  класса подготовили свое национальное выступление на  родном языке, (выступление ребят в национальных костюмах).

- А еще, ребята,  у каждого народа есть своя религия. Более 1000 лет назад почти все люди не Земле  верили в добрых и злых духов. Они считали, что весь окружающий мир населен многочисленными богами: солнца, воды, ветра…. Слово религия означает «благочестие, святыня».  На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов. Священная книга православных христиан - Библия. Православие самая распространенная  религия среди народов России.  Православные в нашей стране это русские, карелы, коми, якуты, осетины и другие.

Среди татар, башкир, кабардинцев, чеченцев в России распространено мусульманство. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть.

 Калмыки, буряты и тувинцы исповедуют одну из самых древних религий мира - буддизм. Буддисты  строго соблюдают основные правила учения Будды, главное из которых – правдивость. Их храм называется Синагога.

VII. Работа с учебником. Знакомство с произведениями поэтов, художников разных народов.

-Прислушивание музыки, стихов.

VIII. Обобщение.

- Работа в рабочей тетради. ( с.

Вывод: учебник с.

IX. Итог урока

- Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину.

Песня «Широка страна моя родная».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 класе по теме "Россия-многнациональная страна".Программа "Начальная школа XXI века"

Урок знакомит учащихся с народами,живущими на территории России,воспитывает уважительное отношение к людям разных национальностей....

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны нашей страны".

Урок знакомит учащихся с природными зонами нашей страны: ледяная, зона тундры, лесов, степей, пустынь....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Что мы знаем о своей стране?».

Конспект урока по окружающему миру.Тема: «Что мы знаем о своей стране?»....

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «Страна, открывшая путь в космос» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о первом полете в космос;формирование представлений о жизни страны в период СССР;воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы и формиров...

Конспект урока по окружающему миру "Вставай, страна огромная"

Презентация составлена к уроку окружающего мира для изучения темы "Вставай, страна огромная" для 3 класса...