Урок «Окружающий природный мир» 3 класс для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР Тема: Сезонные изменения в природе. Месяц декабрь
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Урок для учащихся с ТМНР по предмету "Окружающий природный мир". Целью урокаставилось формирование у учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития деятельностных способностей к систематизации и обобщению изучаемого предметного материала, формирование способности к новому учебному действию. Урок проходил в сотрудничестве с учителем- логопедом. он предполагал: групповое обсуждение. индивидуальную и самостоятельную работу, рефлексию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Окружающий природный мир»

3 класс для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

Картинки по запросу "зима"Тема: Сезонные изменения в природе.

Месяц декабрь

                                                                Разработали и провели:

                                                                        учитель начальных классов

                                                         Высшей категории

Федорова Нина Ивановна,

                                                     учитель-логопед

                                                         Высшей категории

Махова Нина Михайловна

Арзамас, 2020

Технологическая карта урока

Предмет / программа: окружающий природный мир / адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант)

Тема:  Сезонные изменения в природе. Месяц декабрь

Класс: 3 класс с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

Тип урока: урок систематизации и обобщения полученных знаний 

Планируемые результаты:

Базовые учебные действия:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: адекватное использование ритуалов школьного поведени

2. Формирование учебного поведения: направленность  взгляда на говорящего, на задание, умение  выполнять инструкции педагога, использование  по назначению учебных материалов, умение  выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия: соблюдение учебного режима, выполнение заданий.

Личностные: 

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности, формирование уважительного отношения к окружающим, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и  сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат.

Предметные:

Знание стихотворных текстов,  основных характерных признаков зимы, природных явлений, названий и последовательность зимних месяцев с опорой на картинки, различение диких и домашних животных.

I. Блок целеполагания

Цель урока: формирование у учащихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР деятельностных способностей к систематизации и обобщению изучаемого предметного содержания, формирование их способности к новому способу действия, связанному с расширением представлений о сезонных изменениях в природе.

Задачи урока:

Воспитательные:

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности, устойчивый  познавательный интерес  к предмету, нравственные качества -привитие любви к родной природе;

-формировать навыки здорового образа жизни через зимние забавы детей;

оспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

-способствовать овладению элементарными навыками самостоятельной учебной деятельности.

Коррекционно - развивающие:

-корректировать и развивать регулирующую функцию речи, связную устную речь через формулирование ответов, многократное повторение, диалогическую и монологическую речь;                                                          -уточнять и расширять  словарный запас учащихся:

-формировать умение слушать, развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, воображение;                                                                 

-развивать оптико-пространственные представления учащихся;                                                      -расширять коммуникативные навыки работы учащихся в коллективе;

-способствовать развитию элементарных умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать элементарные выводы;

-развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику, координировать движения с речью.                                                                                                          Образовательные:

-организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению изучаемого материала о сезонных изменениях в природе с приходом первого зимнего месяца;                   -составлять рассказ по картинному плану;

-выработать умения самостоятельно применять полученные знания в новых условиях.

II. Инструментальный блок

Основные понятия: зима, зимние месяцы, декабрь, зимние забавы, кормушка, перелетные и зимующие птицы, домашние и дикие животные.

Формы организации деятельности: групповое обсуждение, индивидуальная работа, самостоятельная работа, рефлексия.

Ресурсы: мультимедийное оборудование, кормушка для птиц, волшебница Зима (картинка), карточка со словом «зима», картина зимы, картинки диких и домашних животных, картинки с зимними забавами детей, карточки с приметами зимы, мнемотаблица «Зима», разрезные картинки, зеркала.

Время урока: 40 минут

План урока:

I.  Организационный момент (2 мин.)

II. Мотивационно - целевой (8 мин.)

III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (10 мин.)

IV. Закрепление и обобщение знаний (15 мин.)

V. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)

III. Организационно – деятельностный блок

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

БУД

(компонент жизненной компетенции)

Предметные (академический компонент)

I.Организа-ционый

Цель:

создание благоприятного психологического микроклимата и включение в  учебную деятельность на личностно значимом уровне

Создает эмоциональный настрой.  Проверяет готовность учащихся к уроку, их настрой на работу.

-Прозвенел уже звонок!

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ножки дружненько стоят?

Спинка прямая.

Соберись и улыбкой поделись!

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

- Сегодня на наш урок  пришли гости. Посмотрите на них и подарите свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение

Быстрое включение учащихся в деловой режим. Слушают стихотворение, следят за посадкой, приветствуют гостей

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: адекватное использование ритуалов школьного поведения

Формирование учебного поведения: направленность  взгляда на говорящего, на задание, умение  выполнять инструкцию педагога

Знание стихотворного текста

II.Мотива-цинно-целевой

Цель: 

создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Мотивация учащихся,  сообщение темы и цели урока

Создаёт условия для мотивации учебной деятельности к позитивному настрою на урок. Подводит  детей к формулированию темы и цели урока

- Послушайте и скажите, о каком времени года поется в песенке?

(аудио запись «белые снежинки кружатся с утра…»)

- Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, речь у нас пойдет о сезонных изменениях в природе с приходом зимы. Волшебница Зима сегодня у нас в гостях (картина и карточка со словом «Зима»)

Слушают песню о снежинках. Высказывают свои предположения. Вспоминают изученный ранее материал. Формулируют предполагаемую тему урока

Формирование учебного поведения: направленность  взгляда на говорящего, на задание, умение  выполнять инструкции педагога,

Знание  основных характерных признаков зимы

Артикуляционная гимнастика 

Цель:

развитие органов артикуляционного аппарата и дыхания

Постановка учебного задания: выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений перед зеркалом.

- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить  про зиму, нам необходимо разбудить язычок.

Зимним ясным деньком, погуляем с язычком.

- Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд)

- А на улице бело! Справа – снег, слева – снег (Поочерёдное движение языка вправо-влево)

- Взял лопату язычок (Широкий язык кладём на нижнюю губу)

- И пошёл кидать снежок (Движение языка вверх-вниз)

- Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)

- Веселиться, улыбаться (Губы растянуты в улыбке)

-Сдуем снежинку с одной ладошки, затем с другой. Потрем ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Выполняют дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения:

«Иголочка»

«Часики»

«Лопаточка»        «Качели»

«Улыбка»

Направленность  взгляда на говорящего, на задание, умение  выполнять инструкции педагога, использование  по назначению учебных материалов, умение  выполнять действия по образцу и по подражанию. Формирование умения выполнять задание с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому.

Знание артикуляционных упражнений

III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Цель: систематизация и обобщение полученных знаний и умений. Активизация всех мыслительных операций, познавательных процессов. Организация фиксирования индивидуального затруднения

Организует деятельность учащихся путем постановки наводящих вопросов. Организует фронтальную работу.

- Давайте вспомним и прочитаем, кто же пришел к нам в гости.

-Ребята, зима пришла к нам в гости не одна. Она привела с собой зимние месяцы. А кто помнит, как они называются?

-На сегодняшнем уроке мы поговорим о первом зимнем месяце, который называется «Декабрь». Давайте хором произнесем название этого месяца. Ребята, про декабрь говорят: декабрь-год заканчивает, а зиму начинает. С декабря начинается зима. А  по окончании года мы празднуем любимый праздник всей детворы - Новый год

Читают хором на доске слово зима, произносят хором слово декабрь. Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают варианты ответов, делают элементарные выводы 

 Формирование умения выполнять инструкции педагога, задания в течение определенного периода времени

Знание

зимних месяцев

IV. Закрепление и обобщение  знаний

Цель:

организация усвоения знаний на уровне применения в изменённой ситуации

Создаёт условия для усвоения и закрепления знаний на уровне применения в изменённой ситуации, включение знаний в общую систему знаний.

Способствует осуществлению самостоятельного поиска необходимой информации

- Посмотрите внимательно на картину, подумайте и скажите, какое время года изобразил художник?

- По каким приметам вы догадались, что это зима?

1. Солнце зимой маленькое, плохо греет;

2. Небо затянуто серыми облаками;

3. Часто идет снег. На земле лежат сугробы;

4.Деревья стоят голые, без листочков.

5.Перелетные птички улетели в дальние края. Для зимующих птиц делают кормушки;

6. На улице очень холодно и люди надевают теплую одежду, чтобы не простудиться;

7. А теперь внимательно посмотрите на картину. Куда же исчезли все звери?

- Давайте дополним картину, поселив лесных жителей. Выберите среди животных тех, которые живут в лесу.

8. Ребята, а чем занимаются дети зимой? Чем полезны эти занятия.

Сравнивают варианты ответов. Выявляют неверные представления, корректируют их с помощью учителя. Делают предположения, элементарные выводы, опираясь на свой опыт. Используют приобретённые знания в  изменённой ситуации. Работают с картинками

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся, формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего, на задание, умение выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов, умение выполнять действия по образцу и по подражанию,

формирование умения выполнять задание от начала до конца, с заданными качественными параметрами, формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом действия. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Знание зимних

признаков, различение диких и домашних животных

Физкультминутка

Цель: 

создание

условий для

 психоэмоциональной

разгрузки

учащихся

Создаёт условия для снятия переутомления, смены видов деятельности, обеспечивает кратковременный активный отдых

- Сейчас мы разомнемся и поиграем в снежки.

Здравствуй Зимушка-зима!

Что в подарок принесла?

Белый снег пушистый,

Иней серебристый

Мы  зимой в снежки играем.

По сугробам мы шагаем.

И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду скользим.

Мы Снегурочку слепили

Гостью-зиму в гости ждем.

И ее зовем – зовем.

Учащиеся координируют движения с речью под музыку. Восстанавливают тонус для дальнейшей работы

Направленность  взгляда на говорящего, на задание, умение  выполнять инструкции педагога,  умение  выполнять действия по образцу и по подражанию.

Знание слов и движений физкультминутки

Работа с мнемотаблицей

Цель: 

развитие связной монологической речи с использованием картинного  плана

- Ребята, а теперь давайте составим рассказ о зиме с опорой на картинный план.

«Зимой солнце маленькое. На небе облака. Идет снег. Деревья голые. Дети делают кормушки. Люди надевают теплую одежду. Медведь спит. Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах»

Составляют рассказ о зиме с опорой на мнемотаблицу. Неговорящие выполняют по индивидуальному плану, используя указательный жест

C:\Users\Татьяна\Desktop\2 001.jpg

Формирование умения самостоятельно переходить от одного  действия к другому в соответствии с алгоритмом действия: соблюдение учебного режима, выполнение заданий

Знание зимних

признаков

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель:

развитие пространственной ориентировки, воображения,  коррекция мелкой моторики

-Ребята, а зима приносит нам подарки.

Вот и сегодня зимушка –

зима принесла вам игру «Собери картинку». Ваша задача собрать картинку и сказать, какое природное явление изображено

 на ней.

Самостоятельно собирают  разрезные картинки и дают название природного явления

Формирование умения самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии с алгоритмом

Знание природных явлений

V. Рефлексия учебной деятельности

Цель: 

подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока; фиксирует новое содержание, изученное на уроке, неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности, организует рефлексию, оценку и самооценку.

-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называется первый месяц зимы?

-Что вам особенно понравилось на уроке?

-Вы сегодня все очень хорошо работали, и волшебница Зима благодарит вас за работу и вручает сладкие леденцы

Выясняют, что изучали на уроке, что больше всего понравилось. Соотносят цель  и результаты.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат

Знание  элементарных понятий, характеризующих качество урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) решает следующие задачи:*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и ...