Конспект урока (методическая разработка) по окружающему миру "Органы чувств"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Дундукова Марина Адольфовна

Конспект урока (методическая разработка) по окружающему миру "Органы чувств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Органы чувств»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания( работа в группах)

Цель: - уточнить представления школьников об органах чувств и их значением для человека,

           - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию новых

знаний;

     -  развивать мышление, речь, познавательные интересы;

            - способствовать развитию интереса в познании самого себя

Задачи: систематизировать представления учащихся об органах чувств человека и  их роли в

              восприятии окружающего мира;

              формировать установки на здоровый образ жизни: бережное отношение к органам чувств.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • знать органы чувств человека и их роль в восприятии окружающего мира;
  • формировать правила гигиены органов чувств.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;
  • оценивать достижения на уроке;
  • работать в группе: извлекать информацию из текста учебника, готовить рассказ по предложенному плану;
  • участвовать  в учебном эксперименте: высказывать предложения, делать выводы .
  • формулировать определения понятий.

Личностные:

  • понимать значимость безопасного ,здорового образа жизни;
  • определять личностный смысл учения.

Ход урока.

1. Оргмомент.

               Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

 - Начинаем наш урок.

2. Проверка домашнего задания» Организм человека»

- Что такое организм человека? ( Это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.)

-Что такое система органов? (  Органы выполняющие общую работу)

- Из каких органов состоит и какую функцию выполняет нервная система?(Состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.По ним в мозг поступают различные сигналы всем органам тела.)

- Из каких органов  состоит и какую работу выполняет пищеварительная система? ( Состоит из Желудок, кишечник, печень. Обеспечивает пищеварение пищи)

-Из каких органов состоит и какую работу выполняет кровеносная система? ( Состоит из сердца и кровеносных сосудов. Она обеспечивает движение крови в организме)

- Какая система управляет деятельностью организма? (Деятельностью всего организма  управляет нервная система.Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. По ним в мозг поступают различные сигналы, а от мозга идут обратные сигналы всем органам тела.)

- Что изучает анатомия? (Изучает строение тела человека)

- Что изучает физиология? (Изучает работу органов)

- Что изучает гигиена ? ( Наука о сохранении и укреплении здоровья)

- Подведем итог сказанному. ( Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Организмы выполняют общую работу, образуют системы органов.)

3. Актуализация знаний.

1-я пара. Вам понадобится яблоко и лимон.

-  Рассмотрите их, возьмите в руки. Что вы чувствуете? Какой фрукт гладкий на ощупь? А какой шероховатый? Какой орган помог вам ответить на эти вопросы? (орган осязания)

2-я пара. Попробуйте яблоко и лимон на вкус.

-  Какой фрукт сладкий (кислый)?

-  Какой орган помогает различать вкус? ( орган вкуса)

3-я пара. Закройте глаза.

- Попробуйте различить лимон и яблоко по запаху.

- Какой орган вы использовали? (орган обоняния)

4-я пара. Вам понадобятся цветные фломастеры и бумага.

-  Напишите свои имена цветными фломастерами.

-  Какие цвета вы использовали?

-  Что помогает нам различать цвета? ( орган зрения)

Для всех пар: Звучит мелодия песни «Дружба- это не работа» в исполнении группы «Барбарики». - -  

- Как называется песня, которая прозвучала?

- Что помогает нам различать звуки? (орган слуха)

4. Постановка темы и цели урока.

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать, 
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

-О чём говорится в стихотворении?( Об органах чувств)

-  Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?( Об органах чувств)

- Какую цель мы поставим перед собой? ( Познакомиться  с органами чувств и их значением для человека)

5. Работа по теме урока.Работа в группах. ( Учащиеся делятся на 4 группы)

- Я предлагаю вам стать исследователями. Кто такие исследователи?(исследователь, -. Человек, занимающийся научными исследованиями. 

( Раздается инструкция исследования)

Инструкция исследования:( дается каждой группе)

1. Изучить материал в учебнике об органе чувств.

2.Приготовить рассказ о нем по плану:

  • название органа чувств;
  • его значение в нашей жизни;
  • гигиена органа чувств;

3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств.

4.Составить сенквейн.

( Дети вспоминают правила работы в группах, распределяют роли и выполняют задание)

- Какой объект в нашем обследовании будет первым, вы узнаете, отгадав загадку:

1 группа:

Брат с братом

 

 

Через дорогу живут,

 

 

А один другого не видит. (Глаза)

 

 

  • Глаза – орган зрения (вывешивается карточка на доску).

 Глаза – это самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

Зрение- это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

У глаза есть мускулы, которые к нему прикрепляются, поэтому он может двигаться вверх и вниз из стороны в сторону. Зрачок – это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он воспринимает свет. Позади его расположен хрусталик, сетчатка и нервы.

Некоторые люди не видят совсем. Они слепые. У многих из них есть собаки – поводыри, которые помогают им находить дорогу.

Знаете ли вы, ребята, что ежедневно человек моргает 11.500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница « живёт» примерно 100 дней, потом выпадает, а на её месте вырастает новая.

Органы зрения у человека, а именно радужная оболочка глаза, бывает серого, голубого,  коричневого (карие) и других цветов.

Гигиена органа зрения:

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2.Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 сантиметров от глаз. Свет должен падать слева.
3.Не читай лёжа.
4.Не читай в транспорте.
5.Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.
6.Вредно для глаз долго смотреть телевизор, компьютер.
7.Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
8.Пользуйся чистым носовым платком.
9.Не стесняйся носить очки.

2 группа: Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

                   Нашей Оле… (ушки)

  • Уши – орган слуха.

Второй по важности орган чувств – ухо.  Ухо человека включает три отделения – наружное, среднее, внутреннее ухо. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в среднее ухо , а затем через внутреннее ухо – в мозг. Во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право.

Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Гигиена органа слуха:

1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

 2.Никогда не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими предметами. Можете повредить

барабанную перепонку и потерять слух.

 3.Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.

 4. Чаще отдыхайте в  тишине.

 5.Если почувствуете боль в ухе, сразу обращайтесь к врачу.

3 группа:

Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет … (
нос)

  • Нос – орган обоняния

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи

Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней

нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны, сохраняет здоровье. Так же обоняние предупреждает человека об опасности.

Гигиена органаобоняния :

1.Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2.Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

4 группа:

Мягкое и твердое, острое, тупое, 
Горячее,
Холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…
 (кожа)

  • Кожа – орган  осязания

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

Осязание – способность человека чувствовать прикосновения.  Кожа может «рассказать» человеку

о том, что его окружает. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или

удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.
Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими

качествами, как прочность и упругость.

Гигиена органа осязания:

1. Мойтесь каждый день теплой водой с помощью специальных  средств;

2. Меняйте ежедневно белье;

3. Не носить одежду, которая вызывает раздражение кожи;

4.В холодное время защищайте кожу от обморожения;

5. Употреблять в пищу свежие фрукты, овощи, молоко это обеспечит организм минеральными

веществами и витаминами,

- Какой орган самый главный? ( Представление синквейна)

Синквейн

Синквейн

Кто? Что? ( Глаза.)

Кто? Что? ( Ушо.)

Какой? Какая? Какие?
2 прилагательных (Зоркие, прекрасные.)

Какой? Какая? Какие?
2 прилагательных (наружное, среднее                      

                                        восприимчивое .)

Что делает?
3 глагола. ( Смотрят, моргают, узнают)

Что делает?
3 глагола. ( Слушают, воспринимают ,болят)

Суть
Одно предложение
.( Глаза - орган зрения.)

Суть
Одно предложение (
Уши-  орган слуха .)

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

Синквейн

Синквейн

Кто? Что? (Нос.)

Кто? Что? ( Кожа.)

Какой? Какая? Какие?
2 прилагательных (чувствительный,

                                       предупреждающий.)

Какой? Какая? Какие?
2 прилагательных (чувствительные                      

                                                    восприимчивые .)

Что делает?
3 глагола. ( распознает запах, вызывает

                                                      аппетит) )

Что делает?
3 глагола. ( чувствует, рассказывает ,защищает)

Суть
Одно предложение
.(Нос – орган обоняния.)

Суть
Одно предложение (
Кожа -   органосязания.)

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?

Рефлексия:

- Что вам понравилось на уроке?

-Кого и за что вы бы хотели похвалить?

Подведем итоги сегодняшнего занятия.

- Что нового вы узнали?( Глаза, уши, нос, язык , кожа – это наши органы чувств.Онипозваляют воспринимать окружающий мир. Органы чувств нужно беречь.

- Молодцы! Совместными усилиями можно достичь больших результатов.

- Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание.Стр 126-129

Дополнительный материал: орган вкуса

Инструкция исследования:

1. Изучить материал в учебнике об органе чувств.

2.Приготовить рассказ о нем по плану:

  • название органа чувств;
  • его значение в нашей жизни;
  • гигиена органа чувств;

3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств.

4.Составить сенквейн

Инструкция исследования:

1. Изучить материал в учебнике об органе чувств.

2.Приготовить рассказ о нем по плану:

  • название органа чувств;
  • его значение в нашей жизни;
  • гигиена органа чувств;

3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств.

4.Составить сенквейн

Инструкция исследования:

1. Изучить материал в учебнике об органе чувств.

2.Приготовить рассказ о нем по плану:

  • название органа чувств;
  • его значение в нашей жизни;
  • гигиена органа чувств;

3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств.

4.Составить сенквейн

Инструкция исследования:

1. Изучить материал в учебнике об органе чувств.

2.Приготовить рассказ о нем по плану:

  • название органа чувств;
  • его значение в нашей жизни;
  • гигиена органа чувств;

3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств.

4.Составить сенквейн

 Проверка домашнего задания

1 группа.

1.Из каких органов состоит и какую функцию выполняет нервная система.?

2. Что изучает анатомия?

 Проверка домашнего задания

2 группа

1.Из каких органов  состоит и какую работу выполняет пищеварительная система?

2. Что изучает физиология?

 Проверка домашнего задания

3 группа

1.Из каких органов состоит и какую работу выполняет кровеносная система?

2. Что изучает гигиена ?

 Проверка домашнего задания

4 группа

1. Какая система управляет деятельностью организма?

2.Подведем итог сказанному

Синквейн

Синквейн

Кто? Что? ( Глаза.)

Кто? Что? ( Ушо.)

Какой? Какая? Какие?
2 прилагательных

Какой? Какая? Какие? Какое?
2 прилагательных

Что делает?
3 глагола.)

Что делает?
3 глагола. ( Слушают, воспринимают ,болят)

Суть
Одно предложение
.

Суть
Одно предложение

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

Синквейн

Синквейн

Кто? Что? (Нос.)

Кто? Что? ( Кожа.)

Какой? Какая? Какие?
2 прилагательных

Какой? Какая? Какие?
2 прилагательных                        

Что делает?
3 глагола.

Что делает?
3 глагола.

Суть
Одно предложение
.

Суть
Одно предложение

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

Дополнительный материал

      Глаза – это самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

           Зрение- это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.

У глаза есть мускулы, которые к нему прикрепляются, поэтому он может двигаться вверх и вниз из стороны в сторону. Зрачок – это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он воспринимает свет. Позади его расположен хрусталик, сетчатка и нервы.

      Некоторые люди не видят совсем. Они слепые. У многих из них есть собаки – поводыри, которые помогают им находить дорогу.

     Знаете ли вы, ребята, что ежедневно человек моргает 11.500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница « живёт» примерно 100 дней, потом выпадает, а на её месте вырастает новая.

      Органы зрения у человека, а именно радужная оболочка глаза, бывает серого, голубого,  коричневого (карие) и других цветов.

Гигиена органа зрения:

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2.Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 сантиметров от глаз. Свет должен падать слева.
3.Не читай лёжа.
4.Не читай в транспорте.
5.Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.
6.Вредно для глаз долго смотреть телевизор, компьютер.
7.Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
8.Пользуйся чистым носовым платком.
9.Не стесняйся носить очки.

Дополнительный материал

Второй по важности орган чувств – ухо.  Ухо человека включает три отделения – наружное, среднее, внутреннее ухо. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в среднее ухо , а затем через внутреннее ухо – в мозг. Во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право.

Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Гигиена органа слуха:

1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

 2.Никогда не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими предметами.

    можете повредить барабанную перепонку и потерять слух.

 3.Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.

 4. Чаще отдыхайте в  тишине.

 5.Если почувствуете боль в ухе, сразу обращайтесь к врачу.

Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней

нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны, сохраняет здоровье. Так же обоняние предупреждает человека об опасности.

Дополнительный материал

Обоняние( нос) увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи

Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней

нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны, сохраняет здоровье. Так же обоняние предупреждает человека об опасности.

Гигиена органа обоняния :

1.Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2.Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

Дополнительный материал

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

Осязание – способность человека чувствовать прикосновения.  Кожа может «рассказать» человеку    

     о том, что его окружает. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или

     удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.
    Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими  

      качествами, как прочность и упругость.

Гигиена органа осязания:

1. Мойтесь каждый день теплой водой с помощью специальных  средств;

2. Меняйте ежедневно белье;

3. Не носить одежду, которая вызывает раздражение кожи;

4.В холодное время защищайте кожу от обморожения;

5. Употреблять в пищу свежие фрукты, овощи, молоко это обеспечит организм минеральными

   веществами и витаминами,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ»   - Посмотри, мой милый друг,   Что находится вокруг?   Небо светло-голубое,   Солнце светит золотое,   Ветер листьями играет,   Ту...

Методическая разработка о окружающему миру . 1 класс УМК "Школа России""Как Зайчонок к зиме готовился"

Инсценировка. Осень. Как звери к зиме готовятся. Ребята с удовольствием разыгрывают эту пьесу. Можно использовать на уроках и во внеклассной работе....

Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.

Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....

Методическая разработка по окружающему миру в 4 классе

Данная работа содержит разработку раздела окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" и проект урока по теме...

Методическая разработка тема "Эмоции и чувства - ключ к пониманию себя". Социально - психологический тренинг с младшими подростками.

Технический прогресс движется стремительно, качество живого общения значительно    изменилось   в   жизни    человека,   а   особе...