Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Корсецкая Елена Юрьевна

Технологическая карта урока по теме: "Организм человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_kl.docx905.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий  мир»  в  3 классе

Тема урока: «Организм человека».

Тип урока – урок изучения нового учебного материала

Вид урока - урок теоретических и практических работ исследовательского типа

Педагогическая цель: создать условия для знакомства учащихся с основными системами организма человека (опорно – двигательной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной), их строением, функциями.

Планируемые результаты (предметные) узнают  о внутреннем строении  организма человека, научатся определять   расположение основных органов человека.

Личностные результаты: осознают целостность окружающего мира, принимают и осознают социальную роль обучающегося, определяют  личностный смысл учения.

 Универсальные учебные действия (метапредметные).

Познавательные: добывают  новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают  информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют  и обобщают  словарь читателя.

Регулятивные: осуществляют  контроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют  свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.

Педагогические технологии:

- Педагогика сотрудничества

- Личностно – ориентированное развивающее обучение

- Проблемное обучение

- Здоровьесберегающие технологии

 Методы и приёмы обучения: диалогический,  эвристический  и исследовательские, прием "Птичий базар", «Проблемный поиск», «Да-нетка», «Назвать одним словом».

 Оборудование: учебник  «Окружающий мир»: 4 класс / Поглазова, плакаты, компьютер, презентация, карточки с изображением органов  человека, карточки с текстом, смайлики настроения, индивидуальные карты.

Название этапа

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учеников

УУД

1Мотивация  (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой,  выработать  на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята.

Я рада всех вас видеть.

Ребята, на доске вы видите три рисунка (солнышко, солнышко с тучкой, тучка). Возьмите карточку со своим именем и прикрепите её к тому рисунку, который сейчас соответствует вашему настроению. В конце урока мы проверим, осталось ли оно прежним или изменилось.

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.

-Тему урока вы узнаете, если разгадаете кроссворд и прочитаете ключевое слово.

1.Орган слуха.

2.Главный орган кровеносной системы.

3.Главный орган дыхания.

4.Орган зрения.

5.Орган обоняния.

6.Орган пищеварения.

7.Орган вкуса.

8.Главный орган человеческого организма, который управляет всеми процессами.

- Какое ключевое слово получилось?

-Так  о  чём мы будем говорить сегодня на уроке?  

Дети берут карточку со своим именем и прикрепите её к тому рисунку, который сейчас соответствует их настроению.

Подготовка  к  восприятию нового материала. Работа в парах

ухо

сердце

легкие

глаз

нос

кишечник

язык

мозг

Дети называют слово (Организм)

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Коммуникативные:

- умение передавать информацию интонацией,

- слушать

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверсником

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

- умение  строить речевое высказывание

- анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2.Актуализация знаний  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:  организовать осознания детьми внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуально-

го затруднения в пробном действии.

- Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Откройте учебники и по содержанию найдите название раздела. Прочитайте, что мы узнаем нового из раздела, на какие вопросы сможем найти ответы?

-Сможете ли вы сейчас ответить, как работает ваш организм? Какое у вас давление, сердцебиение, гемоглобин, глюкоза  крови?

-На протяжении нескольких уроков

нам предстоит не только знакомиться с собственным телом, но и самим выполнить некоторые исследования о своем весе и росте, и, конечно же, получить полезные советы об укреплении собственного здоровья.

- Сформулируйте тему урока- Сформулируйте цели урока.

- Какие умения мы будем формировать?

О человеческом организме, как он устроен.

Открывают учебник стр.5(учебник), знакомятся с тезисами и вопросами.

 

Рассуждение детей.

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

 

(Тема урока: «Как устроен организм человека»)

(Мы будем учиться распознавать органы человека, определять их функции.)

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,

- формулирование собственного мнения,

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение  строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- классификация объектов,

- подведение под понятие,

- выдвижение гипотез; их обоснование,

- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:

- планирование своих действий,

- различение способа и результата действий,

- внесение необходимых корректив в действие.

3  Этап выявления места и причины затруднений

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

-Как вы считаете, почему наше сердце, желудок, легкие и другие органы скрыты от чужих глаз?

- Как понять, какое строение у организма человека?

Ответы детей, выявление причин затруднения.

4 Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Цель:  выбрать способ разрешения проблемы, метод и средства.

Слайд 1

Слайд 2

-Предлагаю вам определить внешнее и внутреннее строение организма человека.

Ребята, вы смогли определить внутренние органы человека. Подумайте, каждый ли орган работает самостоятельно?

Представьте себе,  что организм – это дерево (прием «Дерево целей»), на котором появляются листья – «системы».

Что бы вы хотели узнать еще о системах органов человека?

Ученики заполняют таблицу «Строение организма человека»

Самопроверка.

Предположения  детей

Например: «Органы сотрудничают между собой и создают системы».

Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

«Организм человека - система органов,  взаимосвязанных между собой и образующих единое целое»

Дети выбирают и прикрепляют к  нарисованному дереву листья – «системы».  Дыхательная система

Пищеварительная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Например: «Мы бы хотели узнать их функции. Какую роль они выполняют в нашем организме?»

Личностные:

-развитие "Я-концепции" и самооценки личности -формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки  самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

- построение понятных для партнёров высказываний

- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач

- поиск разнообразных способов решения задач

- структурирование знаний

- установление причинно-следственных связей

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- формулирование проблемы,

- создание способов решения проблемы.

5 Реализация построенного проекта

Цель: применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, за- фиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

-Ребята, представьте, что вы ученые – исследователи. Перед вами важная задача: определить какую роль выполняет каждая система органов человека. Рассмотрите строение основных систем органов человека на с. 9-10 и представленных схемах.  Работаем в группах: каждая группа должна рассмотреть систему определенных органов. Жребий определяет задание каждой группы.

После заслушивания ответа группы, остальные группы могут задать интересующие или уточняющие вопросы по ходу выступления.

Групповая работа.

Прием «Проблемный поиск»

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов

-формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции)

- использование речи для регуляции своего действия

- построение монологического высказывания

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

установление причинно-следственных связей.

6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:  обосновать определения, алгоритмы, свойства,  при этом проговаривая вслух, выполненные шаги группы.

Слайд 3-10

Организует физминутку

-Проверим и обобщим, что у нас получилось.

Вопросы к группе. Например: Объясните, почему человек не может жить без системы органов чувств?

Например: Может ли один орган выполнять общую задачу организма?

Что для этого необходимо?

Вопросы к группе. Например: Чтобы организм смог выполнить общие задачи, что должны делать органы?

-Какой вывод можно сделать из  вышесказанного.

Выполняют упражнения.

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука!

Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!

Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)

Примерные ответы детей.

1гр. Определение терминов.

СИСЕМА ОРГАНОВ -

СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ИЗУЧАЕТ НАУКА ….     АНАТОМИЯ.

РАБОТУ ЕГО ОРГАНОВ-ЧЕЛОВЕКА   …                                            ФИЗИОЛОГИЯ

НАУКА О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ…                ГИГИЕНА

2 гр. Опорно – двигательная система.

Опорно-двигательная система состоит из скелета (череп, плечо, позвоночник, грудная клетка, предплечье, кисть, таз, бедро, голень, стопа) и мышц. Человек не может жить без опорно-двигательной системы, так как она служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы.

(Человек не может жить без органов чувств, так как они помогают человеку ориентироваться в мире.)

3 гр. Нервная система

Нервная система управляет всем организмом. В неё входят: головной мозг, спинной мозг, периферические нервы.

(Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнять поставленную задачу.

4гр. Дыхательная система

- Вы видите органы  дыхания – носовая полость, трахея, лёгкие. Они обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

5гр. Пищеварительная система

 Органы  пищеварения – ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Они снабжают организм человека питательными веществами и водой.

( Работать согласованно.)

6гр. Кровеносная система

Органы  кровообращения – это сердце, сосуды. Человек не может жить без органов кровообращения, так как они переносят одни вещества к клеткам тела, другие из клеток

7гр. Выделительная система

Органы  выделения – почки, мочевой пузырь, кожа. Человек не может жить без органов выделения, так как они выводят из организма вредные и ненужные вещества.    

Вывод: Каждая система органов выполняет в организме свою особую задачу, необходимую для жизни, и её ничем нельзя заменить. У человека в организме несколько систем органов. Это система кровообращения, дыхания, пищеварительная, нервная, мочевая, опорно-двигательный аппарат.

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной

- ориентировка на позицию партнёра

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

- умение договариваться, приходить к общему решению

- контроль действий партнёра

- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет

- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи

- учёт правила в планировании и контроле способа решения

- различение способа и результата действия

Познавательные:

- структурирование знаний

- построение речевого высказывания в устной форме

- установление причинно-следственных связей

- доказательство

7Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:  организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и самопроверку учащимися своих решений по эталону.

Слайд 11

Ребята, сейчас я предлагаю вам самостоятельно, быстро проверить свои знания с помощью теста «Да», «Нет».

1 «Органы человека сотрудничают между собой и создают системы»,

«Да»  «Нет»

    +       -

2  Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиена?

«Да»  «Нет»

    +       -

3 Желудок входит в кровеносную систему?

«Да»  «Нет»

    +       -

4 Сердце – это мотор в организме человека?

«Да»  «Нет»

    +       -

5 Легкие обеспечивают организм углекислым газом и выделяют кислород.

«Да»  «Нет»

    +       -

6 Почки, мочевой пузырь, кожа- органы  выделения? 

«Да»  «Нет»

    +       -

7 Скелет и мышцы относится к опорно – двигательной системе?

«Да»  «Нет»

    +       -

+ + - + - + +

Прием «Да-нетка»

 1 +     

2  +

3 –

4 +

5 –

6 +

7 +

Самопроверка

Личностные:

- развитие самооценки личности

- формирование адекватной позитивной самооценки

- формирование границ собственного «знания» и «незнания»

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с задачей

- учёт правил в контроле способа решения

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

8 Включение в систему знаний и повторения.

Цель: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания.

Сейчас я буду демонстрировать картинки с анатомическими рисунками внутренних органов человека. А вы должны называть только одним словом систему в которую входит этот орган.

Демонстрация.

Прием «Назвать одним словом»

Ответы детей.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи

- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме

Познавательные:

- структурирование знаний

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

- доказательство

9 Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

- Как вы считаете, справились ли мы с задачами урока? Получилось ли у нас достичь цели, которую мы поставили? Чтобы закрепить полученные знания на уроке вам предлагается такое домашнее задание (по выбору) учебник стр.6-17 читать; тетрадь с.3 заполнить; составить индивидуальную карточку.

Мне _____________ лет.    

 Мой рост ______м  _____ см.

Мой вес ________кг  __________г

-А сейчас вспомним, с каким настроением мы начали урок.  Если ваше настроение изменилось, переставьте карточку со своим именем.

Вы сегодня – молодцы. Большое спасибо за работу!

Попробуйте кратко написать самое важное, что уяснили из урока с пожеланиями соседу по парте и отправьте как телеграмму (обменяйтесь).

- А я, хочу поблагодарить вас за активную работу.  Желаю, чтобы вы были здоровы и счастливы

Ответы детей.

Дети меняют карточки, если настроение изменилось.

Действия детей.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя

- адекватная самооценка

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- анализ

- синтез

- установление причинно-следственных связей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...