Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кожевникова Елена Александровна

Тема урока «Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»

 

 Цели урока:

Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye.docx394.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»

 Цели урока:

Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.

Задачи урока

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.

Познавательные:   выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.

Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование:

учебник "Окружающий мир" для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);

коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.

Ход урока

1.Создание ситуации успеха.

- Мы сегодня снова будем наблюдать,

 выводы делать и рассуждать.    

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!  

2. Постановка проблемы на  уроке

На доске ребус  КЛАД (выходит картинка  сундучка с кладом)

Появляется картинка                               C:\Users\Пользователь\Desktop\лЕНА\Учитель здоровья\7mRxLv4dP4I.jpg

ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

 - Подумайте, что для вас клад?

- Запишите на стикерах  слово, что для вас значит слово «КЛАД».

- Проговорите по кругу, начинает участник №1

- Давайте скажем, что для вас «КЛАД».

- В словаре Ожегова говорится, что клад - это зарытые, спрятанные где-нибудь ценности. Это сундук с богатством и золотом.

- Я приготовила еще один сундук, там тоже лежит  клад.

Появляется картинка          

- Как вы думаете, что там может лежать?

- Посмотрите, там письмо. От кого оно может быть? (вытаскиваю письмо)

Нам пришло письмо. (проектная задача)

- Не простое письмо, а электронное. Внимание на доску.  

 (на доске картинки)

СИ-ФИНК-УАНДЕ

- Что ты видишь?

- Что ты об этом думаешь?

- Что тебе хотелось бы узнать? 

- Кто такие шахтёры? (профессия людей)

- Чем занимаются? (занимающиеся добычей кладов из земли)

- Давайте, прочтём письмо:

Дорогие ребята!

        Мы, шахтеры, добывает клады из недр земной коры. Ныш труд очень тяжёлый.  Ребята как вы думаете для чего мы добываем эти клады. На самом ли деле, то, что мы добываем полезно людям.

                                                                                                            шахтёры

- Ребята, как вы думаете, будет называться тема нашего урока? (клад нашей земли)

- Какова цель сегодняшнего урока? (ответить на вопрос шахтеров, и выяснить полезно ли это людям)

- Ребята поможем шахтёрам выяснить?

- Посмотрите во втором сундучке лежат клады, которые они добывают.

Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства. 

Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства

3. Нахождение выхода из проблемной ситуации

- Я предлагаю на сегодняшнем уроке побыть в роли корреспондентов, и узнать: почему эти камни, люди называют кладом?  Учащийся по №3 подойдите ко мне. (выдергивают карточку с п/и, и получает разнос с заданием)

- Итак, наши корреспонденты отправляются в недра земли.

- На листе у вас план работы, согласно плану вы подготовите репортаж об одном п/и. В конце работы каждая команда на камеру расскажет свой репортаж.

1. Запишите название.

2. Выберите условное обозначение на карте.

3. Свойства (разглядите внимательно)

Следующие пункты вы заполните, после того как прочтете текст. Каждый возьмет карандаш и подчеркнёт только то, что относится к вашему п/и. После, примете единое решение и запишите в план.

- Даю время 8 минут.

4.  Репортаж

- Если все задания выполнили по порядку, у вас получился репортаж.

- Внимание мои корреспонденты, у нас прямой эфир. Мы узнаем о полезных ископаемых.

Выходят корреспондент и оператор. (Корреспондент рассказывает, оператор снимает на камеру)

- Ребята, скажите, так полезны ли они людям?

- Если они полезны людям. как они называются? (полезными)

- Почему полезные? (люди научились применять их )

-  Что такое "недра"?

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.

- Скажите, что означает выражение "разработка недр"? Добыча полезных ископаемых.

- Почему ископаемыми? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.

Добыча полезных ископаемых  производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

5. Проверка усвоенных знаний.

Вопросы теста:

1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды

а). песок   б) глина  в) гранит  г) железная руда

2. Что хорошо пропускает воду?

а) глина  б) кварц  в) песок г) известняк

3.Что такое полезные ископаемые?

а) горные породы, которые добывают из недр Земли  б) искусственные породы

 в) водные источники

4. Как называется профессия людей, которые занимаются добычей  полезных ископаемых из шахт?

а)географы  б)шахтёры  в) нефтяники     г) рабочие

6. Итог урока.

- Мы узнали, что полезные ископаемые  - это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.

- Какая проблема стояла перед нами в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы с поставленной задачей на уроке?

- Что на уроке вас удивило?

- Какие открытия вы для себя сделали?

Оценочные листы!!!

Возьмите оценочные листы и заполните.

7. Рефлексия

http://www.radionetplus.ru/uploads/posts/2012-05/1337151182_30.jpg       http://www.energiacristalelor.ro/gallery/granit.jpg             

    http://www.clipartlord.com/wp-content/uploads/2013/03/beach-scene.png            http://healthyfriend.ru/wp-content/uploads/2015/07/Depositphotos_9787901_l-1024x737.jpg                              http://www.b-g.by/get_img?ImageId=318

- Тем, кто знает, для чего служит известняк, где используется нефть. Остались довольны своей работой на уроке берём зонтик и идём отдыхать на песок.

- Те, кто понял, что изготавливают из гранита, но  не понял, где его добывают – берём зубки и отправляемся «грызть гранит науки».

- Тех, кто увяз, не понял, что такое нефть, что такое п/и – значит берем спасательный круг и мы будем его спасать.

Домашнее задание

  1. Подготовить репортаж о п/и добываемых в нашем крае.
  2. Найти информацию о том, что такое горный хрусталь и аметист.
  3. В учебнике с.70-73 пересказ

Дорогие ребята!

        Мы, шахтеры, добывает клады из недр земной коры. Ныш труд очень тяжёлый.  Ребята как вы думаете, для чего мы добываем эти клады? На самом ли деле, то, что мы добываем полезно людям?                                                                                                          

                                                                          Шахтёры

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Полезные ископаемые. Их добыча.

Данная презентация относится к уроку по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

Открытый урок по окружающему миру, способствует формированию у детей представления о разнообразии полезных ископаемых. На уроке перед учащимися, ставится какая -  либо проблема, вопрос, отв...

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Полезные ископаемые"

Урок по окружающему миру  проводился в 3 классе по УМК "Школа России" под редакцией А.А.Плешакова. На уроке применяются групповая, игровая технологии, ставится проблемный вопрос....

открытый урок по окружающему миру "Полезные ископаемые"

Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые). Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископа...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...