«Начало истории человечества»
план-конспект урока по окружающему миру

Сухорукова Анастасия Александровна

«Начало истории человечества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_no1.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока (Окружающий мир) 

 

 

 

                                 Целевой блок 

Тема: 

 «Начало истории человечества»

Педагогическая цель: 

Познакомить учащихся с историей первобытного времени

Развивать кругозор, речь и память

Воспитывать интерес к истории

Планируемые результаты: 

Предметные У УД: 

- иметь представление об истории первобытного времени;

- расширяется кругозор детей.

 

Личностные УУД: 

- развитие мотивов учебной деятельности;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

Метапредметные УУД:

* Регулятивные: 

- умение планировать и регулировать свою деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

 

* Коммуникативные: 

- готовность получать необходимую информацию;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

- аргументировать свою точку зрения.

*Познавательные: 

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего

класса.

                                 

                             Инструментальный блок

Тип урока 

 Урок введения нового знания и формирования УУД

Учебно - методический комплекс 

Учебник

Рабочая тетрадь

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная учителем

                                                     Организационно - деятельностный блок

Основные понятия: 

 История, археология, эпоха, охра.

Организация пространства 

 Фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: 

 География, история, русский язык, литература.

Действия обучающихся 

Учащиеся выдвигают задачи занятия, формулируют общую цель;

Формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Работать с информацией, представленной в форме иллюстраций;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Диагностика результатов урока (итог урока)

Тема урока осознанна, воспринята учащимися.

Домашнее задание: 

Учебник (А.А. Плешаков «Окружающий мир»), составить рассказ о первобытном человеке по рисунку на стр.4, рабочая тетрадь стр.4, задание 3,4.

  План урока:

  1. Организация начала урока. 1-3 мин.
  2. Актуализация знаний. 10 мин.
  3. Постановка проблемы. 10-15 мин.
  4. Физминутка. 1-3 мин.
  5. «Открытие» детьми новых знаний.7-мин.
  6. Физминутка. 1-3 мин.
  7. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Ход урока

1. Организация начала урока

Учитель:

Обучающиеся:

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Ребята, я предлагаю всем встать и взяться за руки.

Вы чувствуете тепло?

Даааа…

Это тепло и будет помогать нам весь урок, помогать мыслить, рассуждать, анализировать. Ведь мы с вами- одна дружная команда.

2. Актуализация знаний

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Окружающий мир».

Откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (историю).

Вы встречались уже с этим словом? (да)

Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

Но есть и другое значение этого слова.

(2 слайд)

История — это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История — очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».

(3 слайд)

Почти 2,5 тыс. лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

3. Постановка проблемы

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О первобытных людях.)

Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся. (Ученики читают первый абзац на с. 4.)

- Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)

- Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.)

- Кто из вас знает что такое археология?

(5 слайд)

Археология — наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.

Выполним задание 1 на с. 3. (Слово «археология».) Археология — наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.

4. Физминутка

Учитель:

Обучающиеся:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют движения.

5. «Открытие» детьми новых знаний

Учитель:

Обучающиеся:

(6 слайд)

Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Каких? Найдите ответ в учебнике. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.) (Учитель вывешивает на доску карточки с названиями эпох.) - И мы начинаем изучение истории с первобытной истории.

(7 слайд)

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали более двух миллионов лет назад и назывались дриопитеки.

(8 слайд)

На ранних стадиях развития первобытный человек еще мало, чем отличался от животных. Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел только то, что находил.

(9 слайд)

Это были древесные животные, напоминающие по своему строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало линии животных, ставших впоследствии предком человека.

(13 слайд)

Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи.

(14 слайд)

Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.

(15 слайд)

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

(20 слайд)

Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно.

(21 слайд)

Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля, которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта.

(22-23 слайд)

Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

(24-25 слайд)

Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили. 

(28 слайд)

Капова пещера — древнее святилище на реке Агидель, более известной сегодня как река Белая, было местом единения древних культов и этносов.

(29 слайд)

В 1959 году советские ученые обнаружили в одном из залов уникальные наскальные рисунки эпохи палеолита. С тех пор Капова пещера считается главной достопримечательностью Урала и является одним из самых посещаемых мест нашей страны.

(30 слайд)

Вход в пещеру поражает своей величиной, да и сама пещера очень большая. Во время войн местные женщины и дети прятались в пещере вместе со скотом.

(31 слайд)

Капова пещера имеет трехъярусное строение. Протяженность изученных коридоров 3 328 километров, из них 782 метра — это подводные полости, большая часть которых до сих пор не изучена.

(32 слайд)

В пещере были найдены каменные орудия труда, охра, угли, зола. Этим находкам – 15-17 тысяч лет. Охра — природный пигмент от светло-жёлтого до золотисто-жёлтого и тёмно-жёлтого цвета.

(34 слайд

Картинная галерея первобытных людей расположилась на двух стенках первого этажа и самого большого зала на втором этаже. Рисунки в пещере представлены фигурами 7 мамонтов, 2 носорогов, дикой лошади, а также головы мамонтов, бизона.

Работа в парах

(Задание 2 на с. 3 рабочей тетради ученики выполняют в парах.) 

Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

hello_html_m54a6b812.png

Учащиеся читают: «Желаем успехов вам на уроках истории».

6. Физминутка

Учитель:

Обучающиеся:

Показывает движения.

Выполняют движения, повторяя за учителем.

7. Итог урока.

Рефлексия.

Учитель:

Обучающиеся:

Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
Чем отличается первобытный человек от современного?
Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого можно поблагодарить за урок?