Проект по экологии "Раздельный сбор мусора"
проект по окружающему миру (4 класс)

Викулова Анна Александровна

Эта тема была представлена учеником 4класса на районный конкурс исследовательских работ "Знайка". Такое актуальное исследование по экологии поможет избежать глобальных проблем, если выполнять всего несколько рекомендаций, которые представлены в этой работе, и несложны для каждого из нас.Благодаря кропотливому анализу проблемы, поддержке семьи, прекрасному выступлению-защите, работа смогла набрать большое количество баллов и занять призовое место. Если вы не знаете с чего начать, как написать работу и заинтересовать ребенка, тогда здесь вы найдете полезную информацию: для чего мы должны сортировать мусор, как это делать и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_razdelnyy_sbor_musora.docx776.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №608 имени Героя Советского Союза Зины Портновой

Кировского района Санкт-Петербурга

Открытый конкурс исследовательских работ

учащихся начальной школы Кировского района

 «Знайка-2020»

Тема работы:

«Раздельный сбор мусора в Санкт-Петербурге. Как минимизировать отходы»

Выполнил: ученик 4 «Б» класса

Садриев Ираклий Данилович

Руководитель: Викулова Анна Александровна

учитель ГБОУ СОШ №608

имени Героя Советского Союза

Зины Портновой

Работа рекомендована к участию

в Открытом конкурсе исследовательских работ учащихся начальной школы «Знайка-2020»

Власова Ольга Викторовна, зам. по УВР / _________________

(ФИО и должность ответственного за проведение школьного конкурса «Знайка-2019» / подпись)

Санкт-Петербург

2020

Оглавление:

Введение                                                                                                3

Глава 1. История переработки отходов                                                        3

Глава 2. Что такое бытовой мусор                                                                4

Глава 3. Влияние мусора на экологию планеты                                                5

Глава 4. С чего начать раздельный сбор мусора                                                5

Анкетирование                                                                                        7

Выводы                                                                                                9

Заключение                                                                                        10

Список литературы                                                                                11


Введение

        Я с родителями часто путешествую по Европе, в частности по Италии. Там я заметил, что мусор, который мы выкидываем, нужно сортировать для дальнейшей переработки. Я спросил у мамы – а почему мы это не делаем дома у себя, в г. Санкт-Петербурге? И мы решили узнать, где и какой мусор можно сдать на переработку, и как можно уменьшить отходы в быту.

        Ежедневно один человек производит от 750 грамм до 1 килограмма мусора, включая стариков и детей. Это 500 килограммов в год и 28 тонн за жизнь. Каждый год в мире производится около 380 000 000 тонн пластика, а перерабатывается всего лишь 5% - это примерно 15 000 000 тонн. Все остальное выбрасывается и лежит около 400 лет. Вы только представьте себе - один пластиковый стаканчик может пережить несколько поколений людей!

        Разлагаясь, мусор выделяет вредные и токсичные вещества в окружающую среду. Через грунтовые воды это все просачивается к питьевым источникам воды,  следовательно, попадает в организм человека и животного, чем наносит явный вред здоровью и окружающей среде.

         Постановка проблемы: Большое количество мусора выбрасывается без переработки, что вредит экологии, а значит человеку и животным.

Актуальность темы: Проблемы экологии с каждым годом становятся все острее. Раздельный сбор мусора и последующая его переработка - один из важнейших пунктов сохранения жизни на Земле. Неотъемлемой частью развитого общества является понимание того, что ресурсы планеты не бесконечны, и развитие человечества напрямую связано с экологией планеты.

Объект исследования: твердые бытовые отходы.

Предмет исследования: раздельный сбор мусора.

Цель: сократить количество не перерабатываемого мусора в быту, использовать повторно и максимально сдавать на переработку оставшийся мусор.

Задачи исследования:

1. Изучить этот вопрос в литературе и других источниках информации.

2. Провести анкетирование класса с целью выяснения, много ли людей сортируют мусор в быту.

3. Выяснить какой мусор чаще всего выбрасывается в быту и классе, организовать его раздельный сбор.

4. Разработать памятку по раздельному сбору мусора в г. Санкт-Петербург, уменьшению использования пластика в быту.

5. Привить бережное отношение к природе и окружающей среде.

Гипотеза: доказать на примере своей семьи, что организация раздельного сбора мусора – это не так сложно, как кажется, и благодаря этому уменьшить выбросы мусора в природу. Ознакомить как можно больше людей о возможности переработки вторсырья. Организовать раздельный сбор мусора в классе.

Глава 1. История переработки отходов

        Человечество с древних времен занималось переработкой мусора, даже не задумываясь об этом. В сельском хозяйстве использовали органические отходы, получаемые от приготовления пищи или допустим, навоз от скота, используя это как удобрения.

        Но в середине ХХ века переработка мусора стала необходимостью для человечества для уменьшения загрязнений окружающей среды и ее рационального использования. В частности, в СССР утилизации отходов уделялось огромное значение. Производились стандартизированные бутылки для молочной продукции и напитков, по всей стране существовали пункты приема стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школы и общественные организации. Для электронной промышленности был налажен строгий учет драгоценных металлов. Да и бытовые отходы в те времена не были такими опасными и перерабатывалась их большая часть.

С развитием технологий бытовые отходы становились все опаснее. И это зависит не только от токсичности при их разложении и производстве, но и огромных масштабах этого производства и краткосрочности потребления, средняя время использования целлофанового пакета составляет 20 минут, а дальше он окажется на помойке, где долгие 400 лет будет разлагаться на микроскопические кусочки, отравляя почву.

        Поэтому во многих странах мусор превращают в ресурс, а вместо свалок возводят заводы по утилизации.

        В Вене ежегодно сжигается 250 000 тонн отходов. Зола используется для производства искусственного песка, керамических и бетонных изделий, а выделяемое тепло отапливает более 60 000 квартир. 2/3 завода занимают трехступенчатые очистные фильтры, которые не позволяют вредным веществам попасть в окружающую среду.

По данным Европейского агентства по защите окружающей среды (ЕЕА) лидером по утилизации в мире стала Швейцария – она перерабатывает 99% мусора. В стране функционирует 30 перерабатывающих завода. Все началось в 1978 году. Швейцария оказалась в глубоком экологическом кризисе. Маленькая страна не могла себе позволить хранить мусор на полигонах. В 1990 год правительство издало законы позволяющие начать строить перерабатывающие заводы, создавать системы утилизации отходов, внедрили систему штрафов и так далее.30 лет ушло на адаптацию граждан! Страна разделяет стекло, пластик, бумагу, картон, био, металл и многое другое. В Швейцарии действует расписание выброса отходов,  например, стекло и консервные банки можно сдавать только в рабочие дни с 7утра до 8 вечера, сделано это ради снижение шума. Ёлки после Рождественских праздников собирают 7января. Кто не успел, везет в пункт приема самостоятельно. При всем этом перерабатывающие заводы загружены на 70 %. Швейцария помогает соседним странам утилизировать отходы. Например, Италия платит за вывоз и утилизацию. Не перерабатываемые отходы  сжигаются на заводах плазмой. Мусор нагревается и приводится в состояние газа. Выделяющийся дым проходит через фильтры и становится безопасным для окружающей среды. Оставшийся пепел отправляют на предприятия по добыче ценных веществ, где из него вырабатывают металлы в частности алюминий. Теплом, которое выделяется при сжигании, отапливают дома в Цюрихе и Берне. Поэтому эта страна стала образцом безотходной технологии сжигания и переработки.

        Первенство по переработке в Азии принадлежит Японии. Первый завод по сжиганию мусора был построен еще 1924 году в Токио. Сейчас в городе действуют 22 современных завода по утилизации отходов.

        В Тайване, например, существует единственный в мире мобильный мусорный завод, работающий от солнечных батарей и производящий плитку, которая используется в строительстве.

        Политика развитых стран разрабатывает меры стимуляции, способствующие к сортировке мусора гражданами на законодательном уровне. В Японии, например, за незаконный выброс мусора грозит тюремный срок. В таких странах как Германия, Италия, Франция за неправильную сортировку мусора человека могут оштрафовать.

        На данный момент в России выбрасывается более 70 000 000 тонн мусора (это весит как 10 пирамид Хеопса) из которых перерабатывается всего 5% ,остальные 95% свозят на полигоны и закапывают.

        В России около 1000 предприятий, которые сортируют и перерабатывают отходы, но некоторые из них загружены всего на 18% из-за отсутствия вторсырья.

        Поэтому проблема сортировки бытовых отходов очень актуальна для нашей страны, и каждый из нас может сделать Россию чуточку чище и красивее.

Глава 2. Что такое бытовой мусор

        Мусор- одна из категорий отходов человеческой деятельности.

        Бытовой мусор бывает 3 видов: твердый, жидкий и газообразный.

Мы рассмотрим состав твердых бытовых отходов, потому что они являются основным источником загрязнений окружающей среды. И именно их мы сможем сортировать для переработки самостоятельно. Они бывают пригодные к переработке и непригодные, опасные и нет. Бытовой мусор всегда имеет многокомпонентный и неоднородный состав. Именно его очень важно сортировать. Источниками такого вида мусора являются как жилые, так и общественные здания, школы, детские сады, торговые центры, больницы и так далее. Больше 1/3 бытовых отходов составляет пластиковая упаковка, количество которой каждый год только увеличивается.

        В состав бытового мусора входят такие виды отходов, как:

-пластик, металл, стекло, бумага (картон), резина, кожа, дерево, пищевые (органические отходы) и другие…

        К опасным бытовым отходам, которые требуют специальной утилизации и переработки, относятся:

-батарейки и аккумуляторы, электроприборы, краски и косметика, лекарства, удобрения и ядохимикаты, бытовая химия, медицинские отходы, ртутьсодержащие термометры, барометры, тонометры, лампы.

        Практически 90% твердых бытовых отходов можно переработать и дать им вторую жизнь, о чем свидетельствует опыт других стран.

Вот сколько полезных вещей можно сделать из переработанных отходов:

Из 7 штук литровых пластиковых бутылок можно изготовить 1 футболку, из 25 штук уже флисовую куртку из 110 пластиковый стул, а из 1200 можно сделать ковровое покрытие для комнаты среднего размера. Из 700 штук алюминиевых банок можно изготовить взрослый велосипед.

        Кроме того , переработка позволяет сэкономить ресурсы. Например, 1 тонна собранной макулатуры позволяет спасти 10 деревьев и 20 000 литров воды.

Глава 3. Влияние мусора на экологию планеты

        За последние 10 лет человечество произвело больше пластика, чем за весь ХХ век. Это все отразилось на природе и нас с вами. Моря, реки и океаны наполнились пластиковыми отходами. Ученые рассчитали, что к 2030 году пластика в океане станет больше, чем рыбы. Акулы, киты, черепахи запутываются в пластиковой упаковке и их тела деформируются, многие животные, рыбы и птицы путают мусор с едой и вскоре умирают.

        Продукты разложения мусора - яды и химикаты, через пищу и воду попадают и в организм человека, оказывая на него негативное влияния на здоровье.

        Засоряются огромные территории леса, поля, пляжи - это все существенно снижает качество жизни человека и наносит необратимый урон животным и экологии.

Глава 4. С чего начать раздельный сбор мусора

         Итак, я решил уменьшить отходы и разделять их на переработку. С чего же всё таки начать?

        1. Для начала я изучил тот мусор, который мы выбрасываем. Оказалась ,что больше всего наша семья выбрасывала пищевых отходов, на втором месте оказалась бумага и третью строчку в списке возглавил пластик, полиэтиленовые пакеты и упаковка тетра пак, стекло, металл. С них- то я и начал свою сортировку.

                Изображение выглядит как стол, внутренний, сумка, сидит  Автоматически созданное описание

        2.Следующим шагом для меня стояла задача узнать, перерабатывается ли данный мусор в городе и существуют ли пункты приема вторсырья. Для этого я зашел в интернет и задал запросы:

 «пункты приема пластика в СПб»

«пункты приема макулатуры СПб»

«пункты приема тетра пака и полиэтиленовых пакетов в СПб»

Благодаря этим запросам, я обнаружил такой ресурс как Recyclemap – это проект Гринпис России. Карта пунктов сбора вторсырья, которая помогает людям быстро и удобно найти ближайший пункт приема.

Федеральный проект «Экобокс»-группа компаний оказывающий комплекс услуг по утилизации опасных бытовых отходов.

В Санкт-Петербурге существует экологическое движение «РазДельный Сбор», которая ведет экопросветительскую работу с населением и проводит акции по сбору вторсырья.

Также в нашем городе есть Экотакси greendriver.ru – это служба доставки собранного вами вторсырья до пункта переработки. Компания «Зеленый драйвер» занимается экологическим просвещением населения, эколизации бизнеса, организации экомероприятий.

3.Далее я изучил общие правила подготовки.

а) Чем чище вторсырье тем лучше ( помыть стеклотару , пластиковую упаковку, тетра пак, очистить бумагу от металлических элементов и скотча и так далее)

б) Чем меньше занимает объем вторсырья, тем лучше ( смять банки, коробки и так далее)

Изображение выглядит как сумка, стол, внутренний, еда  Автоматически созданное описание                Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

4. Выделил место для хранения. Я обошёлся тремя контейнерами. Первый я использовал для не перерабатываемого сырья, второй для бумаги, третий для пластика, полиэтилен, тетра пак, стекла и металла. Все они хранятся в шкафу под раковиной.

5. И заключительным этапом стало сдать все вторсырье на переработку. Данная экостанция находится по адресу Мурманское шоссе,12 парковка рядом со стелой IKEA

Изображение выглядит как здание, небо, внешний, стоит  Автоматически созданное описание                 Изображение выглядит как здание, внешний, небо, человек  Автоматически созданное описание

Так же я задумался о сокращении мусора в обычной жизни. Для этого я вывел несколько правил, которыми пользуется моя семья.

  1. При посещении магазина всегда брать многоразовую сумку.
  2. При покупке овощей и фруктов использовать многоразовые мешочки. Их сейчас продают в любом крупном супермаркете (Лента, ВкусВилл, Перекресток)
  3. При покупке отдавать предпочтения продуктам без упаковки. Если все же этого нельзя избежать, то лучше выбирать упаковку, которую можно сдать на переработку или использовать в дальнейшем.
  4. Не используйте одноразовую посуду, трубочки для сока и ватные палочки. Все это можно заменить на многоразовые предметы из стекла, металла.
  5. Перестаньте покупать воду в пластике, используйте фляги или термобутылки.
  6. Не покупайте продукты в индивидуальной упаковке, такие как пакетированный чай, кофе. Замените его на листовой и кофе в стеклянной или металлической банке.
  7. Отдавайте ненужные вещи тем, кому они нужны. Обменивайте лишние вещи на нужные, арендуйте, а не покупайте вещи, которые вам необходимы на короткий срок.

Все эти правила существенно сократят мусор в вашем ведре.

В целом все оказалась ни так уж и сложно, а польза для экологии существенна.

И я решил поделиться опытом со своими одноклассниками о такой возможности, как помочь окружающей нас среде, всего лишь отсортировав и сдав на переработку, хотя бы часть мусора. И соблюдая несколько правил по сокращению мусора в повседневной жизни.

Анкетирование

Благодаря помощи классного руководителя я провел анкетирование в 5 классах нашей школы (3А,3Б,3В,4А,4Б), всего опрошенных получилось 100 человек, что бы узнать, насколько ученики осведомлены о теме губительного влияния мусора на экологию о раздельном сборе мусора и знают ли они о возможности его переработки (Приложение№1).

                         

                         

Анкетирование показало, что большинство учеников знают о вреде, который наносит не переработанный мусор окружающей среде. Но всего 23 человека знают, что срок разложения пластика в почве от 450 до 1000 лет. Так же я выяснил, что абсолютное большинство учеников знают о вреде сжигания мусора.

Из опроса выяснилось, что чуть больше половины опрашиваемых - это 58% , сортируют часть мусора на вторсырье, а именно бумагу и батарейки, которые потом ребята сдают у нас в школе в дни приема макулатуры, которые проходят каждую четверть и в экобокс в дни акции «Спаси Ёжика». Больше половины (53%) учеников не знают, где и какой мусор можно сдать в переработку. Но большинство (89%) учеников хотят узнать больше о возможности сортировки мусора и сдачи его в переработку.

Основываясь на результатах опроса, я подготовил для учеников презентацию. Где рассказал о влиянии мусора на экологию планеты, животных и людей. Уделив особое внимание важности переработки вторсырья. После чего я предложил организовать в своем классе сортировку мусора, который мы могли бы сдать на переработку. И показать одноклассникам, что сортировать мусор не сложно.

Далее я разработал и раздал ученикам памятку (Приложение№2), в которой рассказал, как можно организовать раздельный сбор мусора дома, с чего начать и предоставил информацию об адресах пунктов приема вторсырья в г. Санкт-Петербург. Также, какие интернет ресурсы и компании помогут им сдать вторсырье на переработку.

Выводы

На примере своей семьи я доказал, что в нашем городе можно сортировать и сдавать мусор на переработку. Это сокращает попадания мусора в природу. Также я ознакомил 100 человек о пользе сортировки вторсырья и достаточно развитой сети пунктов приема. В городе Санкт -Петербург. В нашем городе можно сдавать не только часто используемое вторсырье, но и утилизировать такой мусор, как лекарства, в частности просроченные антибиотики, которые попадая в окружающую среду, способны вызывать резистентность бактерий. Поэтому их лучше всего сдавать на утилизацию.

Ознакомив сто учеников школы о вреде мусора и способах его переработки и утилизации, тем самым заставил задуматься и вызвал интерес к теме.

Организовав раздельный сбор мусора в своём классе, я показал, что это не сложно и может сделать каждый. Чтобы наше будущее было светлым, чистым и красивым!


Заключение

С каждым днем количество мусора только растет и эта вина человека, который, не задумываясь о следующих поколениях, тратит ресурсы планеты. А значит, и спасать ее придется нам, людям. Лишь от нас зависит будущее нашей планеты, нашего общего дома.

Благодаря сортировке:

  • сокращается рост свалок,
  • сокращается число отходов при производстве новой продукции,
  • улучшается экологическая ситуация и сохраняется здоровье.
  • развивается экологическое сознание, что дает разумное потребление ресурсов планеты.

Поэтому стоит действовать прямо сейчас, пускай маленькими шагами. Сегодня я не выкину бумажку мимо урны. А завтра я ее донесу до дома, соберу еще немного бумаги и сдам в переработку. Тем самым спасу еще одно дерево от пилы. Птиц от разорённого гнезда на этом дереве. А переработанная бумага превратится в книгу или учебник, который послужит ни один год.

Очень важно осознавать свою причастность к происходящему на планете и делать все возможное, что бы жизнь на ней продолжалась!

Цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.

Свои рекомендации по сортировке мусора я изложил в памятке, которая поможет при организации раздельного сбора мусора дома.


Список литературы

  1. Мирко Мазелли, История мусора. От древних отходов до переработки пластика., Москва, Издательский дом Мещерякова, 2019, стр. 82.
  2. http://alon-ra.ru/problema-musora-v-rossii.html
  3. http://greendriver.ru/o-nas
  4. https://mylektsii.ru/11-50149.html
  5. https://robo-hunter.com/news/musornie-istorii-sposobi-pererabotki-i-utilizacii-othodov-v-rossii-i-mire10570


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Раздельный сбор мусора

Цели:расширить представление детей об экологических законах;способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере пр...

Классный час во 2 классе «Раздельный сбор мусора»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19502158","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"233"}}]]Ход занятия:1. Организационный этап.1.1. Приветствие. Сообщени...

Дополнительная общеразвивающая программы «Мы – за раздельный сбор мусора»

Проблема отходов является одной из важнейших проблем современного общества и одним из эффективных ее решений является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием. Ф...

Открытый урок "Раздельный сбор мусора"

Конспект открытого урока в 1 классе "Раздельный сбор мусора"...

Раздельный сбор мусора. Решение мусорного кризиса

В разработке рассматривается такое понятие, как мусорный кризис. Проведен литературный обзор, рассмотрено, как собирают и перерабатывают мусор в России и других странах, проведено сравнение и сделан в...