Технологичная карта «Где зимуют птицы?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Руц Юлия Александровна

«Где зимуют птицы?»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_urok.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Структурные компоненты учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Методы и формы

Организационный момент

 Организация класса.
-
Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира

- Проверьте, все ли готовы к уроку?

 Разминка для глаз

- Давайте выполним разминку для глаз (вверх-вниз 1,2,1,2. Теперь влево-вправо 1,2,1,2. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли, теперь черти круг по часовой стрелки, а потом против часовой и быстро похлопали глазками)

- Молодцы! Присаживайтесь
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Желаю удачи!


Приветствуют учителя



Проверяют свою готовность к уроку


Повторяют за учителем

Р.
Л.

Фронтальная

Актуализация знаний

 На прошлом уроке вы говорили о животных, которые живут в жарких районах Земли. Как называются жаркие районы на Земле?

- Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые.)
- О каких холодных районах Земли вы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде.)
- Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)
- В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу.)

-Где живут белые медведи?

- А теперь скажите, может ли белый медведь встретить на пингвина?

-Где живут слоны?

-Кто из вас хотел бы поделиться информацией об этих животных?

Игра «Найди ошибки» Слайд 1

— Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

На севере
Один из холодных районов Земли — это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

(Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

В жарких районах

На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства — саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

(Ошибки: моржи, тюлени — животные Северного Ледовитого океана.)

-Молодцы! Вы хорошо усвоили прошлый урок!

Саванна и тропические леса

-Холодные и теплые

-О Северном Ледовитом океане и Антарктиде.

-Покрыты снегом и льдом.

-В саванне и тропическом лесу.

-Во льдах Северного Ледовитого океана

В саваннах и тропических лесах

Отвечают

Слушают учителя

(Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

(Ошибки: моржи, тюлени — животные Северного Ледовитого океана.)

Л.
П.
К

Фронтальная
Беседа

Игра словесная

Целеполагание и мотивация обучающихся.

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

-Кто знает, где находится Африка? Слайд 2

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).

- Это письмо от Лебедя из сказки Ханса Кристиана Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам.). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я ,Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птички никуда не улетели.

Ребята, подскажите, СЛАЙД 3

1. Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему?
2. Какие птички остались зимовать в вашей местности?
3. Где они укрываются от мороза, чем питаются?
4. Помогаете ли вы им пережить холода?

Буду с нетерпением ждать ваш ответ.

Ваш друг – Лебедь

- Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока «Где зимуют птицы?»

Слушают учителя

Смотрят письмо

-Глобус

лебедь

Открывают конверт

Слушают учителя

Говорят тему урока

П.
К

Фронтальная
Беседа

«Открытие» новых знания.

Кто такие птицы? Слайд 4

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом?
-Как вы думаете почему?

- Это потому, что всех птиц можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие. Слайд 5

- Назовите мне тех птиц, которых мы видим в зимнее время в нашем селе? (воробей, ворона, снегирь, голубь, рябчик, сорока)

-Как называют таких птиц, которые зимой живут с нами? Правильно!
Зимующие птицы-это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в родном краю. Остаются те, которые способны переносить холод. Холод способны переносить только сытые птицы. Поэтому остаются только те птицы, которые способны зимой найти себе еду.  

- А ласточку мы сейчас видим? (нет)
- Почему? Как вы думаете? (она улетела)
- А почему она улетела? (холодно, нет корма). Как называют таких птиц?
Перелётные птицы, это птицы летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов они улетают в жаркие страны. Главная причина – нехватка и исчезновение корма с наступлением холодов. А весной, как только оттает снег, возвращаются в родные места. Кто запомнил, как называют таких птиц?

Слайд 6-17 
Предлагаю вам поиграть в игру. На доске у нас висят слова (зимующие и перелётные). Красный-это перелётные птицы, а синим цветом-это зимующие птицы. По цепочке мы с вами распределим птиц на 2 группы. (ласточка, дятел, соловей, скворец, сова, поползень, воробей, жаворонок, зяблик, синица, галка, журавль)

-молодцы, хорошо справились с заданием.

Вывод: таким образом, каких птиц мы называем …., а каких птиц …

ФИЗМИНУТКА

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)

-А из-за чего улетают перелётные птицы?

- Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы?

- В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в в далёкие от нас страны

-А как вы думаете, как же узнали это учёные?

Слайд 18
А чтобы узнать предлагаю вам посмотреть
видеоролик про то, как учёные узнали, где зимуют птицы?

-А кто из вас знает, как называется профессия человека, который изучает птиц? Слайд 19

-Как учёные узнали о путешествиях птиц?
-С помощью чего, каких предметов учёные доказали, что птицы улетают?

-А кто знает, как птицы догадываются, куда лететь на зиму?

Да это большая загадка природы. Оказывается, птицы, которые летят днем, ориентируются по горам, рекам, озерам, крупным городам. Летящие ночью – по звездам, луне.

-Вот оказывается, какие птицы интересные животные

-Ребята, на какие вопросы мы с вами ответили лебедю на письмо?
-Давайте же ответим на следующие.

3 вопрос
- Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки)

- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую. 

-А вы знаете. Чем нужно кормить птиц зимой?
-А у вас дома есть кормушки?

- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят. 

«Угощение для птиц»
-Ребята, а теперь я предлагаю вам угостить птичек.

На слайде изображен корм для зимующих птиц. Вы выбирает понравившуюся  картинку с изображением корма и говорит: «Я угощу синицу салом», «Я накормлю снегиря ягодами рябины», «Я дам семечки воробью» (птицы)

-Послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». 

Чтение учащимся стихотворения

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима!

Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.

животные тела, которых покрыто перьями

-Потому что сейчас холодно

-воробей, ворона, снегирь, голубь, рябчик, сорока

Зимующие

-Нет, ласточек не видим. Они улетают

Перелётные

Перелётные- ласточка, соловей, скворец, жаворонок, зяблик, журавль.
Зимующие- дятел, сова, поползень, синица, воробей, галка.

Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. Им трудно под снегом найти жучков и семяна растений

Думают, отвечают

Слушают учителя

Предполагают ответ

Орнитолог– это профессия человека,  который изучении птиц (доска)

А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице. На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.

Говорят варианты ответов

На 1 и 2.

-Сделать для них кормушки

Отвечают на вопросы

- Семенами подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов;

просом, пшеном, рябиной, боярышником и зернами кукурузы; шкурками от бекона, вареными яйцами, вареным картофелем, геркулесом, синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое.

Можно (семечки, сало, крошки хлеба, тыквенные семечки, ягоды рябины шиповника)

Р.
П.
К.

Фронтальная
Беседа

Игра словесная

Закрепление изученного

Игра «Перелетная или зимующая».

-А сейчас с помощью сигнальных карточек мы проверим, как вы запомнили птиц. Если я называю зимующих птиц, вы поднимаете синий сигнал, если называю перелетных птиц, то поднимаете красный сигнал. (Сова, ласточка, снегирь, поползень, журавль, синица, скворец).

Дополнительное задание, задания по тетради

Р.

Л.

Итоги урока

Что нового узнали на уроке?
-Что дома расскажете родителям?

- Наш урок подошёл к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.

Здравствуй, лебедь!
Пишут тебе первоклассники. Нас зовут …1в…..
Мы рады помочь тебе!
Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …..
Птиц, которые остались зимовать, называют ….
Мы помогаем им …. С уважением, 1  в класс и классный руководитель…

Анализируют, отвечают

Продолжают строчки

Л.
К

Фронтальная
Беседа

Рефлексия

Почта

Ребята, у вас на партах лежат смайлики, но они без улыбок. Нарисуйте улыбку, если вы на уроке узнали что-то новое для себя и вам было интересно, а грустную улыбку, если вы что-то не поняли и вам было не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Зима в музыке" 1 класс

Один из возможных вариантов проведения урока по теме "Зима в музыке"...

Технологичная карта урока "Число 10 и один десяток"

Технологичная карта урока "Число 10 и один десяток"...

Технологичная карта урока "Правописание корней в родственных словах", 2 класс, русский язык.

Технологичная карта урока "Правописание корней в родственных словах", 2 класс, русский язык....

Технологичная карта Тема: В. Сутеев «Три котёнка», литературное чтение, 1 класс

Технологичная карта Тема: В. Сутеев «Три котёнка», литературное чтение, 1 класс...

Статья на тему: "Проблема объединения эстетического воспитания и трудовой подготовки: технологичность и художественно-технологическое творчество."

Наиболее полно раскрыть творческий потенциал личности, активизировать ее познавательную творческую деятельность позволяет использование в процессе трудовой подготовки средств народного декоративно-при...