Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по окружающему миру

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа89.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

Рассмотрена

на заседании ПМК

протокол № ______от

«____»  мая  2019 г.

 

Утверждена

приказом директора

№  ___ от « 30 » августа  2019 г

                                                                           

                               Рабочая программа

по окружающему миру

для учащихся 1 класса

на 2019-2020 учебный год

                                                                                     Учителя:  Кутельвас Л. Н.

Олейник О.В.

Сесюнина С.М.

Ячменева Н.Ю.

г.Урай

2019

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование
  5. Материально – техническое обеспечение

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир: программа: 1-4 классы».

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы с учетом специфики обучения в гимназии, отраженной в гимназическом компоненте и тем регионального компонента курса «Краеведение».

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе  представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду: место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

  • Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Осваивать знания об окружающем мире, на основе предметных знаний и умений осознание объективно существующих природных связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, осознание разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • Воспитывать  эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  • Формировать умение пользоваться естественно-научным методом познания мира.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ Гимназия им А.И.Яковлева на изучение предмета отводится 270 ч:

1 класс (33 уч.недели) – 66 часов из расчёта 2 часа в неделю.

2 класс (34 уч.недели) – 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

3 класс (34 уч.недели) – 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

4 класс (34 уч.недели) – 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностные результаты

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определѐнному этносу*;  
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;  
  • первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов)*;
  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;  
  • первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;  
  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);  
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;  
  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников*;  
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий*;
  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе учителя);  выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своѐ высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;  
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;  проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь»

Коммуникативные:

  • рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.
  • строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструироватьигровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
  • выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
  • вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • строить понятные для партнера высказывания, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
  • различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
  • различать и называть основные части растений;
  • узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
  • использовать иллюстративный определитель растений и животных
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
  • различать прошлое, настоящее и будущее;
  • определять родственные связи в семье;
  • соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
  • использовать правила поведения в общественных местах и на улице;

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
  • описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции
  • этических чувств и доброжелательности;
  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион.

2 класс

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • адекватное использование речи, коррекция.
  • ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.

Познавательные:

  • самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
  • ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
  • контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
  • ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
  • использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
  • проводить сравнение, сериацию, классификации;
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Коммуникативные:

  • задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
  • аргументировать и координировать свою позицию.
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

Ученик получит возможность научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

3 класс

Личностные результаты

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
  • Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
  • Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста,  национальности, вероисповедания;
  • Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Ученик научится:

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания:
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картами, контурной картой.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

4 класс

Личностные результаты

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение её предметы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного  Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религии России;
  • уважительное отношение  к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов  Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных  представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровой образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим;
  • умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.
  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Познавательные:

  • Умениепроводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
  • использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
  • проводить сравнение, сериацию, классификации;
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • использовать готовые модели (условные знаки,глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Коммуникативные:

  • взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
  • осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми, сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры пр.).

Предметные результаты

Ученик научится:

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания:
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картами, контурной картой.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


  1. Содержание учебного предмета

1 класс

33 недели – 66 часов (2часа в неделю)

Практические работы – 5; Экскурсии - 2

Человек и природа. Человек и общество. Правила безопасной жизни.

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Ты  первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода  факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города, в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города. Труд людей родного города, профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Гк. Мой город на карте России

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.

Региональный компонент:

Музей нашего города

Охрана окружающей среды.

История нашего края.

Символика нашего края

2 класс

34 недели – 68 часов (2 часа в неделю)

Практические работы – 5; Экскурсии –3; Проверочные работы -3

Кто ты такой. Кто живёт рядом с тобой.– 20 ч.

Окружающий мир: неживая  природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные  человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие  люди. Можно  ли изменить себя.Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники  органы чувств. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку,попавшему в беду. Правила  поведения  при плохом самочувствии и несчастном случае. Гк. Кто нас защищает? Коварные двойники.

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению  правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.Гк. Правила этикета

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия – твоя Родина. Мы – жители Земли . – 23 ч.

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом. Москва  столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург  северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши  предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Родной край  частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб  главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло  в последние годы (экономист, программист).Мы  граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция  главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия  многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёхнародов.Гк. Традиции, быт народов ханты и манси

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля  планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.Гк. Тайны звёздного неба

Природные сообщества – 25 ч

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы  обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком.Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река  как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира  реки. Использование водоёмов  и рек  человеком. Правила поведения  на  водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.Гк. Растения и животные  ХМАО

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.Гк. Заказники и заповедники России, ХМАО

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).

Практические  работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Региональный компонент:

Наш город

Природа и человек. Красота природы и народные праздники.

«Красота природы». Экскурсия в природу.

Символика  РФ /герб, флаг, гимн/

Экскурсия в осенний парк.

Охрана окружающей среды.

История нашего края.

Наш край на карте России.

3 класс

34 недели – 68 часов (2 часа в неделю)

Практические работы – 5; Экскурсии –3; Проверочные работы -3

Земля –наш общий дом – 7 часов

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце  звезда. Земля  планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.Условия жизни на Земле. Солнце источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух  смесь газов. Охрана воздуха.Гк. мир глазами эколога.

Человек изучает  Землю –3 часа

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус  модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом. Гк.Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы – 25 часов

Бактерии, грибы.

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Г.к. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные  царство природы.

Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные,  позвоночные (на  примере отдельных групп и представителей).Животные  живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Г.к. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения  царство природы.

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.Растения живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений. Г.к. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России –9 часов

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское  государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Г.к. Символы царской  власти.

Как люди жили в старину – 10 часов

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство  основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Г.к. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину –14 часов

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб  главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Г.к. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов,  дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав  почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Региональный компонент:

Экскурсия в природу. Ориентирование. Географические направления.

Что такое погода. Показатели погоды. Погода в нашей местности.

Погода и климат. Сравнительные характеристики. Климатические пояса.

Природные зоны Земли. Природные связи на Земле.

Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природу.

Югорская земля в глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края,

о коренных  народах  Югры.

Происхождение названия города, в    котором ты живёшь.

Традиционные  и современные праздники северных народов.

4 класс

34 недели – 68 часов (2 часа в неделю)

Практические работы – 5; Экскурсии – 3; Проверочные работы –3

Человек – живое существо (организм) – 17 часов

Человек  живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения  почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твоё здоровье – 13 часов

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим  школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и до Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при ЧС, с опасными животными.Гк. Умей предупреждать болезни.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)

Человек – часть природы – 2 часа

Чем человек отличается от животных. Мышление  и речь. Развитие человека от рождения до старости. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек среди людей – 5 часов

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках  качества  культурного человека. Правила культурного общения. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. Гк.Мы разные, но мы равные. Народы мира

Родная страна: от края до края – 11 часов

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).Почвы России. Почва  среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, 3ападноибирская равнина (особенности, положение на карте). Как развивались и строились города. Особенности расположения  древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история  и  происхождение названий. Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда, культуры народов).Гк. Как разрушаются камни?Солнце, растения и мы с вами. Великий круговорот жизни.

Человек – творец культурных ценностей – 12 часов

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают  летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, второй половине XVIII века. Первые университеты в России.  М.В. Ломоносов. Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин  «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество  поэтов, писателей, композиторов,  художников (В.А. Жуковский, А Н. Плещеев, Н.А Некрасов, В.И. Даль, А. А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А Тропинин, И.И. Левитан  и др.). Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебaшня  и др.). Произведения художников  России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (КИ.Чуковский, С.Я. Маршак и др.).Гк. Музей путешествий по знаменитым местам мира.

Человек – защитник своего Отечества – 5 часов

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа  над  шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская  битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников. Литературные памятники  Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение  борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Гк. Люди, открывшие для нас мир, Достижения в науке и технике.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музеи,  музей художника, писателя, композитора (с учётом  местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями  в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство – 3 часа

Россия  наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.Гк. Математическая задача на тему «Государственный бюджет», «Семейный бюджет».

Региональный компонент:

Картины природы в лесной зоне. Лес – лёгкие Югры. Загадки и тайны югорских болот

Формирование национального округа. Округ в годы Великой Отечественной войны. Наша земля сегодня. Открытие нефти и газа.- 2 часа

Наш край на карте Родины. Ханты-Мансийск – столица края.-2 часа

 «Заказники и заповедники ХМАО»


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема раздела

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 класс 33 недели – 66 ч (2 ч в неделю)

Практические работы – 5; Экскурсии - 2

1.

Человек и природа. Человек и общество. Правила безопасной жизни.

66

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и др.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …». Называтьдостопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы. Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения.  Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

2 класс 34 недели – 68 ч (2 ч в неделю)

Практические работы – 5; Экскурсии –3; Проверочные работы -3

1

Кто ты такой. Кто живет рядом с тобой.

20

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Описывать кратко особенности разных органов чувств.  Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

2

Россия – твоя Родина.

23

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»; называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

3

Природные сообщества

25

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса(с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.

Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоёмы как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.

Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе.

Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

3 класс 34 недели – 68 ч (2 ч в неделю)

Практические работы – 5; Экскурсии –3; Проверочные работы -3

1

Земля –наш общий дом

7

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё.

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет).

Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.

Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха).

Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы.

Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

2

Человек изучает  Землю

3

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты.

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте.

Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

3

Царства природы

25

Объяснять отличия грибов от растений.

Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе.

Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать животное как организм.

Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.

Приводить примеры (конструировать) цепи  питания.

Составлять описательный рассказ о животных разных классов.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных.

Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни.  

Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их.

Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.

Проводить несложные опыты по размножению растений.

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

4

Наша Родина: от Руси до России

9

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи.

Узнавать символы царской власти.  

Знать имя президента современной России.  

Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.  

Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

5

Как люди жили в старину

10

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос: «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян.  

Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

6

Как трудились в старину

14

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их.  

Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

Называть древние города, описывать их достопримечательности. Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».

4 класс 34 недели – 68 ч (2 ч в неделю)

Практические работы – 5; Экскурсии – 3; Проверочные работы -3

1

Человек – живое существо (организм)

17

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрыватьособенности деятельности различных органов.

Объяснять особую роль нервной системы в организме.

2

Твоё здоровье

13

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

3

Человек – часть природы

2

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребёнка.

4

Человек среди людей

5

Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

5

Родная страна: от края до края

11

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников.

Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

6

Человек – творец культурных ценностей

12

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

7

Человек – защитник своего Отечества

5

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

8

Гражданин и государство

3

Характеризовать права и обязанности гражданина России.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по предмету

1

1.2

Программы начального общего образования. Авторская программа Н.Ф.Виноградовой.

1

Программа создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражает планируемые результаты обучения, представленные в ФГОС НОО по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» (2009 г.). В документ вошли разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Тематическое планирование», «Поурочно-тематическое планирование», «Контрольная работа по проверке метапредметных результатов обучения», «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса».

1.3

Рабочая программа по учебному предмету

1

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-4 классов общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии  с ФГОС второго поколения

1.4

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч1-М.: Вентана-Граф. 2011г.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:  1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч2-М.: Вентана-Граф. 2011г.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2012г.

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2012г.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобра-зовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2013г.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2013г.

25

Учебники построены на основе дидактических принципов  системы развивающего обучения и в соответствии с ФГОС второго поколения. Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщён ном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

1.5

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф. 2011г.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф. 2011г.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф. 2012г.

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф. 2012г.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф. 2013г.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф. 2013г.

25

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

1.6

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2018г

1

В книге обсуждаются общие вопросы организации процесса обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе, раскрываются особенности организации процесса его изучения в 1-2 классах начальной школы. Предлагаются тематическое планирование и методический комментарий по всем темам курса. Представлены специальные рубрики для учителя, обеспечивающие расширение его кругозора и поддерживающие интерес к преподаванию этого учебного курса. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

2.

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы к основным разделам окружающего мира

-

-

2.2

Плакаты методические (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события)

-

-

2.3

Географическая, физическая карта полушарий, карта России, природных зон

-

-

2.4

Муляжи грибов, фруктов и овощей; коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв

-

-

2.5

Гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов

-

-

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Презентации и видеофильмы, соответствующие тематике программы

1

3.2

-

4

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

Мультимедийный проектор

1

1

1

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2013-2014 учебный год

        Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание», «Общест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (далее Рабочая программа) является частью образовательной программы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 1 класса на 2018-2019 учебный год

Программа по окружающему миру  в  1 классе составлена на основе основной образовательной программы начального  общего образования МБОУ «Топкановская ООШ». Содержание предмет...

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2019-2020 учебный год

          Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:Приказом  Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действи...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру  ( УМК " Школа России" )  для 2 класса на 2022-2023 учебный год...