Внеклассное мероприятие "Адыги на земле моей живут".
классный час по окружающему миру (3 класс)

  • обобщить и систематизировать знания детей по культуре и природе родного края;
  • развивать познавательную активность, логическое мышление и творческие способности;
  • воспитывать любовь к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adygi_na_zemle_moey_zhivut.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Адыги на земле моей живут"

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей по культуре и природе родного края;
  • развивать познавательную активность, логическое мышление и творческие способности;
  • воспитывать любовь к своей малой Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, фонограммы песен об Адыгее, картинки, рисунки, люлька, трещётка, гармошка.

Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на внеклассном мероприятии, которое посвящёно знаменательной дате в жизни нашей маленькой республики. Кто из вас может сказать, о чём пойдёт речь сегодня? (ответы детей) 5 октября нашей республике исполняется 21год.  Сегодня  мы поговорим о природе нашей республики, узнаем об истории адыгов, вспомним обычаи и традиции народа. Сегодня постараемся вспомнить самое интересное и пополнить свои знания о природе, истории и культуре родного края.

Моя Адыгея – край дорогой!
Моя Адыгея – я сердцем с тобой.
Моя Адыгея – рай земной!
Моя Адыгея – ты вечно со мной! 

(Девочка рассказывает стихотворение на адыгейском языке.)

Символами республики являются герб, флаг, гимн. Герб представляет собой круг, сверху обрамлён ленточной надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках. В середине ленты большая звезда. С боковых сторон листья дуба, клена, пшеницы, початки кукурузы, указывают на неразрывную связь человека с природой. Круг замыкает аббревиатурой слов "Российская Федерация" – буквами РФ. Внизу изображение национального стола – lанэ с хлебом и солью. В середине круга главный герой народного эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне. В руке всадник держит пылающий факел. По легенде богатырь похитил его у бога для людей.  Длина флага 180 см, ширина 90 см. На флаге Республики изображены 12 звезд и 3 скрещенные стрелы. Звезды обозначают 12 адыгских племён, а три стрелы их силу, мощь и единство. Зелёный цвет – цвет мусульман, обозначающей вечность, жизнь. Гимн: слова И. Машбаш, музыка У. Тхабисимова.

Я знаю, Адыгея так мала.
На пёстрой карте, возле гор Кавказских,
Вот вся она под кончиком указки –
Земля, что целым миром мне была:
Лихой джигит, пришпоривший коня, 
Объедет всю её к исходу дня, 
Но ты приедешь с доброю душой – 
Тебе она покажется большой. Исхак Машбаш

1. Природа.

Разнообразна природа нашей республики. Горная часть не велика. Самая высокая гора Чугуш (3238), Фишт (2868), Оштен(2807). Вершины этих гор покрыты вечным снегом и льдом. Особое внимание привлекает к себе гора Оштен – этот огромный гигантский гребень. Редко кому удается увидеть его снеговую вершину, постоянно прикрытую тучами. По правую сторону Оштена находится плато Лаго-Наки, а за ним возвышается двугорбый массив Фишта. Горы Адыгеи своей завораживающей красотой привлекают всех. Они позволяют окунуться в мир прекрасного, вечного, насладиться первозданной красотой и покоряют навсегда. (Выступления учащихся).

1 ученик. Большая Азишская пещера. Эта довольно популярная пещера расположена в южной части хребта Азиш-Тау (нагорье Лаго-Наки) на высоте около 1600 метров. Пещера состоит из нескольких крупных залов и нижнего этажа, по дну которого протекает река. Общая длина пещеры 690 м, но для экскурсионного осмотра оборудовано всего 220 м; глубина 37 м, площадь 1900 кв. м, объём 11900 куб. м. В ней много разнообразных натечных образований: колонн, крупных сталактитов и сталагмитов.

2 ученик. Гора Большой Тхач — от нее начинается Передовой хребет. Находится на границе Мостовского района Краснодарского края и Республики Адыгея. Одна из замечательных вершин. Высота 2368 м. "Тхач" в переводе с адыгейского означает “бог”. Гора Тыбга 3064 метров. Гора Тыбга в переводе с адыгейского означает "гора туров".

3 ученик. Достопримечательностью этих мест являются водопады. Они образуются в горных реках: Лаба, Белая, Руфабго. Долина реки Большой Руфабго – интереснейший природный памятник. Река то расширяется, то сужается и образует до десятка водопадов. Первый водопад Руфабго слышен издали. Обрываясь с высоты более 6 метров, вода падает в озеро.

4 ученик. Одной из крупных рек Адыгеи, её естественной границей на востоке является река Лаба. Она самый крупный приток реки Кубани. Началом её считается место слияния рек Большой и Малой Лабы. Истоки реки Большой Лабы – ледники вершины горы Абыцха. Белая – второй по длине и самый мощный по водоносности левобережный приток реки. Кубани. Она зарождается на склонах горного массива Фишт-Оштен и впадает в Краснодарское водохранилище, ниже станицы Васюринской. В общей сложности в Белую впадают 3459 больших и малых притоков, из которых наиболее крупными являются с левой стороны Пшеха и Курджипс, Киша и Дах (правобережные).

5 ученик. В Адыгее расположено более 100 озер. Озеро Хуко выделяется своей красотой, загадочным происхождением. В переводе с адыгейского Хуко значит “морская свинья” или дельфин. Почему именно такой перевод? Связано это с легендой шапсугов, когда-то проживающих в районах Бабукаула. В засушливые периоды шапсуги приходили на озеро и брали из него воду. Почему-то горцы считали его остатком Кавказского моря. Принесенную воду они выливали в реку. Верили, что, когда вода достигнет моря, непременно пойдет дождь.  Длина озера 260 метров, а ширина 150 метров, максимальная глубина достигает10 метров. Озеро находится подо льдом 9-10 месяцев в году.

6 ученик. Псенодах – самое крупное и интересное озеро на Лагонакском нагорье. Длина достигает 165 метров, наибольшая ширина 72 метра, максимальная глубина 3,5 метров. Озеро имеет форму полумесяца.

7 ученик. Кавказский государственный заповедник был создан в 1924 году на землях, которые принадлежали кубанскому казачеству. Эти земли арендовала семья Романовых. Устраивались увеселительные охоты, погибало огромное количество животных. Охранялись эти территории царскими егерями. Когда срок аренды истек, земли стали расхищаться. Ученые обратились с просьбой к советскому правительству о создании заповедника в целях охраны зубра. Заповедник был создан и назван зубровым. Но последний зубр на Кавказе был истреблен в 1927 году. И лишь в 40-е годы из заповедника Аскания-Нова было завезено 8 голов зубра.   В заповеднике можно встретить кавказского тетерева, кавказского улара, горную индейку, каменную куропатку, беркута, грифа, зяблика, дрозда, дятла, чижа, трясогузку. Здесь обитают: серена, олень, медведь, волк, тур, косуля, зубр, куница, барсук, дикий лесной кот, ласка и другие.

8 ученик. Дольмены гораздо старше египетских пирамид и являются их прообразом. В дольмены уходили умирать только живые и достойные вожди и мыслители, обладающие знаниями и способностью предвидеть информацию о жизни Вселенной даже через тысячу лет. Их закрывали плотно каменной крышкой и пробкой. Дольмены - ценнейшие памятники древней культуры, и именно в Адыгее и близ неё дольменов так много, как ни в одной стране мира. При строительстве дольменов было задействовано много людей. Вес одной плиты среднего дольмена составляет 4 - 7 тонн, а в целом вес дольмена достигает 25 и более тонн. При обработке каменных плит применяли бронзовые, каменные и деревянные клинья. Перемещали плиты на катках. Дольмены собирали при помощи лесов и рычагов. В Гузерипле находится самый большой в Адыгее дольмен.

2. Из истории.

1 ученик .Несмотря на общее самоназвание, адыги жили многочисленными племенами, каждое из которых называлось по-своему. Самыми многочисленными были шапсуги, абадзехи и натукаевцы.

2 ученик. Свои поселения адыги называли “хабль”. Адыгская усадьба состояла из дома главы семьи и домов женатых сыновей. Интерьер адыгского жилища был скромен. Там стояли низкие деревянные диваны, скамейки, табуретки, маленькие столики с тремя ножками.

3 ученик. Адыги были прекрасными земледельцами и скотоводами. Они выращивали просо, пшеницу, кукурузу, занимались огородничеством и садоводством. Скотоводство обеспечивало горцев пищей и одеждой, скот был платежной единицей. Ремесло адыгов носило характер домашних промыслов, особенно славились оружейники и ювелиры.

Учитель. Если бы мы с вами перенеслись на 200 или даже 100 лет назад и попали в горский аул, то, конечно же, зашли бы в гости к адыгской семье. Нас усадили бы в комнате, предназначенной для приёма гостей. Черкесские женщины, поставив на столик кушанья, быстро удалились, но мы бы успели рассмотреть их изящные костюмы.

1 ученик. Старинный адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай. Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

2 ученик. Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. ( Мальчик исполняет адыгейский танец)

У адыгов обычай такой.
Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть.
Уважай его возраст седой -
У адыгов обычай такой.
Если гость постучит у  двери
Своё  сердце ему отвори
И полдома на время отдай,
По-адыгски его угощай,
И пои ключевою водой -
У адыгов обычай такой.
Если строишь ты заново  дом,
Весь аул помогает трудом,
Ты один не поднимешь бревно,
А для всех как пушинка оно.
Встанет радостным дом над рекой -
У адыгов обычай такой.
Если дочь родилась или  сын
Нашей славной страны гражданин
Ты прижми его нежно к груди.
А в саду  деревцо посади.
В честь того, кто нарушил покой
У адыгов   обычай такой.

3. Традиции и обычаи.

А теперь мы поговорим о традициях и обрядах. Среди их добродетелей были и такие, как гостеприимство и чувство ответственности за жизнь и имущество гостя. Гость все так же считается священным, и принимают его все так же как почетного члена семьи. Хозяин должен встречать своего гостя с величайшим уважением и угощать его лучшими блюдами и напитками, а когда гость покидает дом, хозяин обязан сопровождать его и оберегать от беды.

 Адыги отличались также застенчивостью. После свадебной церемонии жених не вел невесту прямо к себе в дом, а оставлял ее на некоторое время в доме одного из своих друзей, который и провожал ее в дом мужа с многочисленными подарками. И когда она отправлялась в дом мужа, ее отец обычно посылал с ней доверенного человека, который возвращался к нему через год с соответствующими подарками. Голова невесты была покрыта тонкой вышитой вуалью, которую спустя положенное время, снимал человек, прозванный “тот, кто поднимает вуаль”: проделывал он это ловко и быстро с помощью острой стрелы.

 Считалось также позором для мужчины в чьем-либо присутствии целовать своего сына, произносить имя своей жены, а для женщины — произносить имя своего мужа. Она должна была дать ему имя или прозвище, показывающее ее уважение к нему.

У адыгов было много поверий и магических приемов, в которые они верили, и этим как бы оберегали своих детей. Колыбель для ребенка делали из боярышника. Считалось, что боярышник - охраняющее и “доброе” дерево. Боярышник, нарубленный в лесу, через реку не переносили, чтобы он не потерял свою магическую силу. 
Со дня торжественного укладывания ребенка в люльку ему сопутствовали добрые пожелания. “Гущэхэпхэ” - общепринятое торжество с пожеланиями и поздравлениями. В обрядах детского цикла прослеживается прежде всего радушие к людям. Другой детский праздник, важный по своему морально-этическому значению, - “Праздник первого шага” (“Лъэтеувэ”).

(Дети показывают сценку.)

Мама.

Люлечка, качайся
Засыпай сынок.
Беленький ягнёнок
Маковый цветок.

Ведущий. Растёт,  растёт малыш и все с нетерпением ждут, когда же он сделает свой первый шаг.

Мама.

Медвяный дождь весною лился,
И ты сынок, на свет явился!
Играла радуга сынок!
И ты перешагнул порог!
Не кукуй кукушечка,
Голос береги:
Вот пойдёт сыночек
Посчитай шаги.

Ведущий. Наш сынок набрался сил и порог переступил. По преданию, чтобы малыш крепко стоял на ногах, старшие в семье режут ему путы.

Взрослые демонстрируют резанье пут, произнося такие слова:

Печке – полено,
Корове – сено,
Трава – телёнку,
Вода – ягнёнку.
А тебе сыночек
Сахару кусочек!

Дед.

Умных мудрей будь!
Камня вернее будь!
Будь как стальной клинок!
Маленький мой внучок.
(Звучит музыка, малыша сажают на почётное место, девочка поёт песню на адыгейском языке.)

Учитель: Сегодня мы говорили о природе Адыгеи, истории, обычаях и традициях адыгов. Мне хочется, чтобы вы такими же были дружными, помогали старшим, не обижали младших, стали хорошими и уважаемыми людьми. Своими поступками и делами прославили Адыгею и нашу Россию, и помнили о своей малой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Здесь Родине моей начало"

Внеклассное мероприятие " Здесь Родине моей начало"способствует обобщению и закреплению знаний о символах Красногвардейского района Ставропольского края; даёт возможность учащимся прочувствовать особе...

Внеклассное мероприятие: "«« Огненная земля Кубани. Малая земля».

Сценарий открытого тематического занятия« Огненная земля Кубани. Малая земля»Цель: познакомить детей с героической биографией Новороссийска на примерах героев- малоземельцев, расширить представления д...

Занятие факультативного курса "Родничок" по теме "Земли моей живые родники".

Занятие посвящено урочищу Куртяево.Направлено на воспитание экологической культуры учащихся....

Аул Кошехабль! Земля моих предков!

Стихотворение к празднованию 150-летия аула Кошехабль...

внеклассное мероприятие "Частичка Родины моей"

Данное внеклассное мероприятие  может проводиться с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своему родному краю, а также к талантливым землякам. На данном мероприятии используется творческ...

Внеклассное мероприятие "Герои России моей"

Цель: познакомить с историей возникновения праздника «День Героев Отечества»,  героями г. Соликамска и их подвигами....