Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Морозова Оксана Анатольевна

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Кто такие птицы?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Методическая разработка урока окружающего мира

по теме «Кто такие птицы? Птицы Белгородской области»

учитель начальных классов

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Морозова Оксана Анатольевна

Класс: 1

Цель: обобщить знания учащихся о жизни птиц, выполнять  творческие        

задания в парах,  в группах, практические задания по осмысливанию

нового материала;

Задачи: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями, формировать понятие дикие, домашние, перелетные, оседлые птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений.

Ожидаемые результаты:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ - проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.
  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выделять общие и отличительные особенности птиц; знакомиться с многообразием птиц, иметь целостный взгляд на мир;        

коммуникативные – вести диалог в соответствии с грамматическими     и синтаксически нормами родного языка; 

  регулятивные – планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы.

  • ПРЕДМЕТНЫЕ - научатся определять понятия дикие, домашние, перелетные, оседлые птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц.

Форма проведения: урок открытия нового знания

Оборудование:

для детей: тетрадь на печатной основе, учебник, листы самооценки;

для учителя: учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, проектор,

презентация «Птицы Белгородской области», карта Белгородской области, запись мелодии «Голоса птиц», перья птиц.

Использованные источники

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс.  Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1  — М.: Просвещение,  2017.

2.  Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение,  - 2020.

Электронные ресурсы.

1. Электронное приложение: Плешаков А. А. Окружающий мир. – М.: Просвещение. 1 класс

Конспект конкурсного урока

Время,

мин

Элементы методической структуры занятия

Содержание этапов занятия

Сопровождение

1

Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.

Друг на друга посмотрите, улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

 

Запланируем, что будем делать на уроке

1.Будем работать в парах.

2. В группах.

5

Актуализация субъективного опыта

- Вспомните, что нового узнали на прошлом уроке? Чему научились?

Повторение изученного материала по теме «Кто такие рыбы?». Формируют своё представление о том, чему учились:

- ставить вопросы;

- научились узнавать…

- выяснили, что…

- узнали, где могут жить        и т. д.

(презентация слайд 1)

5

Фиксация затруднения в деятельности. Определение темы и цели урока

- Ребята, я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в лес. Здесь так много интересного. Догадайтесь, кого можно встретить в этом зелёном доме? (на слайде изображение леса)

- Послушайте мелодию.

- Чьи голоса вы слышите?

- Кого вы представили?

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

- Да, ребята, вы правильно определили тему урока. Мы будем говорить о птицах.

- А теперь послушайте загадки и отгадайте их.

 В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись …   (
дятел)

Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ...  (
грач)

Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку».  (
кукушка)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (воробей)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (снегирь)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (синичка)

- Как вы думаете, почему именно об этих птицах я загадала вам загадки?

- Встречали ли вы этих птиц в нашей местности?

- Дополните тему нашего урока.

- Совершенно верно. На сегодняшнем уроке мы также будем говорить о птицах Белгородской области.

- Откройте учебник на странице 36, прочитайте тему урока.

- Подумайте, на какие вопросы вы бы хотели найти ответ? Для чего вам надо это знать? Какую поставим перед собой цель?

(презентация слайд 2)

Звучит запись мелодии «Голоса птиц»

(презентация слайды 3-8)

6

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

- Какой первый шаг надо сделать, чтобы ответить на наш главный  вопрос: Кто такие птицы?

-Что вы уже знаете о птицах?

1.Работа по учебнику (стр.36)

- Найдите рисунок вверху на левой странице. Каких животных вы узнали?

- Что общего у всех этих животных?

- Можно ли их отнести к одной группе?

- Какое из нарисованных животных – птица?

- Что вы знаете о курице? (Обобщение ответов детей.) Курица летает плохо, но её учёные относят к группе птиц. Как вы думаете почему?

- Самый главный признак группы птиц-перья.

Изучение по рисунку (слайду) строения тела птицы.

  1. Работа с картой, символикой Белгородской области.

- Ребята, отгадывая загадки, мы вспомнили с вами некоторых птиц, обитающих на территории Белгородской области. Белгородская область - регион Российской Федерации, расположен в юго-западной части России на 500—700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной. (Показ на карте). И сегодня мы поговорим о птицах, живущих у нас. В нашей области  их насчитывается около 279 видов.

- Посмотрите на герб нашей области. Кого вы там видите?

Ответы детей. (Орла)

- Как вы думаете, почему именно эта птица  изображена на гербе? (Выслушиваются ответы детей).

3. Беседа «Виды птиц»

      Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле,  и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов.  Белгородская область богата разнообразием птиц: гуси, совы, голуби, синицы, воробьи, тетерева, куры, глухари, журавли, аисты, утки и многие другие.

- Где могут жить птицы?

Ответы детей.

(слайд 9)

Карта Белгородской области

(презентация слайд 10)

2

Физкультминутка.

Грач качался в гамаке,

Гуси  - в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели,

Веточка качается –

Неплохо получается.

Покачивание корпусом тела

Движение руками, изображая волну

Взмахи руками

Приседание

Покачивание головой

3

Самостоятельная работа работу в группах. Учатся классифицировать птиц по месту обитания.

 Работа в группах.

- У вас на партах лежат два листа бумаги (синий и желтый). Вам нужно, посоветовавшись в группах, разделить предложенных птиц, живущих в нашей области, на две группы и разложить их изображение на соответствующем листе бумаги.

(дятел, сорока, голубь, кукушка, утка, синица, петух, дрозд, воробей, курица, соловей)

Проверка результатов работы. ( слайд 10).

- Таким образом, птицы могут быть дикими и домашними.

(Дети могут  отнести голубя, как к домашним, так и к диким птицам)

- Голубь – символ мира и любви. Многие из них не боятся людей. А где вы видели такую ситуацию?

Ответы детей.

(презентация слайд 11)

7

Применение знаний и способов действий. Работа в парах.

1. Работа в парах.

- Ребята, как называются птицы, которые улетают от нас на  юг?

Перелетными, называют таких птиц, которые улетают в теплые края по разным причинам: нечего есть, холодная погода, отсутствие места для гнездования.

Каких перелетных птиц вы знаете?

- А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

Оседлые – это птицы, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются.

- Распределите птиц, в две группы.

перелетные                                               оседлые

                             снегирь                                                    ворона

                            ласточка                                                  воробей

                              цапля                                                       галка

                               грач

- А как вы думаете, к какой группе относится сова?

- Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы – оседлые птицы, но вот ушастая сова – перелетная.

2.Практическая работа.

Значение перьев в жизни птиц.

Дети рассматривают перья птиц, их строение. Учитель при помощи ёмкости с водой демонстрирует, что перья не промокают.

Задание №1 в рабочей тетради с.23 (нарисовать перо).

(презентация слайд 12)

2

Этап обобщения и систематизации знаний.

Устно описать одну из птиц по плану:

- название

- размеры (большая, средних размеров, маленькая)

- окраска оперения

- особенности частей тела (клюва, глаз, хвоста)

2

Итог урока

- Давайте вернёмся к началу нашего урока. На все ли поставленные вопросы, мы нашли ответ? Сможете ли вы кому-то другому объяснить кто такие птицы?

1

Рефлексия

- Продолжите фразу:

  • Я знаю….
  • Я запомнил…
  • Я смог….
  • Я затрудняюсь (я не понял) …

1

Оценивание деятельности учащихся на уроке

- Оцените свою работу на уроке по «Шкале успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы?"

Данный урок формирует у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями, знакомит с особенностями строения, с местами обитания....

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"...