Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

На уроке-исследовании в "лабораториях"учащиеся исследуют различные предметы с помощью органов чувств и приходят к выводу, какое значение они имеют в жизни человека. Кроме того, дети рассказывают о том, что нужно делать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. учащиеся проводят взаимооценку работы каждого работника лаборатории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема:  «Органы чувств»

Урок- исследование

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для ознакомления с органами чувств и их значением для человека.

Развивающая: способствовать развитию речи, мышления и внимания.

Воспитательная: прививать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; содействовать воспитанию стремления к здоровому образу жизни.

Оборудование: таблички с названиями органов чувств; геометрические фигуры, тексты для чтения, загадки, игрушки-пищалки, одноразовые стаканчики с соленой водой, с теплой и сладкой водой, лук, лимон, флакончик духов, игрушка - пищала, таблички с названиями органов чувств, музыкальные аудиозаписи, ноутбук.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

Ход урока

1.Орг. момент

- Ребята, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

 

Прозвенел для нас звонок.

  Вот и начался урок.

  Много интересного

  Предстоит нам всем узнать.

  Мы о нашем организме будем знанья получать.

2. Разминка

- У птицы крыло - у человека... (рука)

- У зверя лапа - у человека... (нога)

- У собаки мордочка - у человека... (лицо)

- У конфеты фантик - у человека... (кожа)

- У льва пасть - у человека... (рот)

- У машины мотор - у человека... (сердце)

- У подводной лодки перископ - у человека... (глаза)

Перископ – это оптический прибор для наблюдения из укрытия, танка, подводной лодки.

https://www.leonidvolkov.ru/media/bim/8b/35/8b35da4a6e814c228bf43d5dd9e6d395.jpg    https://i.pinimg.com/236x/4f/dc/60/4fdc60c0483871ba9adb442e9da545a9--yellow-submarine-vbs-.jpg

- Предположите, что сегодня мы продолжим изучать ? (Организм человека, органы чувств). А поможет нам в этом гость нашего урока.

(На доске плакат с изображением человека, но без лица.)

3. Введение в  тему урока

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек.

Что такого странного в нашем госте? (Нет глаз, носа, рта, ушей.)

https://lh6.googleusercontent.com/GAaUVwgNJqxuLOOQmoLrqG1SiM_DvCnpb0pgql5QWkwgDSw5AyxOTE9-VnYWSg9YaT7OtrRUCySRgf-xDYZt4rlnTA2GGqR9yGUlc2BR4B7nfQRHraiUjbO-W1VCvraVybr_QXfJ

 

-Давайте прикрепим картинки с изображением названных вами органов.

-А зачем  эти органы нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

4.  ЦЕЛИ

- Как вы думаете, в чем мы сегодня должны разобраться на уроке?

1. Мы должны разобраться, что это такое?

2. Мы должны определить,  для чего они нужны?

3. Мы должны узнать,  что нужно сделать для их сохранности?

 План урока с вопросами, на которые предстоит ответить.

1. Что это такое?

2. Для чего нужно?

3. Как сохранить?

- Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и поработаем над  ТЕМОЙ….     (Ответы детей: «Органы чувств»).

5. Стимулирование учащихся к деятельности.

- Предлагаю  2  варианта: первый – сама объясню, второй – на основе исследований попробуете ответить на данные вопросы самостоятельно.

- Отлично. Значит, и вы можете назвать себя исследователями.

- Кто такие исследователи? ( ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, - тот, кто занимается изучением чего-либо, обследует  объекты, предметы.)

 - Что будет предметом нашего исследования? (Организм человека, конкретно такие органы, как уши, глаза, нос, язык, кожа  

http://www.corhelp.ru/wp-content/uploads/2016/05/problemy-s-sensornym-vospriyatiem-pri-autizme.jpg– вывешивается плакат

-  Давайте приступим к исследованию.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. ( Лаборатория – это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов.)

Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – лаборанты.

(Лаборант – работник лаборатории.)

-К сотрудничеству готовы?  Тогда ,уважаемые коллеги, прикрепите бейджики. (Раздаю бейджики и себе тоже прикрепляю.)

СТАВЯТСЯ НА СТОЛЫ ТАБЛИЧКИ С НОМЕРАМИ ЛАБОРАТОРИИ.

6. - Подготовимся к исследованиям. (ФИЗ-КА ДЛЯ ГЛАЗ, УШЕЙ, НОСА, ладошек.)

1.Глаза вверх, вниз, в обе стороны

2. Пальчиком руки достать до кончика носа, слегка потереть переносицу, потом аналогично пальцем др.руки.

3. Помассировать обеими руками мочки ушей.

4. Потереть, разогрев, ладошки.

-Присаживайтесь. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе.

7.  ОБЪЯСНЯЮ ЗАДАНИЯ ПО ОЧЕРЕДИ КАЖДОЙ ГРУППЕ.

 Лаборатория № 1                                                                               

-Вам будут выданы для практического исследования геометрические фигуры.

А) Подумайте, по каким признакам  можно распределить эти фигуры в группы.

Б) Далее каждый лаборант познакомиться с текстом.

Результаты кратко запишите в протоколе исследований.

-Не забудьте указать, какой орган чувств помог вам в исследованиях. 

Лаборатория № 2                                                                                

-Вам необходимо отгадать 2 загадки, записать отгадки, провести исследования предметов, которые будут вам выданы, также записать кратко результаты исследований и сделать вывод, какие органы помогли в исследовании.

Лаборатория № 3      

-Вам предстоит исследовать воду в 2-х стаканах, отгадать загадку, записав отгадку и исследовать предмет, который лежит в одноразовой посуде.  Результаты и выводы вы также записываете.                                                      

 -Задания понятны?              

 Раздаются перчатки, лаборанты их надевают.

2) Раздаются  подносы с предметами исследования каждой лаборатории.

 Начинается работа лабораторий. (Музыка.)

 Учитель проходит по рядам и наблюдает за работой учащихся.

8. ЗАСЛУШИВАЕМ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАЖДОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

Лаборатория № 1 – фигуры разделили на группы:

(По цвету (2 группы),  по размеру (2 группы), по форме (3 группы).

Тексты о бережном отношении к органу зрения. Как сохранить зрение!

-Какой орган чувств помог вам провести исследования? (Глаза.)

Вывод:  глаза - это орган зрения, с помощью которого мы  видим окружающие нас предметы, их цвет, их форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего  нас мира. 

 Табличка « ОРГАН ЗРЕНИЯ – ГЛАЗА» прикрепляется на доску.

Лаборатория № 2      

  ЗАГАДКИ:

А) Вот гора, а у горы -
     Две глубокие норы. 
     В этих норах воздух бродит, 
     То заходит, то выходит. (Нос.)

Тарелочка с кусочком лука, прикрытого салфеткой, флакон с закрытыми крышкой духами.

Б) Два паруса на всю жизнь
    Рядком плывут,
    А друг друга не видят...(Уши.)

Игрушка- пищалка - СЛЫШИМ ЗВУК.

 Лук – почувствовали запах лука.

Выводы: нос- орган обоняния. С его помощью мы нюхаем предметы и получаем информацию о запахе.

  Уши - это орган слуха. С его помощью мы слышим   звуки.

- Что вы можете рассказать нам о сохранности этих органов.

ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ  ТАБЛИЧКА «ОРГАН ОБОНЯНИЯ – НОС» И «ОРГАН СЛУХА –УШИ».

 Лаборатория № 3    

НА СТОЛЕ 2 СТАКАНА: 1 СТАКАН СО СЛЕГКА    СОЛЕНОЙ  И ПРОХЛАДНОЙ ВОДОЙ,  2-Й СТАКАН С ТЕПЛОЙ И СЛАДКОЙ ВОДОЙ. 3 ТАРЕЛОЧКА С КУСОЧКОМ ЛИМОНА.

Нужно 1 ребенку попробовать воду из 1 стакана, другому – из 2 стакана и 3 –попробовать лимон.  

Отгадать загадку.

Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

Потому что это…кожа

Далее  сделать вывод о соответствующих органах, которые помогли вам определить вкус воды и какие на ощупь стаканы по температуре.

 Выводы: язык-орган вкуса, с помощью которого мы различаем сладкие, соленые, кислые, горькие вкусы.

Кожа- орган осязания. С его помощью мы  чувствуем предметы, тепло, холод, боль.-Что вы можете рассказать нам о сохранности этих органов?

ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ  ТАБЛИЧКА «ОРГАН ВКУСА- ЯЗЫК» И «ОРГАН ОСЯЗАНИЯ- КОЖА».

9. Игра «Идем лечиться»

Ну, а  если всё-таки, заболели наши органы чувств? Куда нам нужно обратиться?

Глаза - офтальмолог или окулист.

Уши, нос - отоларинголог или лор.  

Язык  - педиатр, терапевт.

Кожа - дерматолог.

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать, 

Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

Взаимооценка работы лаборантов в каждой лаборатории в листах взаимооценки.

10. Итог экспериментальной деятельности. Рефлексия.

Кластер – еще раз назвать органы чувств.

Под руководством учителя дети встают, мысленно кладут на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Урок окружающего мира 3 класс Тема: "Органы чувств"

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" имеет следующие цели:           1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с вне...

«МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ» урок окружающего мира, 4 класс, школа 2100

Данный урок разработан  в  соответсвии с  требованиями  ФГОС....

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс. Тема:"Органы чувств"

Презентация преследует  цель:Наглядно сформировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой....

Урок окружающего мира (3 класс) «Органы чувств и их функции»

Урок помогает провести учебное исследование. Человек постоянно сталкивается с неизвестным. На этом уроке окружающего мира учащиеся освоят один из способов получения ответов на свои вопросы - наблюдени...

Технологическая карта к уроку по Окружающему миру 1 класс тема "Органы чувств и их функции"

УМК "СРО Эльконина-Давыдова". Тему урока "Органы чувств и их функции". Окружающий мир 1 класс....

Урок окружающего мира 4 класс «Многогранный мир чувств»

Раздел учебника  «Как работает организм человека»Урок  11Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока. Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств....