Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Все профессии важны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Селина Елена Владимировна

Тема урока "Все профессии важны". Проект «Профессии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира. 2 класс. УМК «Школа России».

ФИО учителя:  Селина Елена Владимировна

Класс: 2

УМК: «Школа России», А. А. Плешаков, Окружающий мир. – Москва, «Вентана-Граф», 2016

Учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2014 г.

Предмет: окружающий мир.

Тема: «Все профессии важны».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок –путешествия.

Место и роль урока в изучаемой теме: шестой урок в разделе «ЖИЗНЬ ГОРОДА  И СЕЛА».

Цель урока: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.

Задачи урока:

        Образовательная: дать представление о многообразии профессий.

        Развивающие:

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных  и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

        Воспитательные: формирование познавательного интереса к людям труда и их профессиям.

Формы работы: частично – поисковый, фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Учебно-методическое обеспечение:

  • для учителя: иллюстрации с изображением людей разных профессий;
  • для детей: учебник А. А.Плешакова «Окружающий мир»; рабочая тетрадь, словарь Ожегова, карточки «Соотнеси профессию с названием», «Угадай профессию» к заданию №1, карточка к заданию №2 «Место работы», пазлы «Профессия» к заданию №3, предметы, относящиеся к разным профессиям,бумажные звездочки;

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся

Формы контроля

ЭОР

Дата

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Уметь:   определять названия профессий по характеру деятельности.

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные :

Строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные :

Строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по подготовке проекта;

-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

Презентация собственной работы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научатся: сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по картинкам профессии людей; рассказывать о профессиях людей и своих родителей; определять названия профессий по характеру деятельности; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре и группах, используя представленную информацию для получения новых знаний.

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;

  • строить сообщения в устной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

Название  этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

 Организационный момент.

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Словесное приветствие.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Елена Владимировна.

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент. А теперь  повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.

 Очень хорошо, начнём наш урок с улыбок.

На уроке вам предстоит большая работа, и за правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока они превратятся в оценки.

Заявка на оценку:

«3»

«4»

«5»

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Коммуникативные: умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Знают и выполняют правила вежливости.

2

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи.

3. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

4. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное).

Фронтальная

Ребята, какая тема у вас была на последнем уроке?

- В каком городе находится Третьяковская галерея? (В Москве)

- Какой музей есть в нашем селе? (Историко-краеведческий музей) О чём мы можем узнать в этом музее? (О прошлом и настоящем нашего села)

Молодцы!

Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы,  решение текстовой задачи.

3

Сообщение темы урока

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1) учащиеся ставят цель урока (цель – тема);

2) учащиеся определяют средства;

3) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Фронтальная (постановка перед обучающимися проблемной ситуации, актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся)

Хотели бы вы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

У вас на столе лежит лента картинок, подберите к каждой картинке соответствующее название.

Вместе с соседом по парте поднимите вашу выполненную работу. Прочитайте какое получилось слово с обратной стороны?

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О профессиях.)

  • Что означает слово «профессия»? (Ответы детей.)

Значение этого слова можно посмотреть в любом толковом словаре. Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

  • Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться  надо всем.)
  • Прочитайте тему урока на с. 124 учебника. (Все профессии важны.) 
  • А вы согласны с этим высказыванием?
  • Нам необходимы и врач, и строитель,  и учитель, и многие другие специалисты. Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания.
  • Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
  • Итак, цели и задачи нашего урока: (Ответы  детей.)

• узнать, что такое профессия;

• расширить  знания о разнообразии профессий;

• определить  роль  профессий в экономике и жизни людей.

  • Давайте постараемся в этом разобраться.

- Где людям может пригодиться знание о профессиях?

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в диалоге или монологе.

Устные ответы

4

Изучение нового материала.

Вспомнить таблицу умножения на 9, закрепить умение пользоваться таблицей.

Работа в парах постоянного и сменного состава.

Сегодня мы работаем в группах.

Правила работы в группе

Чтобы работа была успешной, нужно соблюдать правила.

1.Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая!

2. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

3. Говорить нужно по твоему вопросу, избегая лишнего!

4. Если что-то не вполне ясно, то спроси еще раз!

Выполняя эти правила, вы достигнете хорошего результата.

Задание 1 «Угадай профессию». (Работа в группах).

У. У каждого из вас на парте лежат конверт, где зашифровано название профессии. По опорным словам отгадайте профессию, впишите ее на листочек. Вам нужно будет выполнить задания и определить к какой группе относятся эти профессии.

1 группа.

Белый халат, градусник, шприц… (Врач)

Указка, ручка, книга… (Учитель)

-Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос, фен… (Парикмахер).

2 группа.

Участок земли, машины, урожай, ферма… (Фермер).

Звери, птицы, бинты и шприцы…. (Ветеринар).

Нефть, газ и минералы… (Геолог).

3 группа.

Груз, колесо, дорога, руль, машина… (Водитель).

Небо, самолет, штурвал, аэропорт, трап… (Лётчик).

Провода, столбы, выключатели… (Электрик).

У. Проверяем. Вы называете сначала опорные слова, а затем профессию. Если все дети согласны с ответом, хлопаем в ладоши.

Как одним словом можно это назвать? (профессия). (учитель прикрепляет пункт 1. Название профессии.)

Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы: логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, используют в работе простейшие инструменты.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно об этом судить. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Знание табличных

случаев

умножения

однозначных чисел

на 9, умножения

числа 9 на

однозначные

числа.

4

Изучение нового материала.

Работа в парах постоянного и сменного состава.

Задание 2. (самостоятельная работа и взаимопроверка)

У. А сейчас, ребята, проверим себя. У вас на столе листок с заданием. Возьмите его и соедините стрелочкой название профессии и место работы человека.

кухня……швея

 почта         повар

стройка ………воспитатель

ателье                почтальон

детский сад          строитель
 

А теперь посмотрим на доску

1с. повар- кухня

2с. воспитатель – детский сад

3с. швея-ателье

4с. строитель-стройка

5с. почтальон-почта

(дети полным ответом, по очереди отвечают)

У. О чём говорили в этом задании?

Д. Рабочее место человека данной профессии.

(учитель прикрепляет пункт 2.Место работы человека.)

Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы: логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, используют в работе простейшие инструменты.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно об этом судить. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Знание табличных

случаев

умножения

однозначных чисел

на 9, умножения

числа 9 на

однозначные

числа.

Физминутка

Индивидуальная

Видеоролик физминутки.

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке.

Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни.

Выполнение движений согласно инструкций учителя.

4

Изучение нового материала.

Работа в парах постоянного и сменного состава.

Задание 3.

Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

Кисть, краски (художник)

Парик, костюм (актер)

Расческа, ножницы (парикмахер)

Письма, газеты, сумка (почтальон)

Градусник, шприц (врач)

Ножницы, сантиметр, ткань  (швея)

Кирпич, мастерок (строитель)

Фотоаппарат, фотографии. (Фотограф)

Мука, дрожжи, печка. (Пекарь)

Микрофон, музыка, сцена. (Певец)

У. О чём говорили в этом задании?

Д. Инструменты необходимые для этой профессии.

Д. Рабочее место человека данной профессии.

(учитель прикрепляет пункт 3. Инструменты необходимые для этой профессии.)

Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы: логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, используют в работе простейшие инструменты.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно об этом судить. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Знание табличных

случаев

умножения

однозначных чисел

на 9, умножения

числа 9 на

однозначные

числа.

4

Изучение нового материала.

Работа в парах постоянного и сменного состава.

Задание 4. Работа в парах.

Прочитайте названия профессий и определения.

Соедините стрелкой профессию и соответствующее ей определение:

Кинолог

Специалист по исследованию космического пространства.

Ювелир

Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы.

Эколог

Человек, который лечит животных.

Космонавт

Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.

Ветеринар

Человек, который занимается изучением и разведением собак.

У. О чём мы говорили?

Д.Что делают люди данной профессии.

(учитель прикрепляет пункт 4. Что делают люди данной профессии.)

Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы: логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, используют в работе простейшие инструменты.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно об этом судить. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Знание табличных

случаев

умножения

однозначных чисел

на 9, умножения

числа 9 на

однозначные

числа.

5.

.

1. Организовать самостоятельное выполнение учащихся типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. Закрепить умение

пользоваться

таблицей.

В ходе нашей работе появился план, по которому мы можем написать мини-сочинение о профессии.

ПЛАН

1. Название профессии.

2. Место работы человека.

3. Инструменты необходимые для этой профессии.

4. Что делают люди данной профессии.

Работа над проектом

—Прочитайте текст «Профессии» на с. 128—129 учебника. Начните подготовку к выполнению проекта «Профессии».

(Учащиеся читают и обсуждают текст, распределяют обязанности в группах.)

Итог

В наше время в мире насчитывается около 30000 профессий. Очень трудно разобраться в таком многообразии.

Какая же профессия, о которых мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной?

(дети отвечают)

-Вот видите, все профессии по-своему важны и нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.

У. Ребята, вы любите мечтать? Давайте помечтаем о будущих профессиях. Подумайте, кем бы вы хотели стать?

Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Знание табличных

случаев деления

чисел

на 9, деления с

результатом 9.

VII.   Закрепление  полученных  знаний

Презентация - тест.

Проверка домашнего творческого задания.

Зубы лечит: хирург, терапевт, стоматолог.

Детей учит: воспитатель, библиотекарь, учитель.

Книги пишет: писатель, читатель, поэт.

Дом строит: врач, плотник, токарь.

Хлеб печет: актер, лесник, пекарь.

Снег метет: хозяин, дворник, летчик.

Платье шьет: портной, швея, шофер.

Корову доит: пастух, телятник, доярка.

Игрушки продает: директор, продавец, парикмахер.

Показ рисунков детьми.

Уметь анализировать и делать выводы.

6

 Итоги урока.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Индивидуальная, фронтальная

Работа над проектом «Все профессии важны»

Какую пословицу вы выберите для своего проекта?

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

• Труд кормит и одевает.

• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

• Терпенье и труд все перетрут.

• Наскоро делать — переделывать.

• Люби дело — мастером будешь.

• Научился сам — научи другого.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение  по плану, о том где работают родители, а может даже напишите где работаю или работали ваши бабушки и дедушки. К сочинению нарисовать рисунок.  

Познавательные:

-умение структурировать знания;

- оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Отметка и

оценка своей

деятельности.

7

Рефлексия

1. Организовать рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния.

Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Индивидуальная, фронтальная

Предлагает оценить свою работу на уроке, подсчитать баллы по таблице самооценки.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Постарайтесь правильно определить, кто, чем занимается.

Подчеркни нужную профессию.

Зубы лечит:

Хирург, терапевт, стоматолог.

Детей учит:

Воспитатель, библиотекарь, учитель.

Книги пишет:

Писатель, читатель, поэт.

Дом строит:

Врач, плотник, бухгалтер.

Хлеб печет:

Актер, лесник, пекарь.

Снег метет:

Летчик, дворник, кассир.

Платье шьет:

Портной, шофер, кондитер.

Корову доит:

Пастух, телятник, доярка.

Игрушки продает:

Директор, продавец, парикмахер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Презентация проектов "Родной посёлок", "Профессии"... (УМК "Школа России", 2 класс)

Учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленными сообщениями; выскажут суждения и оценят свои возможности по охране, защите окружающей природы, родного села; ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира для 2 класса "Все профессии важны"

Задачи урока:                Образовательные: дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий; сформировать у у...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе на тему "Все профессии важны"

Технологическая карта урока окружающий мир во 2 классе по проограмме "Школа России"...