конспект урока развития речи "Дикие животные. Заяц". 1 класс, школа 8 вида
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кустова Марианна Леонидовна

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по развитию речи для 1 класса. 

Урок способствует развитию интереса к познанию окружающей природы, жизни леса и его обитателей, дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Через исследование жизни диких животных дети лучше познают мир.  В ходе урока ученики выделяют основные характеристики диких животных и сезонных изменений в природе.

На уроке использована мультимедийная презентация, что сделало его более интересным и продуктивным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_rechi.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Мантуровская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

УРОК   ПО    ПРЕДМЕТУ

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

( 1 КЛАСС)

Дикие животные. Заяц.

Учитель: Кустова М.Л.

Мантурово 2020

Тема: Дикие животные. Заяц.

Цель: Знакомство с диким животным – зайцем.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о диких животных;

Коррекционные:

- развивать произвольное внимание, память, связную речь учащихся через работу с сюжетными картинками, с наглядными пособиями;

- развивать мышление через анализ, синтез, сравнение;

- обогащать словарный запас;

- развивать познавательные способности, творческую активность;

Воспитательные:

- развивать интерес к предмету;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

Здоровьесберегающие:

- создавать психологически комфортные, адаптационные условия через доброжелательность учителя, через методы и приёмы, используемые на уроке;

- прививать навыки ЗОЖ через проведение физкультминутки, слежение за осанкой в течение урока.

Оборудование: картинки с изображением диких животных; карточки для выделения «третьего лишнего»; осколочные картинки с изображением разных животных; изображение большого сказочного зайца; фишки-морковки; карточки с изображением силуэтов животных; мультимедийная презентация.

Ход урока

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые БУД

  1. Организационный момент.(2 мин.)

Приветствие учащихся.

Прозвенел звонок веселый.

А к уроку вы готовы?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Рассаживаются по местам, готовятся к занятию.

Положительный настрой на работу. Соблюдение ритуалов школьного поведения.

  1. Актуализация знаний. (5 мин.)

Загадывает загадки, задает вопросы, подводящие к восприятию темы урока.

- У вас на партах коробочки. Посмотрите, что в них лежит.

(картинки с изображением животных)

- Найдите среди этих животных лишнего и объясните, почему.

ВОЛК, БЕЛКА, СОБАКА.                 МЕДВЕДЬ, КОШКА, ЛИСА.

На экране появляются изображения животных: волк, белка, медведь, лиса.   ( Слайд 1.)

- Какие это животные?

        (дикие)

      - Почему вы так  считаете?

         (все они живут в лесу)

      - А каких ещё диких животных вы знаете?

         (дети дополняют)

          ( Слайд 2)

      - Давайте вспомним загадки об этих животных, а отгадки будем искать среди картинок:

- Хозяин лесной,

  Просыпается весной,

  А зимой, под снежный вой,

  Спит в берлоге снеговой.        (медведь)

- Кто по ёлкам ловко скачет

  И влезает на дубы?

  Кто в дупле орешки прячет,

  Сушит на зиму грибы?              (белка)

- Хвост пушистый, мех золотистый,

  В лесу живёт, в деревне кур крадёт.      (лиса)

- Сердитый недотрога

  Живет в глуши лесной,

  Иголок очень много,

  А нитки ни одной.           (ёж)

- На собаку он похож.

  Зубы острые, как нож.

  На луну повыл и смолк –

  На охоту вышел….           (волк)

- Трав копытами касаясь,

  Ходит по лесу красавец.

  Ходит гордо и легко,

  Рога раскинув широко.    (лось)

- Меньше тигра, но немножко

  Больше крупной рыжей кошки.

  На суку она, обычно,

  Притаившись ждёт добычу.

  Не робей, но берегись,

  В том лесу, где бродит …..    (рысь)

- Возле дуба, острым рылом,

  Деловито землю рыл он.

  Видно жёлуди искал…

  Я пугать его не стал.

  Не спугнул и мой Полкан,

  Очень грозен был ….            (кабан)

Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы.

Выделять некоторые существенные, общие и отличительные признаки хорошо знакомых предметов.

  1. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности учащихся. (3мин.)

Знакомит с темой, ставит перед детьми задачи на урок.

- Об одном из этих животных мы будем сегодня говорить на уроке.

И вот ещё одна загадка:

- Растут на макушке

  Длинные ушки.

  Он хоть и мальчишка,

  А такой трусишка!

  Ну-ка, угадай-ка,

  Как зовётся?   …..       (зайка)

- Верно! Это заяц. И к нам на урок сегодня пришёл вот такой сказочный заяц.           (Слайд 3)

- А чем мы будем угощать нашего гостя? Правильно, его любимым лакомством – морковкой.

За правильные ответы вы будете получать морковки, а в конце урока мы положим их зайке в сумочку. Договорились?

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, готовятся к выполнению заданий.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

  1. Изучение нового материала.

(10 мин.)

Задает вопросы, знакомит с новым материалом, загадывает загадки, объясняет значение новых слов.

- Ребята, а героем каких сказок был заяц?

(«Теремок», «Колобок», «Заячья избушка»)

-А сейчас посмотрите на эти картинки.   (Слайд 4)

Кто на них изображён?

(зайцы)

- Этих зайцев рисовали разные художники, но вы сразу их узнали. А что общего у всех этих зайцев?

(есть длинные уши, короткий хвост, длинные задние лапы, короткие передние лапы, пушистая шёрстка)

- А почему у зайцев длинные уши?

(Чтобы лучше слышать. Ими зайцы улавливают любой шорох)

- А почему у зайца задние лапы длинные, а передние короткие?

(когда заяц убегает от своих врагов – волка, лисы, ястреба, совы,- он выбрасывает свои длинные задние ноги, отталкивается ими и делает огромные прыжки (скачки), а передними лапками он только опирается о снег и землю, или держит свою еду.    (Слайд 5)

-В гору заяц поднимается очень быстро, а с горы сбегать задние длинные ноги ему мешают, и поэтому он с горы скатывается кубарем.

Про это есть загадка: «В гору бегом, а с горы кувырком».  Это заяц.

(Слайд 6)

- Что означает «кувырком»?

(«кувырком» значит «через голову»)

- А сейчас давайте поиграем! Вы уже сможете по описанию, которое мы составили, узнать зайца? Сейчас проверим!

(Детям  раздаются картинки с изображением силуэтов животных. Нужно найти силуэт зайца и обвести карандашом.)

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки, рассматривают картинки, выполняют задание на карточках.

Делать простейшие обобщения, сравнивать,  наблюдать, отличать новое от уже известного с помощью учителя, обращаться за помощью и принимать помощь.

  1. Физкультминутка (2 мин.)

- Мы устали чуточку,

  Отдохнём минуточку.

  Для здоровья, настроенья,

  Сделаем мы упражненье:

- Зайке холодно сидеть,

  Нужно лапочки погреть.

  Лапки вверх, лапки вниз.

  На носочках подтянись.

  Лапки ставим на бочок,

  На носочках скок, скок, скок.

  А затем вприсядку,

  Чтоб не мёрзли лапки.

  Прыгать заинька горазд,

  Он подпрыгнул десять раз.

  1. Закрепление и обобщение знаний. (10 мин.)

Задает вопросы, уточняет и расширяет представления учащихся об изучаемом предмете.

- Продолжим нашу беседу о зайце. Чем покрыто тело зайца?

     (шерстью)

- Какого цвета она летом?

     (серая)         (Слайд 7)

- Почему она такого цвета?

     ( Потому что так заяц сливается с землей, травой, сухими веточками и его сложно разглядеть)

- А что происходит с его шерстью зимой?

     (Она становится белой)       (Слайд 8)

- Какая есть загадка о цвете его шубки?

     (Летом серый, зимой белый)

- И эта белая, как снег, шубка не только помогает ему прятаться от врагов. Зимой холодно, и шерсть у зайца вырастает густая, чтобы ему было тепло, ведь заяц всю зиму на снегу.

- А кто из вас знает, чем питается заяц?

     (трава, кора деревьев, морковка, капуста, -  значит он питается растениями)

- Весной и летом зайцу раздолье – сочная трава, корешки. Зайцы совершают набеги на ближайшие огороды и едят там морковь, капусту, салат. А вот зимой им приходится туго. Зимой основной пищей для них является кора деревьев. Своими острыми зубами они сдирают с осин кору, а без коры деревья могут погибнуть, засохнуть. Поэтому лесники, которые оберегают лес и лесных животных, запасают летом траву (косят, сушат её и ставят стога). И животные – зайцы, лоси - приходят к этим стогам и едят сено.        (Слайд 9)

- А что такое сено?

     (сухая трава)

Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.

Слушать, наблюдать, делать простейшие обобщения, быть готовым к бережному поведению в природе.

  1. Выполнение практического задания. (7 мин.)

Оказывает помощь в выполнении задания.

- Ребята, сегодня на урок я принесла рисунки разных животных, но они случайно порвались и поэтому я не могу вам их показать. Среди них был и рисунок зайца. Если вы были внимательны на уроке, то сможете помочь мне сейчас составить этот рисунок.

     (дети по очереди выходят к доске, ищут картинки с изображением частей тела зайца и прикрепляют их на доску, чтобы получилась картинка «заяц»)

- А сейчас давайте вспомним, что мы узнали на уроке о зайце?

     (составление полных ответов на вопросы)

- Где живёт заяц?              - Заяц живёт в лесу.

- Какие у зайца уши?        - У зайца длинные уши.

- Какой у зайца хвост?      - У зайца короткий хвост.

- Какой заяц летом?          - Летом заяц серый.

- Какой заяц зимой?          - Зимой заяц белый.

Выполняют задание.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

(3 мин.)

Анализирует проделанную работу.

- Ребята, понравился вам урок?

Сказочному зайчику он, наверное, тоже понравился. Вы заработали на уроке много морковок, зайчик будет доволен. Давайте посчитаем, сколько  у него морковок. Положите свои морковки зайчику в сумку. Теперь ему до весны легко будет дожить, ведь вы заготовили ему так много морковок!

Сказочный зайчик всех вас благодарит и прощается с нами.

Спасибо за урок!

Делятся впечатлениями от проделанной работы.

Оценивать свои действия и действия одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

Конспект урока по письму для 2 класса школы 8 вида для детей с недостатками интеллектуального развития

Конпект урока по теме "Различение букв и звуков" (1 четверть)по письму для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида

На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....

Конспект урока развития речи для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока развития речи "Зимние забавы", разработан для обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

конспект урока развития речи в 1 классе школы 1-2 вида

конспект урока развития речи на тему "Осень". 1 класс, школа 1-2 вида...