Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Лапина Лидия Алексеевна

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_kraevedcheskogo_uroka.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка краеведческого урока

«Я люблю свою страну, свой край, свой город»

    Цели урока: 1) обобщать знания обучающихся по изученному разделу;

                               2) развивать познавательную активность, логическое мышление,

                                     творческие способности;

                                 3) воспитывать любовь к своему краю.

    Оборудование: физическая карта России, политико - административная карта

    страны, карта Тамбовской области, карточки с названиями форм поверхности,

    коллекция полезных ископаемых, гербарий растений, выставка книг о

    природе.

Ход урока

   I. Оргмомент

   Актуализация знаний

   (Звучат стихи И. Шамова)

   Край мой Тамбовский,

   Смольные сосны,

   Край мой отцовский,

   Юные весны.

   Воздух тамбовский,

   Светлые реки.

   Край мой отцовский,

  Твой я навеки.

- Как вы думаете, почему наш урок сегодня начался со стихов тамбовского поэта

  Ивана Шамова?

II. Обобщение  пройденного  материала

1)  Тест «Мой край»

  1. Мой родной край находится  …

а) в восточном полушарии;

б) в западном полушарии

  1. Мой край расположен на материке…

а) Африка;

б) Евразия;

в) Австралия;

г) Северная Америка

  1. Территория моего родного края расположена  …

а) в тропическом поясе;

б) в полярном поясе;

в) в умеренном поясе

  1. Мой край находится в природной зоне…

а) лесов;

б) степи;

в) тундры;

г) пустыни

     Взаимопроверка работ.

     Вывод по плану.

    (Используется  физическая карта России, политико- административная карта

    страны)

     Географическое положение Тамбовской области.

     Соседи.

     Областной центр.

2) Игра «Узнай меня»

- Я - гора, созданная руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся

  после переработки добытых полезных ископаемых. (Террикон)

 - Я – углубление с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка)

 - А я – возвышенность высотой от 200 до 500 метров. (Холм)

 - Я – углубление с крутыми осыпающимися склонами. (Овраг)

 - А я – форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота

    которой  больше 1000 метров. (Гора)

  - Что здесь «лишнее»? Почему?

        

- Сделайте вывод о поверхности Тамбовской области, используя карту.

3) Беседа

 Загадка.

- Я и тучка, и туман, я – река и океан.

  Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

- На какие две группы можно разделить водоемы Тамбовской области  по  их

  происхождению? (Заполняется таблица)

Водоемы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро

Пруд

Водохранилище

- Назовите самую длинную реку области.  Прочитайте о Цне статью и расскажите о ней по плану:

1. Название.

2. Где находится исток.

3. Какое течение.

4. Притоки.

5. Куда впадает река.

- Какие реки и озера Тамбовской области вы знаете? Покажите их на карте.

4) Кроссворд

- О водоемах много знаете вы,

  Ответы достойны похвалы.

  Открыты ворота подземной страны,

  Любые клады на карте найдете вы.

- Что я назвала «земными кладами»?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

  1. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

     3.  Белый камешек растаял,

          На доске следы оставил.

     4.  Он очень нужен детворе.

          Он на дорожках во дворе,

          Он и на стройке, и на пляже,

          И он в стекле расплавлен даже.

     5.  По трубе течет,

          Пироги печет.

     6.  Без нее не побежит

          Ни автобус, ни такси,

          Не поднимется ракета.

          Отгадайте, что же это?

     8.  Не зря она варилась

          В доменной печи.

          На славу получились

          Ножницы, ключи…

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу,

    Она понадобится сразу.

2. Покрывают им дороги,

    Улицы в селениях.

    А еще он есть в цементе.

    Сам он – удобрение.

7. Росли на болоте растения,

    Стали топливом и удобрением.

9. Он несет в дома тепло,

    От него кругом светло,

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали.

    Он черный и блестящий,

    Помощник настоящий.

(Ответы. По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.

По вертикали: 1 Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь)

- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (Коллекция полезных  

  ископаемых)

- Где и как они добываются?

- Как используются?

  Вывод.

5) Беседа

- Продолжите мое высказывание.

Воздух, вода, песок, глина, соли, гумус – это составные части …(почвы).

Работа с текстом.

- Найдите ошибки в тексте.

     Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории Тамбовской области преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране.

- Какие ошибки нашли? Как их нужно исправить?

- Почему землю называют кормилицей?

- Какие пословицы о земле знаете?

6) Работа в группах.

-   Растительность Тамбовской области представлена лесами, степями, полями, лугами. Есть болотная и водная растительность. Каждая группа получает гербарий растений. Первая группа должна выбрать растения леса, вторая – луга, третья – водоемов, а четвертая – поля.

    Карточка.

       

- Хочу пригласить вас в лес.

  В добрый лес, могучий лес.

  Полный сказок и чудес.

- Назовите растения тамбовских лесов.

  Чтение статьи.

- Что нового узнали  из статьи?

        О каждом растении тамбовских лесов можно рассказать много интересного. Так, мхи и папоротники никогда не цветут.  А мох может заменить вату. С этой целью он  использовался в первую мировую войну. Черника благотворно влияет на зрение. В народе говорят, что в доме, где едят чернику с брусникой, врачу делать нечего.

       Часто под деревьями целыми зарослями растет кислица. Если солнечный луч упадет на ее листочек, цветок сомкнется и поникнет. Так «засыпает» она и во время дождя.

- Что удивило в статье?

- А теперь попробуйте варенье из лесных ягод и определите, где какое.

6) Загадка

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы)

7) Викторина

1. Какие грибы появляются в наших лесах первыми?  (Сморчки и строчки)

2. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

3. Может ли гриб съесть дом?  (Может. Это домовый гриб. Он  разрушает древесину)

4. У этого гриба много названий: дедушка- табачок, галкина баня, чертов табак. Каково настоящее название гриба? (Гриб-дождевик)

5. Какой гриб растет быстрее всех? (Подберезовик- по 4-5 см в сутки)

6. Какие правила сбора грибов вы знаете?

    Так много можно рассказать о лесах- зеленом наряде нашей области о кладовой чистого воздуха. Читайте книги М. Пришвина, К Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова. Д. Мамина – Сибиряка о лесе. Эти книги научат вас видеть удивительное в простом.

Бежит тропинка через луг,

Няряет  влево, вправо,

Куда ни глянь- цветы вокруг.

Да по колено травы.

- Какие растения луга отобрали дети второй группы?

- Послушайте стихотворение Г. Лагздынь (читает ученик) и назовите растения лугов Тамбовщины.

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ, как елка.

А еще? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики- вьюнки,

Еще много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Какие растения водоемов нашей области отобрали из гербария дети третьей группы?

8) Игра «Узнай меня»

- Я - растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Меня  занесли  в Красную книгу. (Кубышка)

- А меня часто называют камышом, с мягкими коричневыми соцветием - на стебле. (Рогоз)

- Мои листья похожи на наконечник стрелы. На месте ранки у меня появляется сок белого цвета. (Стрелолист)

- Что еще растет на водоемах Тамбовской области?

- А что дают поля нашего края стране?

(Дети получают баночки с образцами муки и крупы.  Узнают их: мука ржаная и пшеничная, овсяная крупа, гречневая, перловая, пшено. Масло растительное.)

- Что называют «вторым хлебом»?

- Найдите отгадки (используются муляжи овощей и фруктов)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Летом в огороде - светлые, зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?.. (Огурцы)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…(помидора)

- Рассмотрите на экране силуэты животных Тамбовской области. Назовите их.

III. Обобщение

Распростерлись в дымке синей

Величавые края,-

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!

Тамбовская область – частица нашей большой Родины. Богат и красив наш край. Но его богатства и красоту нужно беречь и охранять. Плодородные почвы Тамбовщины, воды, уникальный растительный и животный мир.

IY. Домашнее задание (творческое)

- Придумайте и предложите меры охраны природы нашей Родины.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

Методическая разработка сценария конкурсной программы "Знаешь ли ты свой город?"

Это конкурсная  (в виде КВН) программа, посвященная дню рождения Санкт-Петербурга. Для параллели 4 классов. Позволяет проверить знания учащихся о своем городе, проявить выдумку и фантазию при вып...

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисую свой портрет"

содержание методической разработки содержит основные задачи, поставленные к данному уроку. этапы урока, и ожидаемый результат....

Программа по патриотическому воспитанию "Познай себя, свой край, свою страну"

Данная программа разработана для учащихся 1 класса. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на протяжении всех лет является и будет являться важных аспектов в воспитании. На данных занятиях ...

Методическая разработка интегрированного урока по математическим представлениям и конструированию и нашему городу

Данный урок является обобщающим в серии уроков-экскурсий по предмету "Математические представления и конструирование"....

Методическая разработка урока английского языка «Как ты помогаешь своей семье. Простое прошедшее время» (4 класс)

Данный   ресурс  направлен  на  совершенствование  грамматических  навыков  у учащихся  4 класса  по теме: «Простое прошедшее время», ...