Программа по патриотическому воспитанию "Познай себя, свой край, свою страну"
материал (1 класс) на тему

Данная программа разработана для учащихся 1 класса. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на протяжении всех лет является и будет являться важных аспектов в воспитании. На данных занятиях во внеурочное время учащиеся познают свою малую Родину, страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx45.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Красноярская основная общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

                                                                                         «Утверждаю»

Директор МОУ «Красноярская ООШ»

____________В.Г.Архипов

«____»_______________2011 год

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

Срок реализации программы 1 год

                                  Программу составила учитель

 первой квалификационной категории

                                  Архипова Лариса Николаевна

2011 год

Пояснительная записка

Данная программа составлена с учетом примерной программы внеурочной деятельности начальной школы, рекомендованной  МО и Н РФ, составляющей частью которой является духовно – нравственное воспитание.

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития  чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников вырабатывается чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В деле воспитания патриотизма очень важен опыт чувств ребёнка, т.к., если он испытывал гордость за своих родителей, свою школу, страну, то он приобретает определённый эмоциональный опыт, который имеет большое значение в его дальнейшем развитии.

Учитывая актуальность и высокий потенциал в развитии личности  занятий по патриотическому воспитанию , разработана  программа «Познай себя, свой край , свою страну », которая реализуется в условиях муниципального образовательного учреждения «Красноярская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района  Республики Татарстан.

В отличной от классно – урочной деятельности  учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу.         

Предполагается  привлечение  ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  «славных боевых и трудовых традиций»;

-проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами;

-экскурсии в краеведческие музеи;

- инсценированные представления, устные журналы, викторины;

-принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия);

-собирать материалы для музейного уголка «Операция Поиск».

Новизна программы в том, что в основе конструирования целей и задач, выборе средств, методов, и форм организации образовательного процесса стоит компетентностный подход, преобладающими являются методы проектирования, исследования. Ключевые компетенции (предметные, информационные, коммуникативные, социальные) являются основой для диагностирования результативности программы. Главным показателем результативности программы является  умение применять в жизни полученные знания, умения и навыки, грамотно выполнять различные социальные роли сообразно возрасту и жизненным ситуациям, компетентно решать проблемы,  возникающие   в повседневной жизни.

        Программа рассчитана на учащихся 1 класса.

На изучение данной программы  отводится 66 учебных часов в год, 2 часа в неделю.

Цель программы: формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству,  нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • развивать чувство верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • развивать логическое мышление, внимание, устную речь, воображение, память;
  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  • развивать потребность в здоровом образе жизни, духовном и физическом совершенствовании;
  • формировать начальный уровень о проектной и исследовательской деятельности.

Формы и методы организации  деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

  • Беседы
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Экскурсии
  • Творческие конкурсы
  • Соревнования
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  

         Реализация во внеурочное время данной программы  содержание, которой  согласуется с учебными предметами и предполагает формирование универсальных учебных действий.

Метапредметными результатами 1 года обучения  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Формировать умение работать в группах и парах.

Предметными результатами 1 года обучения  является сформированность следующих умений.

-название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);государственную символику России: флаг, герб, гимн; государственные праздники;

-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;

-учащиеся имеют знания о значимых страницах истории своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;

-неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

- обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п./п.

Тема

Количество часов

 Теория

Практика

Всего часов

1

Техника безопасности.

1

1

2

Я и моя семья

5

10

15

3

Я и школа

3

10

13

4

Диагностика

3

3

5

Мой край –моё Отечество

7

14

21

6

Моя планета

3

10

13

Итого:

22

44

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (66ч)

На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с школьными правилами  и традициями, с историей своего края, страны. Организация занятий строится на игровых приемах. В процессе ознакомления и приобретения умений дети путешествуют по своей школе, краю, стране.

Учащиеся усваивают правила поведения в школе, дома, в общественных местах.

Происходит первичное знакомство историей своей школы ,края , страны, а также  с приемами работы с цифровой техникой (персональный компьютер, фотокамера, принтер).

Программа  включает  шесть   разделов : Техника безопасности, «Я и моя семья», «Я и школа», Диагностика,  «Мой край - моё Отечество», « Моя Планета»

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Краткое описание разделов

Теоретическая часть

Практическая часть

Раздел 1.Техника безопасности.

1.1.

Вводные занятия,

инструктаж по ТБ.

Повторение  и ознакомление с правилами ТБ

Игра «Познакомимся поближе»

Раздел 2. «Я и моя семья»

2.1.

Беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого»

Знакомство с правилами хорошего тона, правилами вежливости

2.2.

Конкурсы  рисунков  «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая»

Организация выставки рисунков

2.3.

Соревнование «Мама, папа, я – дружная семья»

Повторение  и ознакомление с правилами ТБ

Подготовка конкурсов для соревнования

2.4.

Праздники «Семейные традиции», «Только раз в году»,

Организация праздника

2.5.

Презентация «Моя дружная семья»

Знакомство с первоначальными навыками выполнения презентации

2.6.

Фотовыставки «Я и моя семья»

Организация фотовыставки

Раздел 3. «Я и школа»

3.1.

Экскурсия по школе «Мой школьный дом»

Беседа истории школы

Организация экскурсии

3.2.

Беседы «Правила поведения в школе», «Мои права и обязанности»

Знакомство с правилами поведения в школе, правами и обязанностями человека

3.3.

Конкурс  рисунков «Моя школа», «Моя учительница»,  «Наша школа в будущем»

Организация выставки

3.4.

Игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости»

Подбор материала для игр

3.5.

Выпуск плакатов ко Дню учителя, Дню Матери, Новый год, День Победы

Подбор материала к стенгазетам

3.6.

Трудовой десант «Укрась территорию школы»

Повторение  и ознакомление с правилами ТБ

Организация посадки цветов .

Раздел 4. Диагностика

4.1.

Диагностика ключевых компетенций

Педагогическое наблюдение;

информационные – опросы; практические задания, тесты

Раздел 5. «Я и мое Отечество»

5.1.

Беседы о государственной символике РФ и малой Родины, «Права и обязанности ребенка»

Знакомство с государственной символикой, с правами и обязанностями детей

5.2.

Экскурсии в краеведческие и школьные музеи

Организация экскурсий

5.3.

Конкурс рисунков  «Моя малая Родина», «Татарская национальная одежда»

Организация выставки работ

5.4.

Встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.  

Беседа с ветеранами ВОВ, локальных войн

Организация встречи

Раздел 6. « Моя Планета»

6.1.

Беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Откуда пришли елочные игрушки», «Я - житель планеты Земля»

Знакомство с историей возникновения елочной игрушки, с правилами ухода за домашними животными

6.2.

Конкурс стихотворений «Природа в поэзии»

Организация конкурса стихов

6.3.

Экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке»

Организация экскурсий

6.4.

Мастерская по изготовлению кормушек, елочных игрушек

Повторение  и ознакомление с правилами ТБ

Подготовка материала для изготовления поделок

6.5.

Акция «Покормите птиц зимой».

Организация акции

Предполагаемые результаты реализации программы

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества;  о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Информационное обеспечение.

1.Антонов В.В., О всеобщей декларации прав человека младшим школьникам, пособие для учителя[Текст], Москва: « Вита Пресс», 2001.

2.Баранова Е.И., Володина Е.В., Степанова Е.Н., Классные, классные дела в начальной школе, методические разработки воспитательных дел в классе[Текст], Москва:«ТЦ Сфера», 2008.

3.Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

4.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

5.Григорьев Д. В., Степанов П. В., Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.

6. Дереклеева Н.И., Справочник классного руководителя [Текст]:  Москва, «Вако», 2008.

7.Дик Н.Ф., Толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы[Текст]: Ростов-на-Дону, «Феникс»,2009.

8.Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

9.Примерная программа внеурочной деятельности. Начальная школа [Текст]: Москва, «Прсвещение»,2011.

10.Синова И.В., Герб, гимн, флаг России; Справочник  школьника [Текст]:

Санкт –Петербург,«Литера»,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

программа гражданско-патриотического воспитания "Мрй родной край"

Данная программа составлена учителями начальных классов (авторы:Брызгаева Т.Т., Попова Г.Д., Батарина А.А.) на основе традициям школы , с целью сохранения любви к родному краю. Конечная цель: воспитат...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

Программа рассчитана на 1 год  для 4 класса. Рассматриваемые вопросы на занятиях  связаны с краеведением....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай свой край" 4 класс

Данная программа предназначена обучающимся 4го класса для более глубокого и полного изучения природы и истории Ленинградской области....

Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....

Смотр-конкурс патриотических уголков "Люби и знай свой край"

Смотр-конкурс уголков патриотического воспитания в дошкольных группах проводился в соответствии с годовым планом работы на 2020 – 2021 учебный год.Цель проведения.Активизация работы педагогов в ...