"Географическая карта", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Географическая карта", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskaya_karta.pptx2.21 МБ
Файл geograficheskaya_karta.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Географическая карта»

Слайд 2

Наскальные рисунки

Слайд 3

Наука о географических картах называется картографией. Специалисты, занимающиеся составлением карт, - картографами .

Слайд 4

Карта Эратосфена

Слайд 5

Географическая карта - это уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными обозначениями.

Слайд 6

Историческая карта

Слайд 8

Восточно - Европейская равнина

Слайд 9

Западно – Сибирская равнина

Слайд 10

Озеро Байкал

Слайд 11

Уральские горы

Слайд 12

Река Обь

Слайд 13

Каспийское море



Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира, проведенного в  4 «В» классе

Тема урока: «Географическая карта». 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о географической карте.

- закрепить знания о расположении столицы России на карте;

- развивать навыки работы с географической картой;

-воспитывать бережное отношение к картографическому материалу и оборудованию.

Оборудование: физическая карта полушарий, карточки, презентация.

План урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1) Сообщение темы и задач урока  

2) Рассказ учителя об истории возникновения карты

3)Чтение текста учебника на с. 28

4) Анализ физической карты России

5) Анализ карты г. Москвы в учебнике на с. 27

6) Выполнение заданий по карте

III. Закрепление изученного

1) Работа по карточке

IV. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент

- Прозвенел и смолк звонок!

Начинается урок!

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня …..

II. Изучение нового материала

  1. Сообщение темы и задач урока

        Слайд 1 - На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с географической картой как мелкомасштабным изображением земной поверхности; с историей создания карт; узнаем составные части географической карты; отработаем навыки работы с картой; определим значение карт в жизни человека.

  1. Рассказ учителя об истории возникновения карты

Слайд 2 - Карта появилась задолго до возникновения письменности. Первые примитивные карты, наскальные рисунки, появились во время пещерного человека. В рисунках изображались места удачной охоты, животные, на которых велась охота, места сбора ягод. Уникальность рисунков состоит в том, что мы их можем прочитать спустя тысячи лет.

Постепенно человеческое общество развивалось, появилась торговля и человек, стал нуждаться в картах.

Слайд 3 - Наука о географических картах называется картографией, а специалисты, занимающиеся составлением карт, - картографами.

Слайд 4  - Первую карту создал древнегреческий ученый Эратосфен III в. до н.э. На своей карте Эратосфен  изобразил  известный Греции в то время Мир. Греция – древняя цивилизация, культурный, исторический центр того времени, поэтому на карте Эратосфена изображены земли окружающие Грецию, а она находится в центре карты.

  1. Чтение текста учебника на с. 28

Чтение учащимися «История создания карт» на странице 28.

        - Какое бы вы дали определение географической карты?

(плоские, сильно уменьшенные изображения больших частей земной поверхности, на них объекты показаны условными знаками).

        Слайд 5    Что такое географическая карта прочитает….

         

4) Анализ физической карты

Слайд 6  Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя видами карт.  Карта, на которой могут быть показаны различные события и явления, которые происходили в разные периоды истории человечества, а так же древние государства, военные операции – называются историческими, с которыми вы познакомитесь во втором полугодии.

Слайд 7   Географические карты с изображением природных объектов – материков, морей, островов, рек, озер – называются физическими картами.  

- На странице 26 найдите определение физическая карта. Что  такое физическая карта прочитает нам…..

  – Какую информацию вы можете узнать, посмотреть на карту? (карта полушарий) 

(какие материки, где расположены, океаны, течение, моря, омывающие тот или иной материк, крупные горные и речные системы на материках)

- Как показана граница государства? (серой линией). Посмотрите, как показывать границу России. Покажите границу России на карте.  

 

5) Анализ карты г. Москвы в учебнике на с. 28

- Откройте учебник на странице 28. Перед вами карта окрестности города Москвы. Чем является город Москва? (столица) Обратите внимание на условные знаки.

- На что похожи реки? Озёра, водохранилища? Каналы? Все водные объекты обозначаются на картах, каким цветом? (голубым или синим) Покажите реку Десна, Москва, Истра, Пахра. Озеро Синежское. Найдите водохранилища Иншинское вдхр., Клязьминское вдхр. они соединены каналом.

- Каким цветом обозначаются населенные пункты? Найдите Зеленоград, Подольск, Климовск, Люберцы, Сергиев Посад.

- Посмотрите, железные дороги как паучок паутину сплели по всей окрестности.

- Автомобильные дороги: желтым цветом обозначаются – крупные трассы, красным – вторые по значимости.

- Каким знаком обозначаются аэропорты? Найдите аэропорты на карте и прочтите их название.

Динамическая пауза

По родному краю

Дружно мы шагаем.

                                  (марш на месте)

Справа от нас - зеленый луг.

                          (поворот)

Слева находится лес.

                           (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок.

                            (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

                                     (махи руками)

Солнце над березами светит нам.

                                            (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам.

                              (наклоны)

6) Выполнение заданий по карте

Посмотрите на карту, я буду показывать объекты на карте, а   потом   вы   покажите эти объекты на карте  (показ учителя и детей).

Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, океаны, омывающие государство (Северный Ледовитый океан, Атлантический, Тихий), оз. Байкал – самое глубокое озеро России и мира(1637 м), Каспийское море  - самое большое озеро России и мира.

- Когда вы будите учиться в средней школе, то на уроках   истории и географии вы часто будите работать с картами.

- А только ли на уроках мы используем карты? (Нет. Карта города, карта автомобильных дорог).

- Людям, каких профессий необходимо читать географические карты? (военным, учителю, строитель, метеорологу, геологу и т.д.).

Слайд 8  - Восточно-Европейская равнина, давайте ее покажем на карте.

Слайд 9 - Западно-Сибирская равнина.

Слайд 10  - озеро Байкал, давайте покажем его на карте.

Слайд 11 - Уральские горы, давайте покажем их на карте.

Слайд 12 -  реку Обь, давайте покажем ее на карте.

Слайд 13 - Каспийское море, давайте покажем его на карте.

III. Закрепление изученного

1. Работа по карточкам

 - Рассмотри таблицу. Определи о чем идет речь, о глобусе или о карте. Обведи буквы правильных ответов. Если ты ответишь верно, то выделенные буквы составят слово из семи букв.

Глобус

Признаки

Карта

О

Видна вся земля сразу

Ю

Е

Видна половина поверхности Земли

Т

Л

Объемная модель, изображающая Землю

К

Е

Уменьшенное изображение Земли на плоскости с помощью условных знаков

И

Ч

Дает самое верное изображение формы поверхности Земли

Я

Н

Обозначены полюсы, параллели, меридианы

О

- Какое слово получилось? (отлично)

- И мы  на уроках  будем работать на отлично!

IV. Итог урока

1)- С какими картами мы познакомились на уроке?

- Что означает слово «карта»?

2) Оценивание работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест: "Глобус и географическая карта". 2 класс.

Тест предназначен для проверки знаний учащихся по теме: " Глобус и географическая карта".  Проверяется умение учащихся работать с контурной картой....

2 класс Окружающий мир Тема: Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта.

Окружающий мир. 2 класс(2 четверть, 19 декабря 2011г)Учитель начальных классов: Аверина Любовь ВладимировнаТема:  Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта...

Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...

Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые

Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Мастер – класс «Работа с географическими картами на занятиях интерактивной студии «Расчётно-конструкторское бюро» УМК «Перспективная начальная школа»

В данном материале предлагаются формы работы на занятиях внеурочной деятельности интерактивной студии "Расчётно-конструкторское бюро" УМК "Перспективная начальная школа"  ...

Презентация к уроку по теме " Глобус и географическая карта" 2 класс

Презентация к уроку по теме "  Глобус  и географическая карта" 2 класс...