"Погода", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация по окружающему миру "Погода", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogoda_4g.pptx1.78 МБ
Файл pogoda_4g.docx270.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Погода

Слайд 2

– это состояние тропосферы в данном месте , в данное время. Погода

Слайд 3

То теплая, то… То тихая, то … То ясная, то… То сухая, то … холодная ветреная пасмурная дождливая

Слайд 4

ПОГОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ : атмосферным давлением , температурой , направлением и силой ветра, атмосферными осадками, облачностью, относительной влажностью воздуха

Слайд 5

«Не браните погоду, если бы она не менялась, то девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора» Френк Хаббарт

Слайд 7

ясно облачно с прояснениями пасмурно

Слайд 8

туман ветер роса

Слайд 9

снег иней град

Слайд 10

гроза метель

Слайд 11

Метеорологические приборы

Слайд 12

Метеорологические приборы - приборы и установки для измерения и регистрации значений метеорологических элементов. Для сравнения результатов измерений, производимых на различных метеостанциях, метеорологические приборы делают однотипными и устанавливают так, чтобы их показания не зависели от случайных местных условий.

Слайд 13

Термометр Прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Записывается так: 20 C 

Слайд 14

Гигрометр От греч. Hygros - влажный Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха или других газов. Различают волосные, конденсационные и весовые гигрометры, а также регистрирующие гигрометры (гигрографы).

Слайд 15

Флюгер - прибор, показывающий направление ветра. Анемометр - прибор, показывающий скорость ветра.

Слайд 16

Осадкомер Дождемер; Плювиометр Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Осадкомер представляет собой цилиндрическое ведро строго определенного сечения, устанавливаемое на метеоплощадке . Количество осадков определяется путем сливания попавших в ведро осадков в специальный дождемерный стакан, площадь сечения которого также известна. Твердые осадки (снег, крупа, град) предварительно растапливаются. Конструкция осадкомера предусматривает защиту от быстрого испарения осадков и от выдувания попавшего в ведро осадкомера снега.

Слайд 17

Барометр От греч.Baros - тяжесть + Metreo - измеряю Барометр - прибор для измерения атмосферного давления. Барометры подразделяются на жидкостные барометры и барометры-анероиды.

Слайд 18

Метеорологический спутник Метеорологический спутник - искусственный спутник Земли, регистрирующий и передающий на Землю различные метеорологические данные. Метеорологический спутник предназначен для наблюдения за распределением облачного, снегового и ледового покровов, измерения теплового излучения земной поверхности и атмосферы и отраженной солнечной радиации с целью получения метеорологических данных для прогноза погоды.

Слайд 19

Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему?

Слайд 20

ясно пасмурно облачно с прояснениями Рефлексия:



Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в форме технологической карты на тему: «Погода», проведенного в 4 «Г» классе.

Образовательная система: «Планета знаний».

Тип урока: повторение изученного материала.

Тема: «Погода.»

Цель: формировать знания о погоде, причинах влияющих на её изменение; об условных обозначениях погоды, типах погоды и её предсказаниях.

Задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Повторить факторы влияющие на изменение погоды;

 -актуализировать знания о приборах определяющих погоду:

 - формировать умение определять признаки погоды;

2.  Развивать умения работать с условными знаками погоды (раздаточным материалом);

- развивать познавательную активность, логическое мышление, наблюдательность.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать культуру общения, умение слушать.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-развитие умения работать с информацией;

-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.

-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

Планируемый результат:

-обобщить изученный материал о погоде;

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:

Основные: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Учебник.

Дополнительные: раздаточный материал, презентационный материал.

Форма работы: беседа, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

I этап

Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

II.Постановка цели и задач урока.

Настраивает детей на работу.

Взаимное приветствие. Анализирует услышанное.

- на них природа

- погодой.

-Здравствуйте, ребята!

-Сейчас я буду задавать вопросы, если ответ «да», хлопните в ладоши.

-Дети вам тепло?

-В классе светло?

-Прозвенел уже звонок?

-Начался уже урок?

-Хотите учиться?

-Значит можно всем садиться!!!

 -Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Татьяна Романовна.

- Перед вами иллюстрации.

-Что общего в них?(на них природа)

-Чем отличаются они друг от друга? Назовите одним словом. (ПОГОДОЙ)

-Сегодня на уроке мы вспомним и повторим все то, что вы уже изучили по теме «Погода».

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

Познавательные УУД:

- умение получать необходимую информацию для определения темы урока.

III. Повторение изученного материала.

Цель – повторить то, что изучили ранее по данной теме.

Организует практическую, исследовательскую работу по изучению природной зоны.

Направляет детей на формулирование темы урока.

-Состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени.

- холодная.

- ветреная.

- пасмурная

- дождливая.

- от состояния неба, облаков, осадков, ветра, температуры воздуха.

-если бы погода всегда была одинакова, то некоторые люди не знали с чего начать разговор или о чем поговорить.

-Низкий полет ласточек предупреждает о дожде.

- Чириканье воробьев сообщает об улучшении погоды.

-цифрами, градус,цельсия

-Погода часто меняется.

-А кто скажет, то такое погода?

- А какая бывает погода?

- Внимание на экран. Продолжи…

То теплая, то…… холодная,

То тихая, то …… ветреная,

То ясная, то…… пасмурная,

То сухая, то …… дождливая.

- От чего зависит такое состояние природы?

(от состояния неба, облаков, осадков, ветра, температуры воздуха)

-А какая погода нравится вам?

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»

-«Не браните погоду, если бы она не менялась, то девять человек из десяти не смогли бы начать ни одного разговора» Френк Хаббарт.

– Как вы понимаете эти слова?

-О погоде можно сказать, что она преподносит нам сюрпризы.

Люди умели предсказывать погоду давно, когда еще не было в помине науки такой – метеорологии. В древние времена погоду предсказывали по народным приметам. Что же такое приметы?

- «Примета- это явление, случай, который в народе считается предвестием чего либо.»

-Какие бывают приметы о погоде? (долгосрочные и краткосрочные)

-Какие вы знаете народные приметы?

-Но чтобы предсказать погоду точно, одних примет недостаточно.

-Тепло, а сколько градусов, ветрено, а с какой скоростью дует ветер. Не грозят ли буря, град, наводнение. Вот какое нам нужно предсказание- точное, научное его называют…Как? прогноз погоды.)

Информация о предстоящей погоде должна быть максимально достоверной. Это основной критерий её качества.

-Скажите, а кто такой метеоролог?

Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Метеоролог занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов.

Проводит первичный анализ полученных данных.

Где проводятся наблюдения за погодой? (на метеостанциях.)

Со всей земли приходят метеоцентры донесения о погоде. Миллионы цифр и знаков!!! И синоптики составляют по этим данным карты погоды. Погоду надо предсказывать быстро, чтобы прогноз поспел вовремя. Поэтому синоптикам помогают электронные машины, компьютеры.

-Сейчас мы как синоптики, по условным знакам будем определять их обозначение.

Ясно

Облачно с прояснениями

Пасмурно

Туман роса

Ветер

Снег

Иней

Град

Гроза

Метель

-Кому нужна информация о погоде и для чего? Людям каких профессий важен прогноз погоды?

-Зачем людям этих профессий прогноз погоды?

(летчик…, строитель…, садовод…, водитель…, рыбак… и т.д.)

-Назовите сами профессии кому важно знать сведения о погоде.

-А сейчас вспомним, с помощью, каких приборов определяют прогноз погоды.

-Внимание на экран.

-Назовите прибор:

1. определяет температуру воздуха(ТЕРМОМЕТР)

-Как записывается температура воздуха?

2. измеряет влажность воздуха (ГИГРОМЕТР)

3. измеряет скорость метра (ФЛЮГЕР (АНОМЕТР))

4. определяет количество осадков(ДОЖДЕМЕР)

5. измеряет давление воздуха(БАРОМЕТР)

А еще круглый год бороздят моря и океаны научные суда, вокруг Земли вращаются метеорологические спутники, ведется наблюдение с космических кораблей.

-Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему?

-Человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут уловить то, что не под силу нашим органам чувств. Такая способность зеленых «детей солнца» объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света.

Дело в том, что растения, в отличие от животных, в борьбе за жизнь и сохранение потомства не могут убежать или улететь от непогоды, спрятаться в защищенном месте Поэтому они по своей природе очень чувствительны и заблаговременно реагируют на малейшее изменение состояния атмосферы. Одни растения перед дождем закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу и уменьшить теплоотдачу; другие — при низкой относительной влажности воздуха уменьшают испарение, обильно выделяя ароматный нектар, привлекающий крылатых тружениц — пчел и других насекомых; третьи — «плачут» липкими капельками сока; четвертые — меняют форму и положение листьев. Подмечая изменения в поведении растений, наблюдательные люди могут предсказать погоду.

Растений-«барометров» много (примерно четыреста). Это верные предсказатели погоды. Расскажем о некоторых из них.

Одуванчик (табл. VI) растет всюду. Весной наступает пора и становятся золотыми от тысяч соцветий одуванчика обочины дорог, деревенские околицы или временно забытые строителями городские пустыри. Его желтые и белые соцветия, собранные в шапочки хохолки семянок, настолько обычны, что люди почти никогда не обращают на них внимания. А зря, одуванчик — хороший «метеоролог». Перед ненастьем цветки его закрываются, как бы прячась от дождя. Отцвел одуванчик, а на месте соцветия появляется белый пушистый шарик. Вероятно, каждый видел, как легкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже при слабом ветре. Но это в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать, словно приклеенные, семянки. А все потому, что, чувствуя изменения погоды, растение складывает свой пушистый шарик, как зонтик.

-Исправно несет «службу погоды» с июня по сентябрь растущая в ельниках кислица обыкновенная. Листочки у растения нежные, бледно-салатового цвета, приятно кислые на вкус. К ночному похолоданию, ненастью растение складывает свои розовые цветки и прижимает к стебелькам листики, будто хочет спрятаться от дождя. Посаженная в горшок кислица может быть прекрасным домашним барометром.

-Животные также являются предсказателями погоды и изменений в природе. Например: кошки.

-Кошка вообще считается особым животным, Согласно народным поверьям, она чувствует всевозможные перемены – как к хорошему, так и к худому. Говорят, что, наблюдая за поведением кошки, можно предсказать погоду, приход гостей, надвигающуюся болезнь или несчастье. Уже давно никого не удивляет способность кошек чувствовать приближение опасности, более того, их возможности активно используются людьми. За долгие века жизнь научила людей, дома которых построены на склонах действующего вулкана, полагаться на чутье кошек больше, чем на прогнозы ученых. Почуяв, что вулкан вскоре оживет, кошки бегут, куда подальше от опасности. Хозяева не отстают от них.

Во время Второй мировой войны, когда с неба в любую минуту могла обрушиться смерть, кошки нередко спасали своих хозяев. Кошки, как оказалось, обладают сверхъестественной способностью предчувствовать начало бомбежки. У кошек шерсть вставала дыбом, они издавали шипящие звуки, сердитые, раздраженные вопли. При малейших признаках беспокойства у кошек хозяева быстро собирались и бежали в бомбоубежища, прихватив с собой четвероногого часового.

Личностное УУД:

- интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника, а также участвовать в диалоге;

 

V. Первичное закрепление

Цель – закрепить умение читать условные обозначения погоды .

1.Ночью в воскресенье.

2.Вечером в пятницу.

3.Ухудшилось.

4.Вечером в пятницу.

5.В воскресенье.

6.Нет.

7.Да.

8.Летом.

 -Сейчас возьмите лист с заданием у вас на парте.

-Рассмотрите таблицу и ответьте на 8 вопросов ниже.

-Передайте листочки с последних парт на первую.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания;

уметь составлять цепь питания.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

VI. Итог урока

Рефлексия

Цель – подвести итог проделанной работы.

- Что повторяли на уроке?

-Оцените погоду в классе на уроке, используя условные обозначения.

-солнышко,

-тучка с солнышком,

-тучка.

-Желаю вам хорошей погоды в вашей семье, и в школе!

У природы нет плохой погоды,

Но не выйдет солнышко из моды!!!

-Урок окончен.

-До свидания.

Регулятивные УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:  умение  точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Уметь оценивать свою работу на уроке.

C:\Users\1\Desktop\1.png

C:\Users\1\Desktop\2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру во 2 классе"Погода"

Урок по окружающему миру во 2 классе,содержит интересный материал по чрезвычайным ситуациям природного характера...

Урок литературного чтения 3-4 классы "У природы нет плохой погоды"

Урок литературного чтения для 3-4 классов посвящён осени с её прекрасами и непогодой. Ребята разделились на две группы, одна из групп находит в осени прелесть и красоту, подтверждая словами из стихотв...

презентация Погода для 3 класса

Данная презентация предназначена для обобщения материала по темем Погода и Что ты умеешь делать? для учащихся 3 класса (учебник FORWARD Вербицкой М.В.), а также может использоваться и для работы в кла...

Тестовое задание по теме "Погода. Климат." в 3 классе, Н.Я. Дмитриева.

Тестовое задание по теме "Погода.  Климат." в 3 классе, Н.Я. Дмитриева....

Урок окружающего мира "Что такое погода? влияние погоды на жизнь людей и животных"

Урок окружающего мира в 3-ем классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.Урок составлен учителем высшей категории МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва Ростовской области  Аксюк Галиной Михайлов...

урок немецкого языка в 3 классе по учебнику И.Л. Бим " Немецкий язык. 3 класс"по теме " Осень. Какая сейчас погода"

Данный урок заверщающее занятие по теме " Осень Какая сейчас погода". Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....

Разработка урока по испанскому языку для третьего класса по теме "Погода. Погода в разных странах"

В последнее время можно увидеть значительные изменения не только в обществе и культуре, но также и в системе образования. В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта,...