"Ветер", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Ветер", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter.pptx2.64 МБ
Файл veter.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он опутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает теплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем – Ведь он нам необходим. - Что же это? Воздух

Слайд 4

Листья гонит по дорожке, Треплет шерсть у рыжей кошки, Отнимает шар у Пети Хулиган веселый… Ветер

Слайд 5

Ветер

Слайд 6

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? - Что такое ветер? - Каковы причины образования ветра. - Какие бывают ветры? - Как определить направление и силу ветра? - Какое з начение имеет ветер?

Слайд 7

Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли

Слайд 12

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Слайд 14

Из ветра получают электроэнергию

Слайд 16

Ветер переносит семена растений

Слайд 17

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах .

Слайд 36

Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют? Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь (мёрзнешь) больше, чем в мороз без ветра?

Слайд 37

Ветер называют по той стороне, куда он дует Ветер обладает энергией Ветер, дующий с севера, называется северный Ветер, дующий на юг, называется южный Использование энергии ветра может дать больше электричества, чем современные электростанции Ураган едва колышет листву на деревьях Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли да да нет нет да да нет

Слайд 38

влажный, холодный, сухой, попутный, морской, теплый, высокий, красный, низкий, радужный. Сильный, слабый, ураганный, северо-западный, южный,

Слайд 39

Ветер - ветреный ветерок ветряк ветрюган ветерочек ветрянка ветрило

Слайд 40

Домашнее задание: с. 54-55, прочитайте, перескажите.



Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира, проведенного в 3 «В» классе

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: «Ветер»

Цель урока: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.

Задачи:

Образовательные:

  1. Углубить знания обучающихся о ветре.

Развивающие:

2. Развитие таких приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ, синтез. Развитие познавательной активности.

Воспитательные:

3.  Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • умение работать по предложенному учителем плану;
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:  иметь представление о карте полушарий.

Познавательные УУД: уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану; уметь организовывать свое рабочее места под руководством учителя.

Личностные УУД: уметь выполнять самооценку.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа; индивидуальная.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов, мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Приложение

  1. Организация класса

1. Приветствие.

2.Самоопределение к деятельности

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

- Здравствуйте! Присаживайтесь!  Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра,   красоту окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

-Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Романовна.

Приветствуют учителя

1 мин

Слайд 1

  1. Изучение нового материала

1.Актуализация знаний по проблеме урока

Цель:Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для обобщения изученного материала.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

- Чтобы активно включиться в работу отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка,

Невесомою косынкой

Он опутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

- Что же это? (Воздух.)

-  Какими свойствами обладает воздух?

- Каким образом можно доказать, что воздух движется?

-Воздух невидимый, и все мы без него не можем жить. Как вы понимаете словосочетание «он невидимый»?

- Почему мы не можем жить без воздуха?

Попробуйте вдохнуть и не выдыхать. Невозможно долго находиться в таком состоянии, хочется сделать новый вдох.

- Помашите над лицом рукой. Что ощущаете?

Воздух

-Как и все тела занимает место; воздух сжимаем и упруг; плохо проводит тепло; расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении; горячий воздух поднимается вверх; прозрачный; невидимый.

-Брызнуть из флакона с духами, через некоторое время запах распространяется по помещению.

-Ветер

5 мин

Слайд 2

Слайд 3

  1. Определение темы урока

Цель: подведение  учащихся к теме урока

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

- Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

- Для того чтобы определить тему урока вам необходимо в конце четверостишия вставить подходящее по смыслу слово.

- Слушайте внимательно:

Листья гонит по дорожке,

Треплет шерсть у рыжей кошки,

Отнимает шар у Пети

Хулиган веселый … (ветер)

-Тема нашего урока, как вы правильно угадали: «Ветер». Давайте послушаем, как может звучать ветер.

- Каким может быть ветер?

Ветер

5 мин

Слайд 4,5

  1. Постановка учебной задачи

Цель: определить вопросы, на которые нужно дать ответ в ходе урока.

- Сегодня на уроке мы должны вместе найти ответы на вопросы:

- Что такое ветер?

- Каковы причины образования ветра?

- Как определить направление и силу ветра?

- Какое значение имеет ветер?

- А теперь давайте откроем рабочую тетрадь на с. 42 и выполним упражнение 55.В течение работы нам будет нужен красный и синий карандаш.

- Красными стрелками покажите движение теплого воздуха, а синими стрелками -  движение холодного воздуха.

- А теперь обратите внимание на задание      

 « Дополни предложение»

Ветер на берегу водоема ночью дует … .А днем …

Ветер-это движение воздуха над поверхностью земли.

Холодны, теплый.

15 мин

Слайд 6,7

  1. Беседа о причинах образования ветра

Цель: определить причины с учащимися образования ветра

- Как образуется ветер, от чего зависит его сила и скорость, почему он иногда ласковый и приятный, а иногда опасный, почему он, может меняться свое направление несколько раз в сутки. Это мы узнаем в течение нашего

урока.

1 мин

5.Анализ иллюстрации на с.117 учебника

Цель:  выяснить причину возникновения ветра.

- Откройте учебник на с.117, рассмотрите рисунок. Давайте вспомним лето. Представим себя на берегу реки.

- Откуда жарким солнечным днем веет прохладой?

- Найдите на этой странице первый абзац. Давайте его прочитаем и выясним, как дует ветер ночью.

- Ребята, так как же образуется ветер?

- Ветер часто меняет свое направление. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с юга, его называют южный, а если с запада, то западный. Западные ветра, дующие с Атлантического океана, приносят зимой на территорию Ростовской области оттепель.

- Ребята, с помощью каких приборах можно определить направление ветра? (фрагмент видеоролика)

Во многих местах на крышах устанавливают специальные приборы-флюгеры, по которым определяют, откуда дует ветер. Особенно много флюгеров можно наблюдать в Прибалтике (в Латвии, Эстонии, Литве)

- Флюгеры бывают в виде птиц, кораблей замков, разных животных. Посмотрите на слайд.

- Для чего нужны флюгеры?

(с реки или моря)

10 мин

Слайд 9,10

6.Беседа с элементами анализа литературных произведений о значении ветра.

Цель: выяснить, какое значение имеет ветер в природе и хозяйственной деятельности людей.

- Ветер великий работник в природе, вспомните А.С Пушкин еще подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

- Какое положительное значение для природы и человека имеет ветер?

- Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью. Очищает воздух (ветер выгоняет из населенных пунктов отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик).

- Вырабатывают электроэнергию

- Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; фермеры тянут ветряками воду из скважин.  

- Ветер формирует морские течения.

- Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

- Люди еще в древности поняли, что лодка без весел может плавать, был бы ветер.

-Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Из какого произведения эти строки?

- Кто написал эту сказку?

- Что стало причина движения корабля?

- Какое отрицательное значение имеет ветер?

- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

5 мин

Слайд 11,12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

  Динамическая пауза

Цель: предупреждение утомляемости, профилактика нарушений внимания, памяти.

- А сейчас, ребята, прошу всех встать, проведем динамическую паузу. Играем в игру «Летает - не летает». Если я называю летающие предметы, то вы активно машите руками, а если услышите название не летающих предметов, то приседаете. Внимание на экран.

И так начинаем: парашют, стул, самолет, дверь, вертолёт, машина, ракета, карандаш, воздушный шар, дерево, пенал, летающая тарелка, книга, планер.

Выполняют движение

5 мин

Слайды 18-31

7. Проведение опытов

Цель: показать учащимся значение ветра в жизни человека

- Сейчас мы с вами проведем опыты и узнаем, какими свойствами обладает ветер.

Опыт 1.

Для первого опыта нам понадобится резиновый шар. Выдохи …. Надуйте шар. Теперь отпусти его и сожми.

- Что вы слышите?

- Вы услышали шум, выходящий из шара воздуха. Ветер издает звуки, когда встречает на своем пути препятствия.

Опыт 2.

Обычный фен, которым мы сушим волосы, тоже производит ветер. Давайте включим фен на слабый уровень и направим его на искусственную елочку. Вы видите, что ничего не изменилось. Давайте увеличим силу.

- Что произошло? Почему?

Сделаем вывод: ветер бывает сильным и слабым.

- Так что же такое ветер? (с.115)

- Когда не могут обойтись без кого-то или без чего-то, говорят «Нужен как воздух». Почему так говорят?

- Если бы не было воздуха, мы не смогли бы разговаривать, слышать пение птиц. А мез движения воздуха, то есть без ветра, мы бы не смогли ощущать запахи, которые он приносит.

Давайте это проверим (очищаю апельсин, дети не видят, а один ребенок машет в сторону детей.)

- Запах, какого фрукта вы почувствовали?

- Что вам помогло ощутить запах апельсина?

Без ветра, мы не смогли бы ощутить запах, который он приносит.

15 мин

Слайд 32

  1. Закрепление материала, изученного на уроке

1. Решение логических задач

Цель: выяснить причину возникновения ветра, развивать логическое мышление.

Познавательные:умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

- Давайте попробуем доказать причины образования ветра. Сейчас на улицу холоднее, чем в комнате. Если открыть окно, то холодный воздух с улицы войдет в комнату и вытеснит теплый воздух на улицу. В этом и состоит процесс, проветривания. А теперь вспомните, как в жаркий день из прохладной комнаты занавеску буквально утягивает в окно и она там, на улице, развивается. А все почему? В обоих случаях причина одна: воздух движется из зон пониженных в зоны повышенных температур.

- Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, организовал школу для крестьянских детей. Толстой любил задавать вопросы своим подопечным. Давайте попробуем ответить на вопросы по теме нашего урока, с которыми справились ученики писателя.

- Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь (мерзнешь) больше, чем в мороз без ветра?

А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем: Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревается воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

- Зная ответ на первый вопрос, ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: «Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?»

Доказываю причины образования ветра

10 мин

Слайд 33

2. Верно ли утверждения?

Цель: закрепить изученный материал

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

- Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Я буду читать утверждения, а вы, если утверждение верное – хлопаете в ладоши, если утверждение неверное, то показываете движением головы вот так.

- Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли (да)

- Ветер называют по той стороне, куда он дует (нет)

- Ветер обладает энергией (да)

- Ветер, дующий с севера, называется северный (да)

- Ветер, дующий на юг, называется южный (нет)

- Использование энергии ветра может дать больше электричества, чем электростанции (да)

- Ураган едва колышет листву на деревьях (нет)

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

5 мин

Слайд 35

  1. Итог урока

1.Рефлексия

Цель: Закрепить  знания о ветре.

Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- Подберите прилагательные, характеризующие ветер (сильный, северо-западный, влажный, холодный, высокий, красный, слабый, сухой, попутный, южный, морской, ураганный, теплый, низкий, радужный.)

- Какие прилагательные  характеризуют силу ветра? (сильный, слабый, ураганный)

- Какие прилагательные характеризуют направление движения ветра? (северно-западный, южный)

- Кому говорят «попутного ветра»?

- Образуйте однокоренные слова к слову «ветер» (ветреный, ветерок, ветряк, ветрюган, ветерочек, ветрянка, ветрило)

- Какое из этих слов, обозначает очень сильный ветер? (ветрюган)

- Какое из этих слов, обозначает очень ласковый ветер? (ветерочек)

- Какое из этих слов, обозначает легкий весенний ветер? (ветерок)

- Какое из этих слов, обозначает парус, надутый ветерком? (ветрило)

- Так что же такое ветер?

Сильный, северо-западный, влажный, холодный, высокий, красный, слабый, сухой, попутный, южный, морский, ураганный, теплый, низкий, радужный.

Сильный, слабый, ураганный

Северно-западный, южный

Ветреный, ветерок, ветряк, ветрюган, ветерочек, ветрянка, ветрило.

Ветрюган

Ветерочек

Ветерок

Ветрило

Ветер-это движение воздуха над поверхностью земли.

5 мин

Слайды 36,37

2. Домашнее задание, рефлексия

Цель: повторить еще раз пройденный материал

Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: умение выполнять самооценку.

- Для того что бы хорошо усвоить материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.115-119. Перескажите.

- Спасибо за урок. До свидания!

1 мин

Слайд 38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по литературному чтению 3 класс Леонид Жариков "Дуб и ветер"

Данную разработку  можно использовать на уроках  литературного чтения в начальной школе по данной теме. В конспект урока  включена вводная беседа по теме "Ветер", тест по данной теме, п...

Урок литературного чтения 3 класс Н.А,Некрасов "Не ветер бушует над бором"

Урок по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе "Школа России"....

Урок русского языка "Исследование слова "ветер" 2 класс

На данном уроке обучающиеся обобщают  знания об имени существительном, развивают системное мышление, активизируют и расширяют словарный запас....

урок окружающего мира 1 класс "Почему дует ветер?"

Урок-исследование по традиционной системе(Школа России), с элементами развивающего обучения. Дети определяют границы знания и незнания, ставят цели и задачи урока и поэтапно их решают, рефлексируя каж...

4 класс 2100. К. Ушинский. Солнце и ветер. НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Презентация продолжает знакомить с произведениями К. Ушинского....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."

На уроке использованы такие структуры Сингапурского обучения, как: Конэрс, Классбилдинг, Раунд Тэйбл. Использование данных структур способствует развитию логического мышления, памяти, коммуникативных ...

Урок в 4 классе по теме "Вот ветер тучи нагоняя"

Урок проектирован по технологии "Витагенное обучение в начальной школе"...