Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."
    план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

    Валиуллина Люция Равиловна

    На уроке использованы такие структуры Сингапурского обучения, как: Конэрс, Классбилдинг, Раунд Тэйбл. Использование данных структур способствует развитию логического мышления, памяти, коммуникативных способностей учащихся младших классов. На уроке применены методы анализа, сравнения и частично-поисковые методы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_nekrasov.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс

    Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением.

    Задачи:

    1. Обучающая:

    а)  познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»

    б) обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

             

     2. Развивающая:

    а) развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)

    б) развивать и обогащать речь

             

     3. Воспитательная:

    а) воспитывать интерес к поэтической литературе

    б) воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской природе

    Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, аудиозапись, карточки.

    Тип урока: урок изучения новой темы.

    Вид урока: урок – исследование.

    Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

    Методы: структуры Сингапурского обучения, исследовательские.

    Формы обучения: фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

    Ход урока.

    I. Приветствие. Создание ситуации успеха.

    - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

    II. Проверка домашнего чтения

    Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка», ответы на вопросы.

    III. Постановка учебной задачи

    1. Подготовка к восприятию.

    - Отгадайте загадку:

    Он вошёл - никто не видел,

    Он сказал – никто не слышал,

    Дунул в окна и исчез,

    А на окнах вырос лес                   (мороз).

    - Какой бывает мороз?                 (трескучий, слабый, сильный)

    - Вам нравится морозная погода? Почему?

            (бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами). 

    Слайд №1.

     - Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.

    - Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И , конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.

    - Назовите русских поэтов, которые писали о зиме (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин, А.А.Фет и др.)

    КОНЭРС (распределение по разным углам в зависимости от выбранного ответа)

    - Выберите карточку с фамилией известного поэта и вставайте в соответствующий угол. Образуйте пару. По моему сигналу в течение 10 секунд начинайте обсуждение: почему ты так думаешь? Первым начинает говорить ученик выше ростом.

    Прослушивание ответов.

    - Сегодня мы познакомимся ещё с одним русским поэтом, воспевавшим зиму.

    IV. Решение учебной задачи

    1. Сообщение учителя о Н.А.Некрасове.          Слайд №2.

         Н.А.Некрасов - великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

     2. Сообщение темы урока.

    - Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз - воевода»

    3. Определение круга вопросов по тексту.      

    - Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

    Ответы детей:

    - определим тему,

    - исследуем содержание,

    - представим главных героев,

    - картины, нарисованные автором ,

    - будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.

    4. Работа с текстом стихотворения

    Словарная работа. Слайды 4, 6

    1. Первичное восприятие текста.

    а) целевая установка

    - А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания.  

    б) чтение отрывка учителем.

    в) проверка восприятия

    - Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).

    - Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).

    Физминутка. КЛАССБИЛДИНГ ( повторение вслед за лидером движений под музыку)

    V. Формирование умений и навыков

    1. Определение темы и жанра произведения.

    (жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме Это произведение о зимней природе)

    1.  Вторичное чтение

    Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Слайд 3.

    Работа с первой строфой

    а) целевая установка

    - Заколдован невидимкой  дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

    б) чтение хором

    в) проверка восприятия

    - О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе). 

    Как он его называет? (Мороз-воевода). 

    - Мороз-воевода, каким вы его себе представили?

     (мощным, сильным, суровым).

    - Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает

    - с ветром, бушующим над бором,

    - с шумом горных ручьёв 

    - Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).

    г) Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения.  Слайд №5. 

    Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза. 

    Ну что, представили появление мороза? (ответы). 

    Работа со второй и третьей строфами

    - Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения.  Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

    2-ю строфу читают дети под №2, 3- ю - №3

    (чтение)

    - Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

     Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

    Найдите и зачитайте повторы.

    («и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

    Каким настроением проникнуты эти строки?

     (возвышенным, бодрым).

     Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм

    (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2). 

    работа с четвёртой и пятой строфами

    - Великолепен вид зимней природы.

    - Ребята, а можно услышать мороз? (да) 

    - А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.

    (чтение с пометами). 

     Услышали мороз? Что он делает?

    - Зачитайте слова, которые подчеркнули

     (идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт). 

    - О чём говорят эти слова?  

    (Мороз показан как живой). 

    Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

      - Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?

    (палицей) 

    - Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).

    -  Найдите в 1 строчке синонимы

    (идёт – шагает). 

    - А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает). 

    - Какие слова  говорят о его внешнем виде?

     (косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная). 

    Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.

    - Какую картину представили? (шествие мороза).

    - Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).

     - А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).

    - Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,

    3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).

     Не забываем о выразительном  чтении (читают).

     

    Работа с 6 - 9 строфами

    - Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.  

    - Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством). 

    - Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,

    - А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).

    - Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

    - Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

    Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.

    А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)

    VI. Закрепление.

    1.  РАУНД ТЭЙБЛ (выполнение письменной работы по кругу на одном листе бумаги)

    - Командиры, возьмите лист со словом Мороз-воевода и напишите по кругу в группе по одному слову, которое характеризует главного героя стихотворения.

     Проверка. Слайд №8.

    1. Тестирование (задания на карточках)
    1. Н.А.Некрасов – это великий русский

    А) писатель

    Б) поэт

    В) баснописец

      2. Жанр произведения «Не ветер бушует над бором…» -

           А) стихотворение

           Б) рассказ

           В) басня

      3. Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» -

           А) осень

           Б) лето

           В) зима

      4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» -

          А) ветер

          Б) Мороз-воевода

          В) Дед Мороз

      5. Мороз-воевода в произведения «Не ветер бушует над бором…» -

          А) заботливый

          Б) жадный

          В) жалкий

    3. Выразительное чтение  отрывка детьми.

    - А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем). 

    VII. Подведение итогов

    1. Рефлексия.

    - Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.

    - Тема произведения - …,

    - Жанр произведения - …

    - Главный герой - …

    - Автор рассказывает о …,

    -  Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

    1.  Домашнее задание. Слайд №9

    - Домашнее задание  выберите по желанию:

     - выполнить рисунок Мороза-воеводы

    - сочинить о нём сказку

    - прочитать отрывок выразительно

    4. Выставление оценок.

    Использованные  источники.

    1. Учебник  «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2005г., с.169-170, 220.
    2. С.В.Кутявина  «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006г., с. 105-106.
    3. М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985г., с. 35-41.
    4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.
    5. Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976г., с.55, 57, 59, 61.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа

    Алтайского района Алтайского края

    Из опыта работы

    учителя начальных классов

    Зверевой Ларисы Владимировны

     Слайд № 1

     Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри, гости!

    Сегодня я хочу рассказать вам о своих секретах профессионального мастерства.

    Слайд № 2, 3

    Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого  педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям.

    Слайд № 4

    В процессе модернизации современного образования главным в обучении младших школьников считаю не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Одной из актуальных проблем, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей школьников.

    Слайд № 5

        Поэтому темой своей методической работы я выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников». Именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем. 

     Слайд № 6

    Творчество проявляется в поисках новых активных форм обучения, в умении учителя или ученика связать изучаемый  материал с жизнью. У учителей этот процесс характеризуется оригинальным и высокоэффективным решением педагогических, учебно-воспитательных задач, нешаблонностью мышления, умением грамотно излагать свои мысли, убеждать детей, находить слова, идущие от сердца.

    Целью своей педагогической деятельности ставлю необходимость научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя, своих близких и свою Родину.

    Слайд № 7

    Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

    Слайд № 8

    Считаю, что учитель должен придерживаться принципов, которые бы помогали ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

    Слайд №9 

    Личностно-ориентированная, а также другие современные образовательные технологии, используемые мной в работе, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

    Слайд №10 

          У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон творческих заданий широк.

       Различные творческие задания своим ученикам я предлагаю на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо.

    Слайд №11

       На уроках русского языка и литературного чтения, начиная  с первого года обучения в школе и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи,  создают иллюстрации.

       На уроках математики предлагаю задания, направленные на развитие логического мышления, умения творчески подходить к решению возникающих проблем

    Слайд № 12

       Развитие творческих способностей продолжается и на уроках окружающего мира. Предлагаю творческие задания.

       На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся.  На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.

    Слайд № 13

    Наша школьная жизнь очень разнообразна. Это экскурсии, праздники, викторины. А главное – это момент удивления и радости перед неизвестным в глазах детей. Сама я очень люблю различные виды творчества: петь, читать стихи, рукоделие, театральную деятельность. Являюсь классным руководителем 4-го класса и руководителем театральной студии «Школьная сказка».

    Фильм, фильм, фильм.

    Слайд № 14

       Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей даёт положительные результаты и позволяет сделать выводы:

    - возрастает интерес к изучаемым предметам;

    - повышается успеваемость;

    - речь детей обогащается новыми словами, расширяется словарный запас;

    - развиваются познавательные способности, наблюдательность, мышление,

       Воображение.

    Слайд № 15

       Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.

    Слайд № 16, 17

    Мне нравится открывать мальчишкам и девчонкам мир вокруг, учить дружить. Я радуюсь, что помогаю малышам, расти, вместе с родителями радуюсь успехам и переживаю неудачи. Моя задача – помочь каждому ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть и талант.  Мне нравится искать и пробовать, менять и творить. И в этом поиске ведущая роль моя, его первого учителя.

    Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

    Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

    Пройти по всей земле горящими ступнями,

    Все воспринять и снова воплотить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: В. Драгунский «...Бы».

                      Рассказ  «…Бы»  Виктора  Юзефовича  Драгунского относится  к...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Белов, «Малька провинилась»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Белов "Еще раз про Мальку""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Белов «Еще раз про Мальку».Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В.И.Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать в...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Бианки "Мышонок Пик""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображени...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась"" 2 часть

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображен...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Л. Дуров "Наша Жучка""

    Предмет: Литератиурное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Л. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством В.Л.Дурова и его театра зверей; познакомить с рассказом В.Л.Дурова «Наша Жучка»....

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. П. Астафьев "Капалуха""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу.Планируе...