Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..."
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
На уроке использованы такие структуры Сингапурского обучения, как: Конэрс, Классбилдинг, Раунд Тэйбл. Использование данных структур способствует развитию логического мышления, памяти, коммуникативных способностей учащихся младших классов. На уроке применены методы анализа, сравнения и частично-поисковые методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya_nekrasov.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс
Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением.
Задачи:
1. Обучающая:
а) познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»
б) обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста
2. Развивающая:
а) развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)
б) развивать и обогащать речь
3. Воспитательная:
а) воспитывать интерес к поэтической литературе
б) воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской природе
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, аудиозапись, карточки.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Вид урока: урок – исследование.
Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.
Методы: структуры Сингапурского обучения, исследовательские.
Формы обучения: фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.
Ход урока.
I. Приветствие. Создание ситуации успеха.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
II. Проверка домашнего чтения
Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка», ответы на вопросы.
III. Постановка учебной задачи
1. Подготовка к восприятию.
- Отгадайте загадку:
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес (мороз).
- Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный)
- Вам нравится морозная погода? Почему?
(бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).
Слайд №1.
- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.
- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И , конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.
- Назовите русских поэтов, которые писали о зиме (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин, А.А.Фет и др.)
КОНЭРС (распределение по разным углам в зависимости от выбранного ответа)
- Выберите карточку с фамилией известного поэта и вставайте в соответствующий угол. Образуйте пару. По моему сигналу в течение 10 секунд начинайте обсуждение: почему ты так думаешь? Первым начинает говорить ученик выше ростом.
Прослушивание ответов.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним русским поэтом, воспевавшим зиму.
IV. Решение учебной задачи
1. Сообщение учителя о Н.А.Некрасове. Слайд №2.
Н.А.Некрасов - великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
2. Сообщение темы урока.
- Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз - воевода»
3. Определение круга вопросов по тексту.
- Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?
Ответы детей:
- определим тему,
- исследуем содержание,
- представим главных героев,
- картины, нарисованные автором ,
- будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.
4. Работа с текстом стихотворения
Словарная работа. Слайды 4, 6
- Первичное восприятие текста.
а) целевая установка
- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания.
б) чтение отрывка учителем.
в) проверка восприятия
- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).
- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).
Физминутка. КЛАССБИЛДИНГ ( повторение вслед за лидером движений под музыку)
V. Формирование умений и навыков
- Определение темы и жанра произведения.
(жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме Это произведение о зимней природе)
- Вторичное чтение
Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Слайд 3.
Работа с первой строфой
а) целевая установка
- Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?
б) чтение хором
в) проверка восприятия
- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).
Как он его называет? (Мороз-воевода).
- Мороз-воевода, каким вы его себе представили?
(мощным, сильным, суровым).
- Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает
- с ветром, бушующим над бором,
- с шумом горных ручьёв
- Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).
г) Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения. Слайд №5.
Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.
Ну что, представили появление мороза? (ответы).
Работа со второй и третьей строфами
- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.
2-ю строфу читают дети под №2, 3- ю - №3
(чтение)
- Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?
Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.
Найдите и зачитайте повторы.
(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.
Каким настроением проникнуты эти строки?
(возвышенным, бодрым).
Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм
(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).
работа с четвёртой и пятой строфами
- Великолепен вид зимней природы.
- Ребята, а можно услышать мороз? (да)
- А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.
(чтение с пометами).
Услышали мороз? Что он делает?
- Зачитайте слова, которые подчеркнули
(идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).
- О чём говорят эти слова?
(Мороз показан как живой).
Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.
- Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?
(палицей)
- Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).
- Найдите в 1 строчке синонимы
(идёт – шагает).
- А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).
- Какие слова говорят о его внешнем виде?
(косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).
Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.
- Какую картину представили? (шествие мороза).
- Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).
- А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).
- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,
3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).
Не забываем о выразительном чтении (читают).
Работа с 6 - 9 строфами
- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.
- Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).
- Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,
- А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).
- Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.
- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).
Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.
А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)
VI. Закрепление.
1. РАУНД ТЭЙБЛ (выполнение письменной работы по кругу на одном листе бумаги)
- Командиры, возьмите лист со словом Мороз-воевода и напишите по кругу в группе по одному слову, которое характеризует главного героя стихотворения.
Проверка. Слайд №8.
- Тестирование (задания на карточках)
- Н.А.Некрасов – это великий русский
А) писатель
Б) поэт
В) баснописец
2. Жанр произведения «Не ветер бушует над бором…» -
А) стихотворение
Б) рассказ
В) басня
3. Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» -
А) осень
Б) лето
В) зима
4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» -
А) ветер
Б) Мороз-воевода
В) Дед Мороз
5. Мороз-воевода в произведения «Не ветер бушует над бором…» -
А) заботливый
Б) жадный
В) жалкий
3. Выразительное чтение отрывка детьми.
- А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).
VII. Подведение итогов
1. Рефлексия.
- Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.
- Тема произведения - …,
- Жанр произведения - …
- Главный герой - …
- Автор рассказывает о …,
- Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?
- Домашнее задание. Слайд №9
- Домашнее задание выберите по желанию:
- выполнить рисунок Мороза-воеводы
- сочинить о нём сказку
- прочитать отрывок выразительно
4. Выставление оценок.
Использованные источники.
- Учебник «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2005г., с.169-170, 220.
- С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006г., с. 105-106.
- М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985г., с. 35-41.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.
- Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976г., с.55, 57, 59, 61.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа
Алтайского района Алтайского края
Из опыта работы
учителя начальных классов
Зверевой Ларисы Владимировны
Слайд № 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри, гости!
Сегодня я хочу рассказать вам о своих секретах профессионального мастерства.
Слайд № 2, 3
Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям.
Слайд № 4
В процессе модернизации современного образования главным в обучении младших школьников считаю не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Одной из актуальных проблем, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей школьников.
Слайд № 5
Поэтому темой своей методической работы я выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников». Именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем.
Слайд № 6
Творчество проявляется в поисках новых активных форм обучения, в умении учителя или ученика связать изучаемый материал с жизнью. У учителей этот процесс характеризуется оригинальным и высокоэффективным решением педагогических, учебно-воспитательных задач, нешаблонностью мышления, умением грамотно излагать свои мысли, убеждать детей, находить слова, идущие от сердца.
Целью своей педагогической деятельности ставлю необходимость научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя, своих близких и свою Родину.
Слайд № 7
Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Слайд № 8
Считаю, что учитель должен придерживаться принципов, которые бы помогали ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Слайд №9
Личностно-ориентированная, а также другие современные образовательные технологии, используемые мной в работе, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
Слайд №10
У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон творческих заданий широк.
Различные творческие задания своим ученикам я предлагаю на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо.
Слайд №11
На уроках русского языка и литературного чтения, начиная с первого года обучения в школе и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации.
На уроках математики предлагаю задания, направленные на развитие логического мышления, умения творчески подходить к решению возникающих проблем
Слайд № 12
Развитие творческих способностей продолжается и на уроках окружающего мира. Предлагаю творческие задания.
На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся. На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.
Слайд № 13
Наша школьная жизнь очень разнообразна. Это экскурсии, праздники, викторины. А главное – это момент удивления и радости перед неизвестным в глазах детей. Сама я очень люблю различные виды творчества: петь, читать стихи, рукоделие, театральную деятельность. Являюсь классным руководителем 4-го класса и руководителем театральной студии «Школьная сказка».
Фильм, фильм, фильм.
Слайд № 14
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей даёт положительные результаты и позволяет сделать выводы:
- возрастает интерес к изучаемым предметам;
- повышается успеваемость;
- речь детей обогащается новыми словами, расширяется словарный запас;
- развиваются познавательные способности, наблюдательность, мышление,
Воображение.
Слайд № 15
Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.
Слайд № 16, 17
Мне нравится открывать мальчишкам и девчонкам мир вокруг, учить дружить. Я радуюсь, что помогаю малышам, расти, вместе с родителями радуюсь успехам и переживаю неудачи. Моя задача – помочь каждому ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть и талант. Мне нравится искать и пробовать, менять и творить. И в этом поиске ведущая роль моя, его первого учителя.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...
План- конспект урока литературного чтения (4 класс)
Тема: Как Христофор Колумб открыл Америку....
Конспект урока литературного чтения.1 класс.
Познакомить детей с произведениями Ю. Ермолаева «Лучший друг» и В. Орлова «Кто первый?»...
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
Этот урок является итоговым по теме: "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....
Урок литературного чтения 3 класс Н.А,Некрасов "Не ветер бушует над бором"
Урок по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....