Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов
рабочая программа по окружающему миру

Тугушева Альфия Юсуфовна

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_p_okr_mir.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Б    «Рассмотрено»                   «Согласовано»                     «Утверждено»

Руководитель МО                Заместитель                        Руководитель МОУ

_____/____________/        руководителя по  УВР                «СОШ с. Тепловка»

              ФИО                МОУ «СОШ                _____/_________________/

Протокол № ___ от        с. Тепловка»                                          ФИО

«__» ____________        ___/_______________/        Приказ № ______________от

             20___г.                        ФИО                         «___»___________________

                                «___»______________                                20___г.

                                             20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                   ДЛЯ УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                    ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

                                                             (1-4 классы)

                         

                

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___  от

«___» _________ 20___ г.

        

                                         2017—2018 учебный год

        

Содержание:

1.Планируемые предметные результаты…………………………………….6

2.Содержание тем учебного курса……………………………………………..8

3.Календарно-тематическое планирование………………………………...15

4.Приложение. ……….…………………………………………………………19

     

  Рабочая программа разработана на основе  авторской программы по окружающему миру  1-4 классы  Н.Ф.  Виноградовой,  Г.С.  Калиновой «Окружающий мир».   Москва.  «Вентана-Граф», 2012 год.

Программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. В первом классе отводится 66 часов при проведении в неделю 2 часов. Во 2 классе программа рассчитана на 2 час в неделю, 33 недели (66 часов в год).  В 3 - 4 классах прохождение предмета рассчитано на 2 часа в неделю, 34 недель (68 часов в год).

                     1. Планируемые предметные результаты

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную дея-тельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); 

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

                            2.Содержание тем учебного курса

Содержание учебного предмета, курса

Формы работы

Характеристика деятельности обучающихся

1 класс(66 ч)

Введение. Этот удивительный мир (1 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Мы — школьники (3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Определять время по часам с точностью до часа.

 Описывать назначение различных школьных помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Родная природа(12 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения.

Семья(2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Труд людей(3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и др.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта..

Наша страна — Россия.

Родной край(7 Ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …». Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Твоё здоровье(3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Я и другие люди(3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

2 класс (34 ч.)

Введение. Что окружает человека.(1 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой.(7 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Описывать кратко особенности разных органов чувств.  Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Кто живёт рядом с тобой(3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

Россия — твоя Родина(6 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их..

Мы — жители Земли(4 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества(11 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса(с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса.

. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек(2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.

Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе.

Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

3 класс (34 ч.)

Земля — наш общий дом(1 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё.

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет).

Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.

Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха).

Человек изучает Землю(3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты.

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте.

Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Царства природы. Бактерии.

Грибы.

Растения.

Животные(12 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Объяснять отличия грибов от растений.

Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе.

Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать животное как организм.

Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.

ы причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Наша Родина: от Руси до России(4 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи.

Узнавать символы царской власти.  

Знать имя президента современной России.  

Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.  

Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

\ Как люди жили в старину(6 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос: «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян.  

Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Как трудились в старину(8 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их.  

Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

4 класс (34 ч.)        

Человек — живое существо (организм)(8 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Объяснять особую роль нервной системы в организме.

Твоё здоровье (6 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Человек — часть природы (2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребёнка.

Человек среди людей (2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Родная страна:  от края до края (5 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников.

Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Человек — творец культурных ценностей (6 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Человек — защитник своего Отечества (2 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Гражданин и государство (3 ч.)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Характеризовать права и обязанности гражданина России.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

3.Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» 1 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Учебник страницы

План

Факт

1

 Этот  удивительный мир

1

3.9

Уч.с.4-5

Рт с.4-5

2

Давай познакомимся

1

5.9

Уч.с.6-7

Рт с.6

3

Мы - школьники

1

10.9

Уч.с.8-14

Рт с.7-8

4

Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в парк.

1

12.9

Уч.с.15-17

Рт с.9-10

5

Что нам осень подарила

1

17.9

Уч.с.18-20

Рт с.11

6

Грибная пора

1

19.9

Уч.с.21-22

Рт с.12

7

Семья.

1

24.9

Уч.с.23-25

Рт с.13-14

8

Любимые занятия

1

26.9

Уч.с.26-30

Рт с.15-16

9

Как из зерна получилась булка?

1

1.10

Уч.с.31-32

Рт с.17

10

Человек и домашние животные

1

3.10

Уч.с.33-34

Рт с.18-19

11

Октябрь уж наступил. Птицы осенью. Экскурсия в парк.

1

8.10

Уч.с.35-39

Рт с.20

12

Явления природы

1

10.10

Уч.с.40-43

Рт с.21

13

Где ты живешь?

1

15.10

Уч.с.44-45

Рт с.22

14

Правила поведения на дороге

1

17.10

Уч.с.46-49

Рт с.23

15

Ты и вещи.

1

22.10

Уч.с.50-53

Рт с.24

16

Кто работает ночью?

1

24.10

Уч.с.54-55

Рт с.-

17

  Твои помощники - органы чувств

1

29.10

Уч.с.56-58

Рт с.25

18

Правила гигиены

1

31.10

Уч.с.59-60

Рт с.-

19

О режиме дня

1

12.11

Уч.с.61-62

Рт с.26-27

20

Урок в спортивном зале

1

14.11

Уч.с.63-65

Рт с.-

21

Ноябрь – зиме родной брат  Экскурсия в парк.

1

19.11

Уч.с.-

Рт с.-

22

Ноябрь – зиме родной брат

1

21.11

Уч.с.66-67

Рт с.28

23

Дикие и домашние животные

1

26.11

Уч.с.-

Рт с.-

24

Звери – млекопитающие

1

28.11

Уч.с.68-71

Рт с.29-30

25

Что мы знаем о птицах

1

3.12

Уч.с.72-76

Рт с.-

26

Родной край

1

5.12

Уч.с.77-79

Рт с.31

27

Дом, в котором ты живёшь

1

10.12

Уч.с.80-83

Рт с.32

28

Зачем люди трудятся? (экскурсия в библиотеку)

1

12.12

Уч.с.-

Рт с.-

29

Зачем люди трудятся?

1

17.12

Уч.с.84-86

Рт с.33

30

В декабре, в декабре…

Экскурсия в парк.

1

19.12

Уч.с.87-89

Рт с.34-36

31

Какой бывает вода?

1

24.12

Уч.с.87-89

Рт с.34-36

32

О дружбе

1

26.12

Уч.с.90-91

Рт с.37-38

33

Идём в гости

1

9.1

Уч.с.92

Рт с.39

34

С Новым годом

1

14.1

Уч.с.93

Рт с.39-40

35

Январь – году начало, зиме – середина (экскурсия)

1

16.1

Уч.с.-

Рт с.-

36

Январь – году начало, зиме – середина

1

21.1

Уч.с.4-6

Рт с.41-42

37

Хвойные деревья

1

23.1

Уч.с.7-8

Рт с.43

38

Жизнь птиц

1

28.1

Уч.с.9-12

Рт с.-

39

Жизнь птиц

1

30.1

Уч.с.-

Рт с.44-45

40

Наша страна - Россия

1

4.2

Уч.с.-

Рт с.- 46-47

41

Наша страна - Россия

1

6.2

Уч.с.-

Рт с.13-17

42

Богата природа России

1

11.2

Уч.с.18-21

Рт с.48-49

43

Богата природа России

1

13.2

Уч.с.22-24

Рт с.50-51

44

Мы - россияне

1

25.2

Уч.с.25-29

Рт с.52-55

45

Февраль месяц метелей и вьюг

1

27.2

Уч.с.30-31

Рт с.56-57

46

Звери - млекопитающие

1

4.3

Уч.с.32-33

Рт с.-

47

Звери - млекопитающие

1

6.3

Уч.с.34-35

Рт с.58

48

Наш уголок природы

1

11.3

Уч.с.36-39

Рт с.59

49

Наш уголок природы

1

13.3

Уч.с.40-42

Рт с.60-61

50

Мы – граждане России

1

18.3

Уч.с.43-48

Рт с. 62-63

51

Правила поведения

1

20.3

 

Уч.с.49-51

Рт с.-

52

23 февраля – День защитника Отечества

1

1.4

Уч.с.52

Рт с.-

53

8 марта – праздник всех женщин

1

3.4

Уч.с.53-54

Рт с.64

54

Март – капельник (экскурсия)

1

8.4

Уч.с.-

Рт с.-

55

 Птицы и звери весной

1

10.4

Уч.с.55-60

Рт с.65-66

56

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

15.4

Уч.с.61-62

Рт с.67

57

Здоровая пища. Какое бывает настроение.

1

17.4

Уч.с.63-65

Рт с.68-70

58

Апрель – водолей (экскурсия на водоем)

1

22.4

Уч.с.-

Рт с.-

59

Жизнь насекомых весной

24.4

Уч.с.66-71

Рт с.71-73

60

Весенние работы. Кто работает на транспорте Экскурсия в парк.

1

29.4

Уч.с.72-77

Рт с.74-75

61

День космонавтики

1

6.5

Уч.с.78-79

Рт с.-

62

Май весну завершает Экскурсия в парк.

1

8.5

Уч.с.80-82

Рт с.76-79

63

Жизнь земноводных весной

1

13.5

Уч.с.83-84

Рт с.80-81

64

Животное – живое существо

1

15.5

Уч.с.85-87

Рт с.82-87

65

Природе нужны все!

1

20.5

Уч.с.87-90

Рт с.88

66

Ты - пешеход

1

22.5

Уч.с.91-93

Рт с.89

                                            4.Приложение

Лист

                                              корректировки рабочей программы

(альбомный формат)

Класс

Название

Дата

Причина

Корректирующие

Дата

раздела,

проведения

корректировки

мероприятия

проведения

темы

по плану

по факту

 Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Нормативная документация

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 192с. – (Начальная школа XXI века).

Учебно –методический комплект

1. Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. –    М.: Вентана – Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...