Открытый урок «Зерновые культуры»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тема: Зерновые культуры

Цели:

  • Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с Зерновыми культурами, формировать навыки анализа лирического текста;
  • Воспитательные: воспитывать чувство любви к растениям; воспитывать чувство любви к природе.
  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся;расширить лексический запас;развивать умение работать в группе, индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zernovye_kultury.docx266.51 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Диретор школы № 233

Алмазарского района

_______ Кабулова У.К.

Открытый урок

по Природоведению

«Зерновые культуры».C:\Users\Исабекова\Pictures\vegetatsiya.jpg

Учитель: Исабекова М.Р.

Ташкент – 2021 г.

Тема: Зерновые культуры

Цели:

  • Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с Зерновыми культурами, формировать навыки анализа лирического текста;
  • Воспитательные: воспитывать чувство любви к растениям; воспитывать чувство любви к природе.
  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся;расширить лексический запас;развивать умение работать в группе, индивидуально.

Вид урока: развивающий

 Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: демонстрационный, презентация, работа с книгой, учебный мозговой шторм, вопросно – ответная беседа по содержанию.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, в группах, коллективные.

Оборудование:  плакаты, книга, таблицы с изображением зерновых культур

Ход урока

I. Организационный момент.

Активизация внимания учащихся. Сообщение темы, целей, задач урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

Опрос по пройденному материалу.

  1. Из каких частей состоит растение хлопчатника?
  2. Как производится уход за хлопчатником?
  3. Как убирают урожай хлопка?
  4. Какие продукты производят из хлопка?

Ответы учащихся

III. Объяснение нового материала:

1) Введение в тему

Сегодня на уроке мы познакомимся с зерновыми культурами. Выращивание зерновых культур стало основным занятием еще задолго до нашей эры.  Сначала люди просто употребляли зерно в пищу, а с появлением животноводчества, зерновые стали использовать для откорма птицы и животных.

Зерновые культуры – основа жизни как человека, так и животных. Все, что мы употребляем каждый день в пищу – хлеб, сладости, каши, супы готовится с применением тех или иных зерновых и зернобобовых.

2) Подготовка к восприятию темы

Составление кластера

Что вы знаете о зерновых  культурах?

  • пшеница;  ячмень;  овес;   рожь;   рис;   горох;   фасоль;   гречиха;
  • кукуруза;  

3) Первичное знакомство с текстом

  1. Какие зерновые культуры вы знаете?
  2. Что производят из пшеницы?

Проводится беседа и по другим зерновым культурам. На эти вопросы отвечают несколько учащихся, остальные их дополняют.

        Учитель подробно рассказывает об общих свойствах зерновых культур, о видах зерновых культур, о частях растений пшеницы, риса и кукурузы, их возделывании, использовании урожая. Следует подчеркнуть, что существуют твердые и мягкие сорта пшеницы. Мягкие сорта пшеницы высевают осенью, а твердые – весной. Помимо этого, сообщаются сведения о других зерновых культурах – ячмене, овсе, маше, горохе, фасоли. Практические работы по этой теме продолжаются несколько недель. На этом уроке учащиеся заворачивают в марлю семена пшеницы, риса, кукурузы, ячменя, овса, гороха, маша, фасоли и помещают их в банку с водой. При этом учащиеся должны следить за тем, чтобы семена всегда касались воды и чтобы вода в банке не уменьшалась. Другие пункты практической работы выполняются на следующих уроках.

https://ptzgovorit.ru/sites/default/files/styles/700x100_proc/public/enziclop/zernovie.jpg?itok=hy9pZjvy

4) Анализ текста

А) Самостоятельное чтение текста в учебнике

Б) ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ, СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ

Каждый  представитель зерновых злаков имеет свои особенности по составу, цвету, форме и вкусу. В процессе поедания каши человек всегда может отличить пшеницу от гороха или гречиху от риса.

Но, не смотря на такую большую разницу во вкусе и форме, зерновые культуры имеют очень схожий химический состав:

  • белки: 10-16%;
  • углеводы: 55-70%;
  • жиры: 1,5-4,5% (в кукурузе и овсе содержание жиров достигает 6%);
  • так же зерновые и зернобобовые культуры содержат большое количество витаминов групп А, В, С и Д.

Количество содержания всех ферментов может меняться в большую или меньшую сторону в зависимости от: состав почвы, внесение удобрений, климатические и погодные условия и, разумеется, вид и сорт культуры.

Главная особенность всех зерновых и бобовых культур – высокие показатели лежкости. Высыхание плодов происходит непосредственно на стебле. После уборки и молочения зерно досушивают в специальных хранилищах. Сухой урожай может храниться не один год, не зависимо от того, происходит ли хранение целых, или перемолотых зерен.

В) СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Все зернобобовые и зерновые культуры имеют схожее строение. Они состоят из:

  • корня;
  • стебля;
  • листьев;
  • соцветий;
  • плодов.

По внешнему виду все зерновые можно разделить на две подгруппы: вьющиеся и прямые. К вьющимся относятся зернобобовые культуры, к прямым – зерновые. Так же у этих подгрупп сильно отличается формирование плода: бобовые дают плоды в виде стручков, зерновые, в основном, в виде колосьев (исключением является кукуруза, которая формирует кочан).

Все растения группы зерновых имеют мычковатую корневую систему. Большинство корней формируются и развиваются в верхнем пахотном слое земли. Некоторые корешки могут уходить в глубь, но не больше, чем на 25 см.
5) ВЫРАЩИВАНИЕ ЗЕРНОВЫХ И ЗЕРНОБОБОВЫХ КУЛЬТУР

Не смотря на некоторые различия в строении этих культур, общий алгоритм их возделывания, позволяющий получить высокую урожайность зерновых культур,  абсолютно одинаков. Этот процесс включает в себя следующие этапы:

Вегетация некоторых зерновых

  1. Подготовка почвы (вспашка, культивация, внесение гербицидов и т.д.)
  2. Предпосевное внесение удобрений.
  3. Протравливание семян зерновых культур.
  4. Посев зерновых и зернобобовых культур.
  5. Уход за посевами зерновых культур.
  6. Сбор урожая.
  7. Сушка и хранение.

IV. Обобщение.

Он сыплет в мельницу зерно. 
Ты назови скорей его.
     (Мельник.)

Матушкой-весной

В платье цветном,

Матушкой-зимой

В саване одном. (поле)

Загадаю загадку,

Закину на грядку,

А время пройдёт,

Калачом взойдёт  (зерно)

Для закрепления нового материала учащимся предлагаются следующие вопросы.

  1. Каким общим свойством обладают зерновые культуры? (их корни состоят из множества тоненьких корешков).
  2. Какие продукты производят из пшеницы?
  3. Как выращивается рис?
  4. Что производят из кукурузы?
  5. Как называют зерновые культуры? (Зерно).

        Ответы учащихся дополняются учителем.

V. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

VI.  Домашнее задание. Когнитивная компетенция.

Объяснение заданий для домашней работы.         Прочитать в учебнике текст темы, ответить на вопросы, приведенные в конце темы, выполнить задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зерновые культуры. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Зерновые культуры". УМК "Школа России". 3 класс...

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Открытый урок физической культуры в 4 г классе.

Тема:  Совершенствование навыков передачи мяча сверху двумя руками.Цель: Повышение уровня технической подготовленности  учащихся при овладении техникой передачи мяча двумя руками сверху.Зада...

Конспект открытого урока физической культуры

Конспект открытого урока физической культуры в 4"Б" классе....

Открытый урок физической культуры. Гимнастика

Обучение гимнастическим элементам в начальной школе...

Открытый урок православной культуры в 4 классе. Тема. Заповеди Блаженств

                                         Тема. Заповеди блаженствЦели урока: познакомить...

Открытый урок физической культуры в 3 классе

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по физической культуре на тему "Упражнения в парах. Ведение мяча в футболе. Обводка, удары. Передачи в круге. Остановка мяча. Игра Мини-футбол&quo...