Главные вкладки

    Открытый урок православной культуры в 4 классе. Тема. Заповеди Блаженств
    план-конспект урока (4 класс)

    Гиенко Виктория Леонидовна

                                               Тема. Заповеди блаженств

    Цели урока: познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства, организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая и привлекательность основ христианского сознания и этики.

    Задачи:

    a) обучающие: объяснить смысл Заповедей;

    b) воспитательные: воспитывать должное поведение христианина, христианское мировоззрение, знакомство с христианской истиной, пониманием основных нравственных истин;

    c) развивающие: развивать внимание при слушании рассказов, мышления.

     Оборудование:

    Библия, доска, карточки с цитатами из Священного писания, написанные яркими карандашами, икона Заповедей Блаженств, фото места Нагорной проповеди сегодня

    Ключевые понятия: кротость, милость, зависть, чистота сердца

                                                           Ход урока

    І. Приветствие гостей

    ІІ. Психологический настрой

                          1. Демонстрация опыта.

                -Вот этот чайный пакетик ни за что не взлетит вверх, пока в нем находятся чаинки. Сравним этот пакетик чая с нашей душой. Она тяжелая, ленивая, пока не очистится постом (высыпаем один мешочек с чаинками) и исповедью (высыпаем другой мешочек с чаинками). Во время поста – очищается желудок, кровь. Во время исповеди – очищается душа. Важно сказать батюшке, то есть священнику, о всех своих грехах. Но и сейчас еще не летит наша душа. Раскрываем «рубашку» души, ничего не оставляем «за пазухой», все долги свои возвращаем, всех прощаем от всей души.

                И приходим в храм на молитву, на Причащение.  А молитва должна быть пламенной, искренней, огненной (учитель поджигает чайный пустой пакетик). Смотрите, как душа сразу вверх поднялась. Теперь ей легко.

     

    Видео. Иисус Христос

                А черный пепел, который остался, – как нераскаянные наши грехи, забытые, которые прощаются через таинство Соборования.

                 2. Чтение молитвы.

    (перед чтением зажигаем свечи, на экране образ Христа)

    -Протяните руку Господу нашему и попросите Его о помощи.

     

    ІІІ. Выявление восприятия, мотивация

    Размышляем сами

    -Наш сегодняшний разговор о счастье. На прошлом уроке я попросила вас поразмышлять, что такое счастье и свои мнения написать на карточках. Давайте составим кластер.

                                           

     

     

     

    - Скажите, при каких условиях может быть несчастлив даже миллионер?

    Возможные ответы:

    • Болезнь
    • Одиночество
    • Потеря близкого человека
    • Угрызения совести
    • Предательство и т.д

    ІV. Сообщение темы и цели урока.

     

    Слайд №1

    Слайд №3

    Слайд №2

     

     

     

     

    V.  Работа по теме урока.

     

    1. Вступительное слово учителя.

     

     - Скажите, ребята, как вы понимаете слово заповедь?

    Действительно, это – учение, наказ, договор, закон.

    Давайте поговорим о законах, которым подчиняется наша жизнь. Существуют законы физики, математики, их нарушить невозможно. Трижды три будет девять. Сумма углов треугольника равна 180о. А тело, которое мы поднимем над землей и отпустим его, по закону физики упадет вниз. Есть законы государства, нарушение которых ничем хорошим не оборачивается, такой человек, как правило, оказывается в тюрьме. Нарушение водителями или пешеходами правил дорожного движения чревато несчастными случаями. Точно такие же законы существуют и в духовной, нравственной жизни. Это заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад. Они помогают нам избежать несчастий не только в земной жизни, но и сохраняют от погибели в жизни вечной.

    - Ребята, а как вы понимаете слово блаженство?

    Действительно, это что-то в высшей степени радостное, счастливое, прекрасное.

    Но интересно, что в Евангелии (демонстрировать книгу) вы не найдете слова счастье. Наоборот, Господь говорит, что надо взять свой крест и безропотно его нести. И вот ведь удивительно: можно быть больным, бедным, переживать какие-то скорби, но при этом испытывать блаженство, радость. И наоборот, можно быть богатым, здоровым и глубоко несчастным человеком. В чем же здесь секрет?

    А секрет заключается в том, что христианство является религией любви – к Богу и людям (в том числе к врагам). И тот, кто достиг этой любви, будет рад отдать для любимого и какие-то свои вещи, и имущество, и время, и внимание, и даже жизнь. Но любовь – высшая добродетель, а Заповеди блаженства как раз и помогают нам как по ступенькам добраться на вершину христианской нравственности, уподобиться Богу и соединиться с Ним.

    1. Введение в тему.

     

    Слайд №4

    - Вспомните, о каком еврейском законе я вам говорила, кто имеет право учить других, т.е. проповедовать, с какого возраста? (Только мужчины с 30-ти лет). Верно. Христос выполнил это требование. Он дождался исполнения 30-ти лет, а потом уединился в пустыне без людей, без еды, чтобы подготовиться к новому служению – проповеданию и чудотворению, чтобы в тишине и спокойствии помолиться Богу-Отцу.   Этот момент Его жизни изобразил на картине «Христос в пустыне» русский художник Крамской.

     

     

     

    - И вот  на холме близ Капернаума в Галилее наш Спаситель Иисус Христос произнес проповедь, которая стала известна всему миру как Нагорная.

     

    Слайд №5

     

     

     

     

     

    Прозвучавшие в ней девять Заповедей блаженства – своего рода свод христианских нравственных ценностей. Это христианские заповеди, исполняя которые человек может обрести счастье.

    - Давайте послушаем заповеди блаженств.

    1. Видео-запись.
    2. КОММЕНТИРОВАНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ.

    - А теперь попробуем разобраться в сущности этих заповедей и построим пирамиду, которая приблизит нас к духовному общению.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ( идёт презентация с комментированием)

     

    Слайды №№6- 14

     

     

     

     

    1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

    Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки. «Я полагаю, – пишет святитель Григорий Нисский, – что нищета духовная есть смирение». Порой смирение ложно отождествляют со слабостью, забитостью. Это далеко не так. Смирение – это внутренняя сила, когда в центре вселенной оказывается не собственное «я», а Бог или другой человек. Смирение помогает человеку увидеть и побороть в себе недостатки и страсти. Все мы иногда (или часто) поступаем плохо. И Господь повелел нам прощать друг друга – тогда и нас Он простит. Поэтому нищие духом не хвалятся и не гордятся ни перед кем, а обиды охотно прощают.

    • Не стоит плакать из-за плохих оценок, обвиняя учителя в «несправедливости». Лучше просто выучить урок и ответить в следующий раз хорошо.

    • Не нужно хвастаться отличными отметками или нарядами – это дары от Бога или родителей. Дети сами по себе к этому имеют лишь косвенное отношение.

    • Лучше отказаться от дорогих подарков в свой день рождения, зная, что они слишком трудно даются семье. Не требовать от родителей новое платье или компьютер, а купить на эти деньги что-то маме или бабушке, которые всегда себе во всем отказывают.

    Как еще должен поступать нищий духом человек? (Ребята выдвигают свои версии.)

    А как внешне выглядит нищий духом человек, как вы думаете?

    Действительно, он скромен, неприхотлив, как Настенька в сказке «Морозко», ни на что не жалуется, никого не осуждает и не обвиняет.

    2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

    Это не те, кто плачет по пустякам и из-за капризов. Речь идет, например, о плаче из сострадания – к другим людям. Или же о таком плаче, когда мы сожалеем о своих грехах, плохих поступках и оплакиваем их, стараясь исправляться. Тогда этот плач может привести к блаженству.

    «Блаженны плачущие» означает, что страдание – это реальность нашего мира. Жизни без страдания не бывает.

    Вспомните героев сказок Ганса Христиана Андерсена. Все они страдали и плакали, как, впрочем, и сам писатель. Его сказка «Гадкий утенок» в некоторой степени автобиографична – писатель был довольно некрасив внешне. Но при этом герои внутренне возрастали, преодолевая обрушившиеся на них трудности и испытания.

    Горячие слезы любящей Герды упали на грудь заколдованного Кая и растопили лед в его сердце. Принцесса Элиза из сказки «Дикие лебеди» по совету феи Фата-Морганы взяла на себя обет безмолвия ради спасения братьев. Обжигая руки, она день и ночь плела рубашки из крапивы для принцев. Это видел младший из братьев и плакал от жалости к сестре. «Слезы его капали ей на руки, и там, куда падали слезинки, исчезали жгучие волдыри, утихала боль».

    Однако страдание способно не только очистить и возвысить человека, удесятерить его внутренние силы, но и озлобить, загнать в угол, заставить замкнуться в себе. Такой человек может стать даже опасным для других людей. Апостол Павел об этом сказал так: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

    Христианское отношение к страданию предполагает восприятие постигших нас бедствий как волю Божию, как некое испытание. Осознавая свои невзгоды как испытание, через которое проводит нас Бог ради нашего же спасения и очищения, мы неизбежно задумываемся над тем, почему именно нас посетила беда и в чем наша вина. И если страданию сопутствуют внутренняя работа и честный самоанализ, то нахлынувшие слезы покаяния даруют человеку утешение, блаженство и духовный рост.
    3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

    Кроткие люди терпеливо переносят несчастья, не сердятся, не ссорятся. Охотно уступают товарищу в игре, с радостью берутся за работу, слушаются родителей и старших. Таким людям Бог обещает Царство Небесное. Он говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал.

    4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

    О том, что человек солгал, рано или поздно станет известно. Все вы помните рассказ «Тайное становится явным» про выброшенную за окно манную кашу – из серии «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. На самом деле это – евангельская истина. Невозможно ничего утаить от Бога, который знает не только о наших поступках, но и о мыслях и намерениях.

    Священное Писание определенно свидетельствует о природе диавола: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи»

    И всякий раз, когда мы умножаем ложь, говорим неправду или совершаем дела неправедные, то расширяем владения диавола, на него работаем и его укрепляем. Другими словами, не может человек быть счастливым, живя во лжи. Ибо не диавол источник счастья, зло и счастье несовместимы.

    5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

    Милостивые люди, имеющие доброе сердце, сострадательные ко всем, готовы помочь нуждающимся, чем только могут. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.
    6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

    Чистые сердцем – это люди, которые не только избегают дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, то есть хранят ее от дурных мыслей и желаний. Грязь в сердце – это зависть, желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

    Чистота сердца – это свобода от упомянутых грязных пятен. Чистое сердце радуется жизни и людям. Чистое сердце не злопамятно, оно не ведет учет: кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Во всех людях и в природе он видит Бога и радуется.

    Речь в этой заповеди идет также о богопознании. Бог не открывается нечистому сердцу. Это означает, что человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду и прилагающему грех ко греху, сеющему зло и совершающему беззаконие, – никогда не будет дано принять в окаменевшее сердце свое Всеблагого Бога. «В злохудожную душу не входит премудрость. Она не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1:4).

    Один человек вдруг стал думать, что Бога нет. Во сне к нему пришёл святой и спросил: «Вспомни, когда ты решил, что это так?» Человек задумался и вспомнил, как когда-то еще маленьким мальчиком с радостью посещал церковь и мать каждый раз давала ему медную монетку, которую он жертвовал слепому нищему. Но однажды мальчик решил оставить эту монету себе. А в другой раз усугубил свой грех – незаметно взял монетку у слепого. С тех пор началось его отхождение от Церкви и от веры, которое закончилось безбожием.

    После слезной исповеди и покаяния этот человек вновь обрел Бога.
    7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся.
    Миротворцы – это люди, которые не любят ссор, сами стараются жить мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом.

    Давайте обсудим:

    Как ведут себя миротворцы? Любят ли они спорить, командовать? Или, наоборот, стараются уступить, услужить? Как вы думаете?

    8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

    Мы уже рассматривали заповедь, обращенную к тем, кто готов жить по правде: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

    Господь здесь говорит о награде людям, взыскующим правды: они обретут то, к чему стремится их душа. А в заповеди об изгнанных за правду Он предупреждает нас об опасностях, подстерегающих человека на этом пути. Жизнь по правде – труд и испытание, сопряженные с риском, потому что в мире, где мы живем, слишком много лжи.

    Многие учителя, ученые, воспитатели, конструкторы, инженеры, рабочие живут по правде, получая маленькую зарплату. Великим утешением и опорой для них является памятование о том, что человек, живущий по правде, в конечном счете всегда побеждает. Это убеждение живет в мудрости нашего народа: «делай не ложью – все выйдет по-Божьи», «все минется, одна правда останется», «не в силе Бог, а в правде». Правда торжествует всегда. И если не в этой жизни, то в жизни вечной человек, живший по правде, увидит ее торжество. Поэтому и говорит Господь: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

    9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

    Эта последняя Заповедь блаженства звучит особенно драматично. Она о тех, кто принимает мученический венец за исповедание Христа Спасителя.

    Ныне ежедневно Святая Церковь воспоминает по нескольку мучеников, страстотерпцев и исповедников, которые засвидетельствовали верность Христу своей жизнью и смертью, и имена которых навеки запечатлены на скрижалях.

    Имена Вера, Надежда, Любовь и София носят многие женщины России. Святая мученица София родилась в Италии, была вдовою и имела трех дочерей: 12-летнюю Веру, 10-летнюю Надежду и 9-летнюю Любовь. Все они веровали во Христа и открыто несли Его слово людям. Некто по имени Антиох, правитель той провинции, где они жили, донес римскому императору об этой христианской семье. Их вызвали в Рим, где подвергли допросу, а затем и истязаниям. Существуют свидетельства о чудовищных пытках, которые довелось претерпеть этим маленьким девочкам и их матери Софии.  Но они не предали  своей веры во Христа.

     

    VІ. Физпауза

    VІІ. Обобщение по теме.

    1. Слово учителя

     

     

    - Если это действительно заповеди блаженства, то составляющими счастья являются:

     

                 

     

    • нищета духа,
    • плач (скорбь) о своих грехах,
    • кротость,
    • искание Божией правды,
    • милостливость,
    • чистота сердца, позволяющая стать ближе к Богу,
    • миротворчество, то есть способность сохранять мир в себе и вокруг себя,
    • смиренное терпение поношений и гонений.

    ВЫВОД:

    -А теперь сравним два кластера. Ваше понимание счастья и блаженство по- христиански отличаются?

    - Есть ли у кого-то частичные совпадения?        

      - Кто способен так воспринимать счастье?

    Ответ может быть только такой – тот, кто любит Бога.

    2.Слушание стихотворения.

    Узрев народ, учитель сел

    На холм возвышенный средь поля;

    По манию его руки

    К нему сошлись ученики,

    И он отверз уста глаголя...

    Не передать словам людей

    Его божественных речей:

    Нема пред ними речь людская...

    Но весь народ, ему внимая,

    Познал и благ земных тщету,

    Познал и мира суету,

    Познал и духа совершенство,

    Познал, что истое блаженство

    Себе наследует лишь тот,

    Кто духом нищ, кто слезы льет,

    Кто правды алчет, правды жаждет,

    Кто кроток был и незлобив,

    Кто сердцем чист, миролюбив,

    Кто от людей невинно страждет,

    Кого поносят в клеветах

    И злобным словом оскорбляют,

    Кого за правду изгоняют -

    Им будет мзда на небесах!..

     

    VІІІ. Закрепление изученного.

     

    1. Самостоятельная работа по карточкам.

    Задание 1. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Заповеди блаженства – золотая цепь добродетелей». Как ты понимаешь это высказывание. Попробуй сам составить такую «золотую цепь».

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 2. Пятая заповедь говорит нам: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Милостивые – это те люди, которые проявляют милость, сострадание к другим людям. А ты помогаешь своим близким, родным, друзьям или просто прохожим на улице? Если да, то напиши как.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Работа в паре

     Задание: -Определите качества личности, о которых говорит Спаситель (каждый ребенок (один или в паре с соседом) получает свою карточку с каким-либо нравственным качеством личности) и отметьте, каким человеком надо быть, чтобы быть «блаженным» (счастливым) и получить награду от Христа? Соотнести качества личности с заповедями Христа.

    Блаженны:

    Каким надо быть человеком

    Нищии духом

    Смиренным, не гордым

    Плачущии

    Кающимся, сочувствующим

    Кротции

    Терпеливым, безропотным, не гневливым

    Жаждущии правды

    Упорным, честным

    Милостивии

    Щедрым, добрым, милосердным

    Чистии сердцем

    Совестливым, открытым, наивным

    Миротворцы

    Порядочным, миролюбивым

    Изгнанные за правду

    Мужественным, смелым

    Страдающие за Христа

    Верующим, стойким

    3.Групповая работа

    Представьте, что у нас в школе открывается детский клуб «Миротворец». Придумайте и запишите 5 основных законов, которым обязательно должны следовать члены этого клуба.

    Запись законов на скрижали

     

     

    4.СЛУШАЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ

    Блаженны те, кто сердце чистым и непорочным сбережёт.

    Их продвиженье будет быстрым – таких Господь особо ждёт…

    Блаженны будут миротворцы – со всеми в мире и в ладу.

    Они – согласия поборцы, они у Бога на виду…

    Блаженны мученики Божьи – те, что терпели за Христа.

    Их гнали прочь по бездорожью подальше, в жуткие места.

    Они терпели поношенье, злословье, беды, клевету

    И смерть саму, и униженье, но сохранили чистоту…

    Блаженны нищие духовно, их Царство ждёт на Небесах.

    Смиреньем – жертвою бескровной, в день Судный лягут на весах…

    Блаженны те, кто горько плачет о всех содеянных грехах.

    Скорбят они, и это значит – утешит их Господь в веках…

    Блаженны люди с кротким нравом, они исполнены любви.

    Наслéдят землю, станут справа и будут с Господом они…

    Блаженны алчущие правды и те, кто жаждет её знать.

    Их удостоит Бог награды – не будут жаждать и алкать…

    И милосердные блаженны, в них состраданья океан.

    Ко всем добры они, душевны – целители сердечных ран.

    Господь таких судить не будет, он их помилует, простит.

    За милосердье Он не судит, а только лишь благословит.

    1. Слушаем видео-запись.

    - А теперь пусть наша душа насладиться песнопением «Заповедей блаженств»

    ІX. Рефлексия.

    -Возьмите свои оценочные листы, найдите нашу тему и  оцените себя.

     X. Подведение итогов урока.

    – Для чего же были даны людям Заповеди блаженства?
    – Какой человек счастливый с точки зрения православия?
    – Сложно ли исполнять Заповеди блаженства?
    – Ребята, а вы можете себя назвать счастливыми, блаженными с этой точки зрения?
    – Что надо сделать, чтобы быть счастливыми?
    – Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по заповедям?
    – Что для этого нужно сделать?

     

    Слайд №15

     

     

     

     

     Вспомните о золотом правиле этики: поступать с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

    Ребята, всегда старайтесь помнить о Заповедях блаженства. Будьте добрыми, любите и слушайтесь родителей, почитайте старших, никого не обманывайте, не обижайте, не воруйте, не ленитесь, не бранитесь, будьте со всеми ласковыми, говорите правду.

    Желаю вам всегда идти дорогою добра.

     

    Звучит запись песни «Идти дорогою добра»

     

    XІ. Оценка деятельности детей.

    -Молодцы. В подарок о сегодняшнем уроке все гости и вы, ребята, получите открытки с Заповедями Блаженства на церковнославянском языке. Всегда помните о них.

    (дети помогают раздать открытки  гостям)

    XІІ. Домашнее задание.

    Расскажите дома о том, что вы узнали сегодня, своим родным.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zapovedi_blazhenstva_dlya_detey_prezentatsiya.pptx1.28 МБ
    Файл tema.docx425.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Заповеди Блаженств Тема урока

    Слайд 2

    Познакомиться с Нагорной проповедью Иисуса Христа; Совместно обсудить заповеди; Узнать, что является главным для православных в отношениях между Богом и человеком; Цели урока

    Слайд 3

    Блаженство Кротость Милость Смирение Нищета духом Чистота сердца Плач Миротворчество Ключевые понятия:

    Слайд 5

    Нагорная проповедь. Карл Генрих Блох

    Слайд 6

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное Осознают свои грехи; Ничем не гордятся и не хвалятся; Имеют смирение. Какими должны быть люди, «нищие духом», если им уготовано Царствие Небесное?

    Слайд 7

    Блаженны плачущие , ибо они утешатся Почему « плачущие» счастливы и блаженны? О чем они могут «плакать»? Это внутренний плач от понимания своих недостатков; Это способность человека критически оценить себя.

    Слайд 8

    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю Кротость -что это за качество? Положителое или отрицательне ? Умение сдерживать себя, управлять собой; Умение не впадать в гнев и раздражение; Умение спокойно оценивать ситуацию.

    Слайд 9

    В православном понимании , Правда и истина –сам Иисус Христос. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

    Слайд 10

    Тот, кто хочет, чтоб Бог был милосерден к нему, должен и сам быть милостив к людям. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

    Слайд 11

    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят Что значит «чистые сердцем» люди? Почему именно они увидят Бога? Те кто, не только сторонится дурных дел, но и свои мысли, желания и душу хранят в чистоте. Такие люди чувствуют Бога в себе, а значит видят Его.

    Слайд 12

    Миротворцы- те люди, которые творят мир вокруг себя, они особенно близки к Богу. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся

    Слайд 13

    Это те кто следует идеалу Христа, кто не отказывается от высший правды (от Христа) даже при гонениях. Блаженны изгнанные правды ради ибо их есть им принадлежит Царствие Небесное.

    Слайд 14

    Иисус обещает высокую награду тем, кто будет терпеть за веру брань, обвинения и клевету. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.



    Предварительный просмотр:

                                           Урок православной культуры

    Класс: 5                                                                                            Учитель: Гиенко В.Л.

                                               Тема. Заповеди блаженств

    Цели урока: познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства, организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая и привлекательность основ христианского сознания и этики. 

    Задачи:

    a) обучающие: объяснить смысл Заповедей;

    b) воспитательные: воспитывать должное поведение христианина, христианское мировоззрение, знакомство с христианской истиной, пониманием основных нравственных истин;

    c) развивающие: развивать внимание при слушании рассказов, мышления.

     Оборудование:

    Библия, доска, карточки с цитатами из Священного писания, написанные яркими карандашами, икона Заповедей Блаженств, фото места Нагорной проповеди сегодня

    Ключевые понятия: кротость, милость, зависть, чистота сердца

                                                           Ход урока

    І. Приветствие гостей

    ІІ. Психологический настрой

                          1. Демонстрация опыта.

            -Вот этот чайный пакетик ни за что не взлетит вверх, пока в нем находятся чаинки. Сравним этот пакетик чая с нашей душой. Она тяжелая, ленивая, пока не очистится постом (высыпаем один мешочек с чаинками) и исповедью (высыпаем другой мешочек с чаинками). Во время поста – очищается желудок, кровь. Во время исповеди – очищается душа. Важно сказать батюшке, то есть священнику, о всех своих грехах. Но и сейчас еще не летит наша душа. Раскрываем «рубашку» души, ничего не оставляем «за пазухой», все долги свои возвращаем, всех прощаем от всей души.

            И приходим в храм на молитву, на Причащение.  А молитва должна быть пламенной, искренней, огненной (учитель поджигает чайный пустой пакетик). Смотрите, как душа сразу вверх поднялась. Теперь ей легко.

            А черный пепел, который остался, – как нераскаянные наши грехи, забытые, которые прощаются через таинство Соборования.

                 2. Чтение молитвы.

    (перед чтением зажигаем свечи, на экране образ Христа)

    -Протяните руку Господу нашему и попросите Его о помощи.

    ІІІ. Выявление восприятия, мотивация

    Размышляем сами

    -Наш сегодняшний разговор о счастье. На прошлом уроке я попросила вас поразмышлять, что такое счастье и свои мнения написать на карточках. Давайте составим кластер.

                                           

    - Скажите, при каких условиях может быть несчастлив даже миллионер?

    Возможные ответы:

    • Болезнь
    • Одиночество
    • Потеря близкого человека
    • Угрызения совести
    • Предательство и т.д

    ІV. Сообщение темы и цели урока.

    V.  Работа по теме урока.

    1. Вступительное слово учителя.

     - Скажите, ребята, как вы понимаете слово заповедь?

    Действительно, это – учение, наказ, договор, закон.

    Давайте поговорим о законах, которым подчиняется наша жизнь. Существуют законы физики, математики, их нарушить невозможно. Трижды три будет девять. Сумма углов треугольника равна 180о. А тело, которое мы поднимем над землей и отпустим его, по закону физики упадет вниз. Есть законы государства, нарушение которых ничем хорошим не оборачивается, такой человек, как правило, оказывается в тюрьме. Нарушение водителями или пешеходами правил дорожного движения чревато несчастными случаями. Точно такие же законы существуют и в духовной, нравственной жизни. Это заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад. Они помогают нам избежать несчастий не только в земной жизни, но и сохраняют от погибели в жизни вечной.

    - Ребята, а как вы понимаете слово блаженство?

    Действительно, это что-то в высшей степени радостное, счастливое, прекрасное.

    Но интересно, что в Евангелии (демонстрировать книгу) вы не найдете слова счастье. Наоборот, Господь говорит, что надо взять свой крест и безропотно его нести. И вот ведь удивительно: можно быть больным, бедным, переживать какие-то скорби, но при этом испытывать блаженство, радость. И наоборот, можно быть богатым, здоровым и глубоко несчастным человеком. В чем же здесь секрет?

    А секрет заключается в том, что христианство является религией любви – к Богу и людям (в том числе к врагам). И тот, кто достиг этой любви, будет рад отдать для любимого и какие-то свои вещи, и имущество, и время, и внимание, и даже жизнь. Но любовь – высшая добродетель, а Заповеди блаженства как раз и помогают нам как по ступенькам добраться на вершину христианской нравственности, уподобиться Богу и соединиться с Ним.

    1. Введение в тему.

    - Вспомните, о каком еврейском законе я вам говорила, кто имеет право учить других, т.е. проповедовать, с какого возраста? (Только мужчины с 30-ти лет). Верно. Христос выполнил это требование. Он дождался исполнения 30-ти лет, а потом уединился в пустыне без людей, без еды, чтобы подготовиться к новому служению – проповеданию и чудотворению, чтобы в тишине и спокойствии помолиться Богу-Отцу.   Этот момент Его жизни изобразил на картине «Христос в пустыне» русский художник Крамской.

    - И вот  на холме близ Капернаума в Галилее наш Спаситель Иисус Христос произнес проповедь, которая стала известна всему миру как Нагорная.

    Прозвучавшие в ней девять Заповедей блаженства – своего рода свод христианских нравственных ценностей. Это христианские заповеди, исполняя которые человек может обрести счастье.

    - Давайте послушаем заповеди блаженств.

    1. Видео-запись.
    2. КОММЕНТИРОВАНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ.

    - А теперь попробуем разобраться в сущности этих заповедей и построим пирамиду, которая приблизит нас к духовному общению.

     103146

    ( идёт презентация с комментированием)

    1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

    Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки. «Я полагаю, – пишет святитель Григорий Нисский, – что нищета духовная есть смирение». Порой смирение ложно отождествляют со слабостью, забитостью. Это далеко не так. Смирение – это внутренняя сила, когда в центре вселенной оказывается не собственное «я», а Бог или другой человек. Смирение помогает человеку увидеть и побороть в себе недостатки и страсти. Все мы иногда (или часто) поступаем плохо. И Господь повелел нам прощать друг друга – тогда и нас Он простит. Поэтому нищие духом не хвалятся и не гордятся ни перед кем, а обиды охотно прощают.

    • Не стоит плакать из-за плохих оценок, обвиняя учителя в «несправедливости». Лучше просто выучить урок и ответить в следующий раз хорошо.

    • Не нужно хвастаться отличными отметками или нарядами – это дары от Бога или родителей. Дети сами по себе к этому имеют лишь косвенное отношение.

    • Лучше отказаться от дорогих подарков в свой день рождения, зная, что они слишком трудно даются семье. Не требовать от родителей новое платье или компьютер, а купить на эти деньги что-то маме или бабушке, которые всегда себе во всем отказывают.

    Как еще должен поступать нищий духом человек? (Ребята выдвигают свои версии.)

    А как внешне выглядит нищий духом человек, как вы думаете?

    Действительно, он скромен, неприхотлив, как Настенька в сказке «Морозко», ни на что не жалуется, никого не осуждает и не обвиняет.

    2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

    Это не те, кто плачет по пустякам и из-за капризов. Речь идет, например, о плаче из сострадания – к другим людям. Или же о таком плаче, когда мы сожалеем о своих грехах, плохих поступках и оплакиваем их, стараясь исправляться. Тогда этот плач может привести к блаженству.

    «Блаженны плачущие» означает, что страдание – это реальность нашего мира. Жизни без страдания не бывает.

    Вспомните героев сказок Ганса Христиана Андерсена. Все они страдали и плакали, как, впрочем, и сам писатель. Его сказка «Гадкий утенок» в некоторой степени автобиографична – писатель был довольно некрасив внешне. Но при этом герои внутренне возрастали, преодолевая обрушившиеся на них трудности и испытания.

    Горячие слезы любящей Герды упали на грудь заколдованного Кая и растопили лед в его сердце. Принцесса Элиза из сказки «Дикие лебеди» по совету феи Фата-Морганы взяла на себя обет безмолвия ради спасения братьев. Обжигая руки, она день и ночь плела рубашки из крапивы для принцев. Это видел младший из братьев и плакал от жалости к сестре. «Слезы его капали ей на руки, и там, куда падали слезинки, исчезали жгучие волдыри, утихала боль».

    Однако страдание способно не только очистить и возвысить человека, удесятерить его внутренние силы, но и озлобить, загнать в угол, заставить замкнуться в себе. Такой человек может стать даже опасным для других людей. Апостол Павел об этом сказал так: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

    Христианское отношение к страданию предполагает восприятие постигших нас бедствий как волю Божию, как некое испытание. Осознавая свои невзгоды как испытание, через которое проводит нас Бог ради нашего же спасения и очищения, мы неизбежно задумываемся над тем, почему именно нас посетила беда и в чем наша вина. И если страданию сопутствуют внутренняя работа и честный самоанализ, то нахлынувшие слезы покаяния даруют человеку утешение, блаженство и духовный рост.
    3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

    Кроткие люди терпеливо переносят несчастья, не сердятся, не ссорятся. Охотно уступают товарищу в игре, с радостью берутся за работу, слушаются родителей и старших. Таким людям Бог обещает Царство Небесное. Он говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал.

    4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

    О том, что человек солгал, рано или поздно станет известно. Все вы помните рассказ «Тайное становится явным» про выброшенную за окно манную кашу – из серии «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. На самом деле это – евангельская истина. Невозможно ничего утаить от Бога, который знает не только о наших поступках, но и о мыслях и намерениях.

    Священное Писание определенно свидетельствует о природе диавола: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи»

    И всякий раз, когда мы умножаем ложь, говорим неправду или совершаем дела неправедные, то расширяем владения диавола, на него работаем и его укрепляем. Другими словами, не может человек быть счастливым, живя во лжи. Ибо не диавол источник счастья, зло и счастье несовместимы.

    5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

    Милостивые люди, имеющие доброе сердце, сострадательные ко всем, готовы помочь нуждающимся, чем только могут. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.
    6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

    Чистые сердцем – это люди, которые не только избегают дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, то есть хранят ее от дурных мыслей и желаний. Грязь в сердце – это зависть, желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

    Чистота сердца – это свобода от упомянутых грязных пятен. Чистое сердце радуется жизни и людям. Чистое сердце не злопамятно, оно не ведет учет: кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Во всех людях и в природе он видит Бога и радуется.

    Речь в этой заповеди идет также о богопознании. Бог не открывается нечистому сердцу. Это означает, что человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду и прилагающему грех ко греху, сеющему зло и совершающему беззаконие, – никогда не будет дано принять в окаменевшее сердце свое Всеблагого Бога. «В злохудожную душу не входит премудрость. Она не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1:4).

    Один человек вдруг стал думать, что Бога нет. Во сне к нему пришёл святой и спросил: «Вспомни, когда ты решил, что это так?» Человек задумался и вспомнил, как когда-то еще маленьким мальчиком с радостью посещал церковь и мать каждый раз давала ему медную монетку, которую он жертвовал слепому нищему. Но однажды мальчик решил оставить эту монету себе. А в другой раз усугубил свой грех – незаметно взял монетку у слепого. С тех пор началось его отхождение от Церкви и от веры, которое закончилось безбожием.

    После слезной исповеди и покаяния этот человек вновь обрел Бога.
    7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся.
    Миротворцы – это люди, которые не любят ссор, сами стараются жить мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом.

    Давайте обсудим:

    Как ведут себя миротворцы? Любят ли они спорить, командовать? Или, наоборот, стараются уступить, услужить? Как вы думаете?

    8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

    Мы уже рассматривали заповедь, обращенную к тем, кто готов жить по правде: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

    Господь здесь говорит о награде людям, взыскующим правды: они обретут то, к чему стремится их душа. А в заповеди об изгнанных за правду Он предупреждает нас об опасностях, подстерегающих человека на этом пути. Жизнь по правде – труд и испытание, сопряженные с риском, потому что в мире, где мы живем, слишком много лжи.

    Многие учителя, ученые, воспитатели, конструкторы, инженеры, рабочие живут по правде, получая маленькую зарплату. Великим утешением и опорой для них является памятование о том, что человек, живущий по правде, в конечном счете всегда побеждает. Это убеждение живет в мудрости нашего народа: «делай не ложью – все выйдет по-Божьи», «все минется, одна правда останется», «не в силе Бог, а в правде». Правда торжествует всегда. И если не в этой жизни, то в жизни вечной человек, живший по правде, увидит ее торжество. Поэтому и говорит Господь: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

    9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

    Эта последняя Заповедь блаженства звучит особенно драматично. Она о тех, кто принимает мученический венец за исповедание Христа Спасителя.

    Ныне ежедневно Святая Церковь воспоминает по нескольку мучеников, страстотерпцев и исповедников, которые засвидетельствовали верность Христу своей жизнью и смертью, и имена которых навеки запечатлены на скрижалях.

    Имена Вера, Надежда, Любовь и София носят многие женщины России. Святая мученица София родилась в Италии, была вдовою и имела трех дочерей: 12-летнюю Веру, 10-летнюю Надежду и 9-летнюю Любовь. Все они веровали во Христа и открыто несли Его слово людям. Некто по имени Антиох, правитель той провинции, где они жили, донес римскому императору об этой христианской семье. Их вызвали в Рим, где подвергли допросу, а затем и истязаниям. Существуют свидетельства о чудовищных пытках, которые довелось претерпеть этим маленьким девочкам и их матери Софии.  Но они не предали  своей веры во Христа.

    VІ. Физпауза

    VІІ. Обобщение по теме.

    1. Слово учителя

    - Если это действительно заповеди блаженства, то составляющими счастья являются:

     

                 

    • нищета духа,
    • плач (скорбь) о своих грехах,
    • кротость,
    • искание Божией правды,
    • милостливость,
    • чистота сердца, позволяющая стать ближе к Богу,
    • миротворчество, то есть способность сохранять мир в себе и вокруг себя,
    • смиренное терпение поношений и гонений.

    ВЫВОД:

    -А теперь сравним два кластера. Ваше понимание счастья и блаженство по- христиански отличаются?

    - Есть ли у кого-то частичные совпадения?        

      - Кто способен так воспринимать счастье?

    Ответ может быть только такой – тот, кто любит Бога.

    2.Слушание стихотворения.

    Узрев народ, учитель сел

    На холм возвышенный средь поля;

    По манию его руки

    К нему сошлись ученики,

    И он отверз уста глаголя...

    Не передать словам людей

    Его божественных речей:

    Нема пред ними речь людская...

    Но весь народ, ему внимая,

    Познал и благ земных тщету,

    Познал и мира суету,

    Познал и духа совершенство,

    Познал, что истое блаженство

    Себе наследует лишь тот,

    Кто духом нищ, кто слезы льет,

    Кто правды алчет, правды жаждет,

    Кто кроток был и незлобив,

    Кто сердцем чист, миролюбив,

    Кто от людей невинно страждет,

    Кого поносят в клеветах

    И злобным словом оскорбляют,

    Кого за правду изгоняют -

    Им будет мзда на небесах!..

    VІІІ. Закрепление изученного.

    1. Самостоятельная работа по карточкам.

    Задание 1. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Заповеди блаженства – золотая цепь добродетелей». Как ты понимаешь это высказывание. Попробуй сам составить такую «золотую цепь».

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 2. Пятая заповедь говорит нам: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Милостивые – это те люди, которые проявляют милость, сострадание к другим людям. А ты помогаешь своим близким, родным, друзьям или просто прохожим на улице? Если да, то напиши как.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Работа в паре

     Задание: -Определите качества личности, о которых говорит Спаситель (каждый ребенок (один или в паре с соседом) получает свою карточку с каким-либо нравственным качеством личности) и отметьте, каким человеком надо быть, чтобы быть «блаженным» (счастливым) и получить награду от Христа? Соотнести качества личности с заповедями Христа.

    Блаженны:

    Каким надо быть человеком

    Нищии духом

    Смиренным, не гордым

    Плачущии

    Кающимся, сочувствующим

    Кротции

    Терпеливым, безропотным, не гневливым

    Жаждущии правды

    Упорным, честным

    Милостивии

    Щедрым, добрым, милосердным

    Чистии сердцем

    Совестливым, открытым, наивным

    Миротворцы

    Порядочным, миролюбивым

    Изгнанные за правду

    Мужественным, смелым

    Страдающие за Христа

    Верующим, стойким

    3.Групповая работа

    Представьте, что у нас в школе открывается детский клуб «Миротворец». Придумайте и запишите 5 основных законов, которым обязательно должны следовать члены этого клуба.

    Запись законов на скрижали

    4.СЛУШАЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ

    Блаженны те, кто сердце чистым и непорочным сбережёт.

    Их продвиженье будет быстрым – таких Господь особо ждёт…

    Блаженны будут миротворцы – со всеми в мире и в ладу.

    Они – согласия поборцы, они у Бога на виду…

    Блаженны мученики Божьи – те, что терпели за Христа.

    Их гнали прочь по бездорожью подальше, в жуткие места.

    Они терпели поношенье, злословье, беды, клевету

    И смерть саму, и униженье, но сохранили чистоту…

    Блаженны нищие духовно, их Царство ждёт на Небесах.

    Смиреньем – жертвою бескровной, в день Судный лягут на весах…

    Блаженны те, кто горько плачет о всех содеянных грехах.

    Скорбят они, и это значит – утешит их Господь в веках…

    Блаженны люди с кротким нравом, они исполнены любви.

    Наслéдят землю, станут справа и будут с Господом они…

    Блаженны алчущие правды и те, кто жаждет её знать.

    Их удостоит Бог награды – не будут жаждать и алкать…

    И милосердные блаженны, в них состраданья океан.

    Ко всем добры они, душевны – целители сердечных ран.

    Господь таких судить не будет, он их помилует, простит.

    За милосердье Он не судит, а только лишь благословит.

    1. Слушаем видео-запись.

    - А теперь пусть наша душа насладиться песнопением «Заповедей блаженств»

    ІX. Рефлексия.

    -Возьмите свои оценочные листы, найдите нашу тему и  оцените себя.

     X. Подведение итогов урока.

    – Для чего же были даны людям Заповеди блаженства?
    – Какой человек счастливый с точки зрения православия?
    – Сложно ли исполнять Заповеди блаженства?
    – Ребята, а вы можете себя назвать счастливыми, блаженными с этой точки зрения?
    – Что надо сделать, чтобы быть счастливыми?
    – Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по заповедям?
    – Что для этого нужно сделать?

     Вспомните о золотом правиле этики: поступать с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

    Ребята, всегда старайтесь помнить о Заповедях блаженства. Будьте добрыми, любите и слушайтесь родителей, почитайте старших, никого не обманывайте, не обижайте, не воруйте, не ленитесь, не бранитесь, будьте со всеми ласковыми, говорите правду.

    Желаю вам всегда идти дорогою добра.

    Звучит запись песни «Идти дорогою добра»

    XІ. Оценка деятельности детей.

    -Молодцы. В подарок о сегодняшнем уроке все гости и вы, ребята, получите открытки с Заповедями Блаженства на церковнославянском языке. Всегда помните о них.

    (дети помогают раздать открытки  гостям)

    XІІ. Домашнее задание.

    Расскажите дома о том, что вы узнали сегодня, своим родным.Заповеди блаженства

    Свиток_2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"

    Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....

    Основы православной культуры. 1 класс. Тема урока: «Россия – наше Отечество».

    Курс "Основы православной культуры", автор А.В. Бородина.1 класс.  Элементы урока можно использовать для внеклассных занятий....

    Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»

    Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди"  - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по  этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

    Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...

    Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

    Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

    Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"

    Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....

    Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

    Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...