Конспект по окружающему миру "Начало истории человечества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Димитриева Татьяна Владимировна

Тема: «Начало истории человечества»

 Планируемые результаты:

- -личностные

  • проявлять интерес к истории человечества
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

 

-метапредметные

Познавательные УУД

  • умение извлекать, перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя материал учебника
  • умение анализировать, делать выводы;
  • умение моделировать различные ситуации

Регулятивные УУД

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями; формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса, принимать и сохранять учебную задачу
  • учить формулировать собственное мнение и позицию
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

  • умение  сотрудничать с учителем и сверстниками для решения проблемного вопроса, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

 предметные

  • иметь представление о первобытных людях, первобытной эпохе, местах появления первых людей на Земле, о различных теориях происхождения человека
  • усвоить понятия первобытный,   современный человек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Помоздинская СОШ

 УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«Начало истории человечества»

4 класс

Подготовила учитель начальных классов

Димитриева Татьяна Владимировна

Помоздино 2020

Предмет _____окружающий мир_______(УМК)  «Школа России»

Тема: «Начало истории человечества»

 Планируемые результаты:

- -личностные

  • проявлять интерес к истории человечества
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

 

-метапредметные

Познавательные УУД

  • умение извлекать, перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя материал учебника
  • умение анализировать, делать выводы;
  • умение моделировать различные ситуации

Регулятивные УУД

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями; формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса, принимать и сохранять учебную задачу
  • учить формулировать собственное мнение и позицию
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

  • умение  сотрудничать с учителем и сверстниками для решения проблемного вопроса, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

 предметные

  • иметь представление о первобытных людях, первобытной эпохе, местах появления первых людей на Земле, о различных теориях происхождения человека
  • усвоить понятия первобытный,   современный человек.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (автор А.Плешаков), проектор, экран,  презентация, карточки с заданиями, маркеры, смайлики, физическая карта мира

Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

Оборудование

I Мотивация к учебной деятельности

- Прочитайте текст на доске:

Познание – великая страна,

Как бесконечность, глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит.

                                      (Б.Искаков)

-  Как вы думаете, почему познание называют великой страной?

А вы, ребята, готовы узнавать что-то новое и интересное? Разгадывать то, что нам неведомо?

- Тогда в путь! Сегодня у нас на уроке  заседание научно-исследовательского объединения «Пытливые умы»

Л. Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

К. Умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли

II Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

- Итак,  пытливые умы, попробуйте  узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Вам надо выполнить одно задание. Перед вами зашифрованное слово. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

(Получается слово история)

- Как вы понимаете значение слова история?

(Дети. История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас)

- История – очень древнее слово. В переводе с греческого означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Сегодня мы с вами поговорим об истории человечества

- Учёные разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Прочитайте их названия. Вам надо расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений.

Работа в группах

Пять человек держат таблички с названиями эпох. Все совещаются, делают выводы, расставляют детей с табличками в определённом порядке.

(Д. Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени)

Обучающие не знакомы с этой информацией, поэтому их рассуждения могут быть основаны только на логике. Например:

Д. Карточка «История Средних веков» должна быть посредине. Карточка «Первобытная история» должна быть первой.

Выбирая между карточками «Новая история» и «Новейшая история», дети могут решить, что в слове «новейшая» есть суффикс превосходной степени – значит, её поставят самой последней. Они могут объяснить свой выбор по-другому – главное, чтобы он был обоснован. Цель работы – спрогнозировать правильный ответ.

- Сегодня мы окунёмся в одну из этих эпох. А в какую, вам предстоит угадать.

Игра «Да – Нет»

Цель игры: найти правильный ответ, задав наименьшее количество вопросов.

Образец рассуждений:

Приблизительные вопросы обучающихся

Ответ учителя

Это неодушевлённый предмет?

Да

Это сделал человек?

Нет

Это существительное женского рода?

Нет

Это слово мужского рода?

Да

Соответственно, если дети говоря: «Это одушевлённый предмет?» - учитель отвечает: «Нет». Ученики самостоятельно делают вывод, что предмет неодушевлённый, и т.д. Такими вопросами «отсекается» половина ответов.

Д. Камень

- Правильно! Я действительно загадала слово камень. Но сейчас вам покажу не просто камень. Это настоящее сокровище для ученых – они даже придумали ему название. Этот камень настоящее сокровище для учёных – они даже придумали ему название. Этот камень называется рубило.

     Подумайте и ответьте: почему этот камень называли рубилом? Как называют ученых, которые нашли этот камень? Кому он принадлежал?

Выслушиваются ответы учеников:

- Рубило – кремневое орудие первобытного человека, употреблявшееся для резания, скобления, обработки чего-либо.

- Рубило (англ. Hand axe – ручной топор; фр. coup-de-poing – каменный топор, буквально – каменный кулак ) – орудие труда первобытного человека. Нашли этот камень археологи, он помог им в изучении истории человечества.

     Сделайте вывод: о какой эпохе сегодня пойдёт речь?

Д. О первобытной эпохе.

П. Умение анализировать.

П. Умение ориентироваться в своей системе знаний, осознанно строить речевые высказывания.

Р. Прогнозирование

Л. Развивать учебную активность

К. Умение  сотрудничать с учителем и сверстниками для решения проблемного вопроса

П. Умение анализировать, делать выводы

Р. Прогнозирование

На доске:

СОРИТИЯ

На доске:

История человечества

Карточки с названиями эпох

На доске:

Начало развития человечества

Сегодняшний день

 На экране

рубило

III Выявление места и причины затруднения, постановка цели

- Давайте устно попробуем заполнить эту таблицу.

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

- Что вам известно по этой теме? Что вы хотели бы узнать?

Выслушиваются ответы детей.

- Сегодня мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, а если какой-то вопрос поставит в тупик, мы поищем ответ в различных источниках. Кто или что сможет вам в этом помочь?

Д. Книга, Интернет, человек, который знает больше, - учитель, родитель, старшеклассник.

Р. Целеполагание. Планирование своей деятельности. Саморегуляция. Прогнозирование.

Таблица

IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Поработаем с первым источником информации – книгой.

Чтение по технологии «Инсерт» - с пометкой на полях: «v» - знал, «+» - узнал что-то новое, «-» - думал по-другому, «?» - возник вопрос.

П. Находят и выделяют необходимую информацию.

Учебник, карандаш

V Реализация построенного проекта

- Расскажите, что нового вы узнали из учебника?

Выслушиваются ответы детей.

- На все ли вопросы вы нашли ответы?

П. умение извлекать, перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя материал учебника

VI Первичное закрепление во внешней речи

- Чтобы проверить, как вы устроили новый материал, проведём блиц-турнир.

Блиц-опрос

  • Когда первобытные люди появились на Земле? (Свыше двух миллионов лет назад)
  • Где обнаружены следы их существования? (в Восточной Африке)
  • От чего зависела жизнь первобытного человека? (От природы)
  • Что заменяло им речь? (Крики, гримасы, жесты)
  • Из чего делались первые орудия труда? (Из камня)
  • Где были найдены древнейшие изображения животных? (В Испании, на юге Франции, в России – на Урале)
  • Что служило первым жилищем для человека? (Пещеры)
  • Чем освещали пещеры первобытные люди? (Факелами или лампами – каменными ковшами, наполненными жиром, который хорошо горит)
  • Сколько длилась первобытная история? (Сотни тысяч лет)
  • Какой материк не заселили древние люди? (Антарктиду)
  • Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Разнообразными стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глиняную посуду и многому другому).

К.Слушать и понимать речь других;вступать в учебный диалог с учителем;

Физическая карта мира

Физическая карта мира

Физическая карта мира

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ребята, мы, конечно, можем всё прочитать или спросить, но иногда стоит приложить немножко усилий, и ответ оказывается на поверхности. Давайте попробуем!

 Первобытная эпоха длилась много сотен тысяч лет, за это время произошли существенные изменения.  Какие именно – предстоит определить вам.

  Групповая работа

- Мы сейчас поработаем в группах: группа 1 – «Аналитики», группа 2 – «Изобретатели», группа 3 – «Археологи». Объясните значения этих слов.

- Группа аналитиков постарается найти существенные отличия первобытного человека от современного.

Группа изобретателей представит себя в роли первобытного человека и постарается изобрести приспособление или расскажет про какой-нибудь способ ловли рыбы, которым мог бы воспользоваться первобытный человек. Свои ответы можно зарисовать.

А наши археологи постараются по наскальному рисунку определить, что нарисовал первобытный художник, и ответить на вопросы, которые указаны на карточке.

Задание для группы «Археологи»

наскальный рисунок

Задание для группы «Изобретатели»

Задание для группы «Аналитики»

- Внимательно посмотрите на изображение первобытного человека. Запишите его внешние отличия от современного в свою карточку.

 Капитан команды (или любой её член) вытягивает задание. Дети в группах общаются, обсуждают, выбирают того, кто пойдёт отвечать. Время работы – 3 минуты.

К. Интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли

Л. Развивать учебную активность

П. Умение извлекать, перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы

Рисунок с изображением сцены охоты

Рисунок с изображением занятий первобытного человека

Рисунок первобытного человека

VIII Включение в систему знаний и повторение

Представитель от каждой группы выходит к доске. Выдвигаются собственные версии, на экране появляется контрольный ответ. Правильных ответов много, версии должны быть обоснованными. Так проверяется работа всех команд.

Археологи. Первобытный человек изобразил охоту. На рисунке – взрослый человек и ребёнок, значит, мы можем сделать вывод, что подростки тоже участвовали в охоте и помогали своим родителям. Ещё изображены собаки или их предки, которые помогают поймать дикое животное. Мы думаем, что люди и древние родственники собак жили рядом и добывали себе пропитание одним способом – охотой. Волки и собаки старались держаться ближе к людям в расчете на свою долю в случае удачной схватки с крупным зверем. В свою очередь, охотники, нашедшие щенят волков, приносили их в дом. Человек очень быстро понял, что, кроме мяса, у прирученного волка (древней собаки) есть одно очень ценное качество – он может быть хорошим помощником охотника. По этому рисунку можно судить, что люди впоследствии изобрели для охоты лук, чтобы поражать животных на расстоянии.

- Как вы думаете, зачем первобытные художники изображали на скалах именно охоту?

Дети отвечают.

- Ныне учёные считают, что первобытное искусство связано с представлениями о том, что, изображая животных и сцены охоты на них, человек обеспечивает себе удачу (охотничья магия)

- А как охотились люди на животных до появления лука?

Группа охотников, вооруженных камнями и дубинами, нападала на медведя, быка или мамонта. Часть охотников пряталась в засаде, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали животное к этому месту. Засаду делали следующим образом: вырывали большую яму, на дне вкапывали колья, закрывали ямы жердями и ветками. Упав в яму, мамонт получал серьёзные раны, он не мог выбраться, и охотники добивали его. Затем убитое животное перетаскивали к жилищам.

- Как выглядел древнейший человек? Чем он отличался от современного?

Аналитики. Ноги  у него короче, а руки длиннее, чем у современного человека. Густой волосяной покров по всему телу. Уши больше. Челюсти развиты больше. Очень развит орган обоняния. Лоб узкий, так как меньше развит мозг. Маленький подбородок.

- Молодцы! А теперь выслушаем изобретателей.

Изобретатели. Сначала люди ловили рыбу руками. Потом первобытные люди стали использовать заострённую палку. Постепенно орудие ловли совершенствовалось. Человек изготавливал наконечники для копий и стрел из рогов животных и бивней мамонта. Их он прикреплял длинным деревянным древкам. Такие пики дали начало гарпунам – сначала с одним рядом зубцов, затем с двумя. Это изобретение оказалось весьма полезным, потому что зубцы удерживали насаженную на острие рыбу.

 Позже стали плести приспособления для ловли рыбы из лыка, волокон крапивы, конопли и льна, из корней и листьев осоки, из скрученных лубяных волокон.

- Посмотрите, какие внешние изменения в облике человека произошли за первобытный период. Подведём итог: что повлияло на эти изменения?

- На экране учёный Чарльз Дарвин, который является основоположником этой теории. Называется она «теория эволюции».

 Попробуйте одной фразой выразить основную мысль сегодняшнего занятия.

Д. Труд сделал из обезьяны человека.

- Мы с вами рассмотрели только одну теорию, показывающую, как человек появился на нашей планете. А существуют ещё и другие версии. Подумайте, какие?

Д. Мы произошли от инопланетян.

Если обучающиеся не догадались, можно показать название теории и попросить её объяснить. Мы рассматриваем только две теории: они доступны для детского восприятия. Но можно сказать, что существуют и другие версии.

- А какой теории придерживаетесь вы? Поднимите руку те, кто считает, что мы произошли от обезьяны. Это первая группа.

  Выходите и встаньте с правой стороны.

  А слева от меня пусть встанут те, кто считает, что наши предки – инопланетяне.

  Посовещайтесь и попробуйте задать провокационный вопрос другой команде.

На примере провокационных вопросов.

Д. Если мы потомки инопланетных цивилизаций, то возникает вопрос: кто создал самих инопланетян?

  Если мы произошли от обезьяны, то почему обезьяны сейчас не превращаются в человека?

- Как вы думаете, к какой теории склоняются ученые? Почему?

Д. Наверное, к первой. Они опираются на археологические раскопки.

- Много ещё недоказанного и неизведанного в нашей науке, но я надеюсь, что именно вы сможете в будущем ответить на все эти вопросы.

Р. Оценивать результат своей работы. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями

К.Умение слушать и понимать речь других

П. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее.

Р. Выдвижение гипотезы. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную

К. Умение строить высказывание

Портрет Чарльза Дарвина

IX Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы узнать:  

Кто сделал для себя открытие?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Почему  вам было интересно его выполнять?

Вы все поняли или остались какие-то вопросы?

Кто испытывал затруднения? В чем?

Перед вами лежат смайлики. С обратной стороны напишите свою фамилию, имя и дорисуйте их.

  Если вам было нетрудно и вы все поняли, то рисуйте радостный смайлик. Если не все поняли, то выбирайте второе изображение. Ну а если вам ничего не было понятно и вы ничего не узнали, то нарисуйте грустный.

  Прикрепите свой смайлик с обратной стороны доски.

- А как сейчас вы можете ответить на вопрос, почему познание – это великая страна?

 - Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу.

    На этом заседание творческой группы «Пытливые умы» я объявляю закрытым.

Л.Развивать способность к самооценке

Р. Контроль и оценка своих действий.

Смайлик

Маркеры

X  Домашнее задание.

  С. 4-6 и одно дополнительное задание (по желанию)

- У меня осталось несколько тайн первобытного человека. Если у вас есть желание, можете разгадать их дома.

Загадки первобытного человека

 У окружающих нас в быту вещей есть своя древняя история. Пожалуйста, напишите, как выглядели у первобытных людей следующие предметы: кровать, стол, стул, зубная щетка, ложка, тарелка.

Л. Развивать учебную активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"

Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку...

Конспект по окружающему миру. История. Возникновение городов Новгород и Киев.

Конспект предназначен для учащихся 4 класса. Полная подборка урока....

Конспект урока окружающий мир «Начало истории человечества» (УМК Школа России 3 класс)

Целидеятельностиучителяспособствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса ...

Конспект урока по окружающему миру "Начало истории человечества." (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о первобытных людяхПланируемые результатыПредметные: уметь работать с учебником и дополнительной информацией, знать основные отличия пе...

Конспект по окружающему миру "Начало истории человечества" ( УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Начало истории человечества. Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о первобытных людяхПланируемые результатыПредметные: у...