Конспект урока по окружающему миру "Начало истории человечества." (УМК "Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о первобытных людях
Планируемые результаты
Предметные: уметь работать с учебником и дополнительной информацией, знать основные отличия первобытных людей от современного человека.
Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира
 
Тип урока: открытие нового знания.
 
 
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку (картины первобытной жизни).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.11.2019                                                                                        ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                                ФИ студента: Ефименко Анастасия

Класс: 4                                                                                                ФИО методиста: Боева С.З.

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: Начало истории человечества.

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о первобытных людях

Планируемые результаты

Предметные: уметь работать с учебником и дополнительной информацией, знать основные отличия первобытных людей от современного человека.

Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку (картины первобытной жизни).


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Настраиваются на работу.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

— Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь.

Изучаем мы природу и сезоны года,

Птиц, животных, насекомых, местную погоду.

Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,

Со знаниями нашими нигде не пропадем.

— Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав еще одну загадку.

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит!

— Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке — истории?

Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды В лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История — это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

Вспомним исторические термины, изученные ранее,

и решим кроссворд.

«Окружающий мир».

История.

Высказывают свое мнение.

Решают кроссворд.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

– Прочитайте выделенное слово. Кто это?

– Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Как мы ее достигнем?

-Хорошо.

– А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

Геродот.

Отвечают на вопросы.

Археология.

– самоопределение (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– планирование (П);  

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

– Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас

с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.

Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.

Показ презентации.

– волевая саморегуляция (Р);

– познавательная инициатива (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Игра «Ты — мне, я — тебе»

(1группа задает вопросы, вторая отвечает)

1. Почему первобытные люди жили группами?

2. В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.

1. Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

2. Они жили там, где всегда тепло.

1. Для чего строили жилища первобытные люди?

2. Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.

1. Для чего они изготавливали орудия труда?

2. Чтобы разделывать мясо животного, разрезать его шкуру.

1. Чем занимались мужчины?

2. Мужчины ходили на охоту, рыбалку.

1. Чем занимались женщины?

2. Женщины срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки.

1. Почему первобытные люди рисовали животных?

2. От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.

Физкультминутка

Играют в игру.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– установление причинно-следственных связей (П);  

– выполнение действий по алгоритму (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

-Предлагаю рассмотреть рисунки в учебнике (ч. 2,

с. 5) и найти черты, отличающие первобытного человека от современного и запишите их в тетради.

(На слайд выводятся ответы)

-А теперь давайте сравним ваши ответы с моими. Если у вас чего-то не хватает, дополните.

Оцените себя.

– Прочитайте текст в учебнике (с. 4–6). Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

Работаю в тетради.

Сравнивают.

Оценивают по эталону.

Самостоятельно ищут ответ в учебнике.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

- Используя рисунок на с. 4 учебника, составьте рассказ о первобытном человеке.

(Слушают несколько ребят и совместно выставляют оценки за творческую работу.)

Составляют рассказ.

Слушают и оценивают одноклассников.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– выведение следствий (П);

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– постановка вопросов (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

– Кого называли «отцом истории»?

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные:       - рассказыват...