Мастер- класс по использованию лабораторного оборудования: «Плавание и погружение»
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс)

Харитонова Юлия Фёдоровна

Опыт и эксперимент

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

                     по использованию

 лабораторного оборудования:

«Плавание и   погружение».

                                                                        Составитель:

                                                        учитель начальных классов

Харитонова Ю.Ф.

СЛАЙД 1

НАЧАТЬ СЕГОДНЯШНЕЕ ЗНАКОМСТВО ХОТЕЛОСЬ БЫ СО СЛОВ

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».

И.Г.Песталоцци

На уроках естествознания и технологии в младших классах естественнонаучным и техническим вопросам, как правило, уделяется недостаточно внимания. В то же время многие школьники увлекаются именно этими вопросами.

В рамках европейской исследовательской программы КИНТ авторами в течение ряда лет исследуется, как лучше организовать занятия по естественнонаучным и техническим темам, чтобы пробудить у детей интерес к ним и облегчить понимание материала.

Особенно важным в исследованиях был вопрос: как мы можем построить занятия так, чтобы они соответствовали их уровню развития и были бы не слишком простыми, но не слишком сложными.

 Разработанные темы были сначала тщательно исследованы на семинарах и экспериментальных занятиях. Основной акцент делался на исследовании процессов учения учащихся, с учётом возрастных особенностей разработали занятия.

Для многих учителей достать подходящий материал является проблемой. Мобильные комплекты лабораторного оборудования должны в этом помочь. В них можно найти всё, что необходимо для интересных естественнонаучных занятий в рамках уроков окружающего мира.

Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с лабораторным оборудованием «Плавание и погружение».СЛАЙД 2

Тема «Плавание и погружение» вызывает особый интерес у учащихся начальной школы. Детям интересно не только выполнить определённые действия, но и узнать причины удивительных явлений, которые они наблюдают.

Главная особенность организации занятий состоит в том, что дети сами открывают и развивают объяснение какого-либо явления, формулируя и проверяя различные предположения. Они самостоятельно обосновывают объяснения и проводят эксперименты, чтобы проверить правильность своих идей.  Ошибки при этом тоже важны, потому что на них можно научиться. По возможности, дети должны самостоятельно определить правильность своих суждений.

СЛАЙД 3 

Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение» позволяет провести серию опытов по исследованию свойств тел, связных с плавучестью;

получить представление о том, что такое сила выталкивания и поверхностное натяжение.

В данном комплекте оборудования представлена следующая тематика: СЛАЙД 4

  • Свойства тел, связанные с плавучестью
  • Сила выталкивания
  • Поверхностное натяжение

Всего представлено 6 учебных разделов, которые можно изучать с 1-4 класс.

Продолжительность занятий различна и указывается для каждого урока в отдельности.

СЛАЙД 5-6     

Комплект состоит из– 8 прозрачных пластиковых бассейнов и 4 коробки с материалами для опытов и иллюстративными карточками:

  • пенопластовые и деревянные дощечки с отверстиями, губки, разнообразные металлические предметы, пуговицы, камешки, кусочки пемзы
  • модель корабля, пластиковые стаканы, миски, ложки, шарики из различных материалов
  • пластилин, одноразовые перчатки, пластмассовые стаканы
  • цифровые весы, образцы разнообразных материалов

СЛАЙД 7-8   

К комплекту прилагается Руководство для учителя.

В Руководстве для учителя  содержатся методические рекомендации по организации обучения, теоретическая информация по предмету, предварительные дидактические замечания, описания занятий по темам для 1-2 и 3-4 классов, задания и листы наблюдений для определения уровня усвоения знаний, детализированные указания по работе с Журналами исследований и рассказы.

Сегодня мне хотелось бы вам предложить  тему, которую можно использовать на уроках окружающего мира в 1-4 классе:

СЛАЙД 9     

«Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают».

В  рекомендациях, которые представлены в руководстве для учителя можно начать занятие с рассказа, который также представлен в плане занятий.

СЛАЙД 10    В ходе работы нам предстоит ответить на вопрос: «Что же происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают, и чем обусловлен подъём воды?»  

Рекомендации по проведению опыта даны на бланках.

В конце занятия вы должны сделать выводы СЛАЙД 11 ,

на основе проделанного опыта, (на специальных бланках) и

общие выводы вашей группы, которые после занятий собираются учителем в специальный «Журнал исследований».

Приступая к работе необходимо вспомнить

правила работы в группах, они лежат на ваших партах.

В качестве наглядного импульса можно опустить камень в воду, или рассказать об интересном наблюдении

Приступая к работе обязательно отметьте первоначальный уровень воды!

Например: «Если ребёнок хочет съесть мюсли или хлопья и сначала наливает в миску молоко, а затем добавляет в него хлопья.

Что происходит с молоком?

Я желаю вам успехов в проведении опыта! (учащиеся работают)

Вывод:  

Почему уровень воды поднимается на разную высоту при опускании в неё разных предметов?

СЛАЙД 11

В ЗАКЛЮЧЕНИИ проведённого опыта, для наибольшего получения результата, можно рассказать ребятам историю «Архимед-сыщик».

Спасибо за участие!  СЛАЙД 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование лабораторного оборудования и цифрового микроскопа на уроках окружающего мира с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс

Использование  лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников. В данной статье я постарала...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА В АКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В образовательном стандарте, который введен для начального образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащи...

Использование комплекта лабораторного оборудования "Плавание и погружение" на уроках окружающего мира

В статье даются рекомендаци по использованию комплекта лабораторного оборудования по ФГОС на уроках окружающего мира в начальной школе....

Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС

Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...

Мастер класс " Использование учебного оборудования в условиях введения ФГОС начального общего образования"

С введением ФГОС второго поколения  происходит оснащение кабинетов мультимедийным оборудование.  Даны инструкции по использованию мультимедийного оборудования....

Использование лабораторного оборудования

В презентации представлен опыт работы в применении учебно-лабораторного оборудования в рамках проекта "Доступная среда"https://disk.yandex.ru/i/d2fpDydL7VtuzA...