Урок окружающий мир "Тело человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тип урока – урок изучения нового учебного материала
Вид урока - урок теоретических или практических работ исследовательского типа. 
Цель: изучение строения организма человека и формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc475.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру:

Тема: « Тело человека».
Класс: 4 
.


Тип урока – урок изучения нового учебного материала
Вид урока - урок теоретических или практических работ исследовательского типа. 
Цель: изучение строения организма человека и формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
• Познакомиться с понятием «внешнее и внутреннее» строение тела человека; повторить основные подсистемы человека, систематизировать знания об их количестве;

• развивать наблюдательность, воображение, образное и творческое мышление, фантазию;

Оборудование: учебник  проектор, презентация по теме урока, выполненная в программе ; таблицы на каждого ученика для валеологического самоанализа, смайлики настроения, изображение тела человека. 
Место проведения: учебный кабинет.
Методы и приёмы обучения: диалогический, эвристический и исследовательские методы
Ход урока.
1.Орг. момент
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, привести детей в «рабочее состояние» 1 мин.

- Ребята, поделитесь со мной своим настроением.
- А как вы думаете, какой настрой лучше всего взять для работы?
- Хорошо, молодцы! А теперь давайте улыбнемся друг другу, ведь искренняя улыбка – успех в любой работе.
- Вот теперь мы можем приступать к работе. Дети поднимают смайлики настроения.

Начать урок я хочу из эпизода со сказки  Братьев Гримм « Красная шапочка».

- Откройте учебники и по содержанию найдите название раздела.

- А теперь прочитайте тему нашего урока.

- Я хочу уточнить тему нашего урока: « Тело человека».

Знакомство с тем, как устроено и как функционирует человеческое тело, сродни путешествию в хорошо известную тебе страну. И все же в этой стране каждого из вас ждут настоящие открытия. Изучая собственное тело, проникнись к нему уважением и научись заботиться о нем. Помни, тебе это нужно, чтобы быть всегда сильным и здоровым.
- Какую цель поставим на урок? 
- Предлагаю нам работать по следующему плану:
1.Узнать…(как устроен человек внешне и внутренне)
2.Применить…(полученные знания) Учащиеся самостоятельно определяют тему урока. 
3.Теоретическая часть занятия: «Как устроен человек?»
Цель: дать элементарное представление о строении организма, человека

- С чего начнём нашу работу?
У вас на столах лежат картинки с контуром человека.

- Давайте посмотрим и назовем внешнее строение человека. Подпишите части тело человека ( Еще раз повторим внешнее строение человека.)

Быть у каждого должна, очень умная –голова

Я, верчу ей как умею, голова сидит на шеи.

Съел еду и вот, мой наполнился живот.

На прогулке не забудь, закрывать от ветра грудь.

Стройным будешь ты всегда, коль пряма твоя спина.

Руки, чтоб ласкать, трудится кружки из воды напиться.

 Бегают по дорожке твои резвые ножки.

Если всё получилось поднимите кружочки; зелёный, синий, красный.

(зелёный- всё правильно, синий- есть ошибки, красный – всё не так)

 Физминутка.

А у человека есть ещё и внутренние органы. Ну а теперь рассмотрим внутреннее строение человека. Класс делится на  группы,  (деление класса происходи по собственному желанию ребят). Внутри каждой группы распределяются основные органы системы, таким образом, задействованы все учащиеся класса и количество человек в группе разное. Это связано с количеством основных органов в системе организма.

(перечисляем, крепим органы на доску, дети пишут на раздаточных листах.)

Поисково – исследовательская работа.

Ребята попробуем разобраться сами и объяснить укаждой группы на листочках есть задание. После выполнения заданий поднимаем кружочки. (дети читают текст находят нужный материал)

Текст

 Головной мозг и нервная система: Мозг – главный орган нервной системы. Он отвечает за работу всего тела. Головной мозг делится на правое полушарие, контролирующее левую часть туловища, и левое полушарие, контролирующее правую часть туловища. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.Именно головной мозг следит за нашим дыханием. Как долго вы можете не дышать?  без воздуха человек может обходиться совсем недолго.За наше дыхание отвечают  легкие. они находится  в груди. Легкие похожи на 2 розовые губки. При выдохе они уменьшаются в размере и выпускают воздух. При вдохе они наполняются воздухом и увеличиваются в размере. Легкие находятся в постоянном движении.
Вывод: легкие находятся в груди, и при их помощи мы дышим.
Объясните, почему на перемене надо проветривать класс?
Здоровые легкие имеют розовый цвет, а у курильщиков они черные, больны.Предупреждаю, курение опасно для вашего здоровья!
Какой орган человека тоже находится в постоянном движении, и если оно остановится, то человек может умереть?  сердце находится в груди, в левой части. Размер сердца с кулак человека. Оно неутомимый мотор. Сердце непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет кровь обегать весь организм. Все тело человека пронизано сосудами по которым бежит кровь. Сосуды по которым кровь бежит от сердца, называются артерии( красного цвета). Сосуды по которым кровь идет к сердцу, называются вены ( синего цвета)
Вывод: сердце находится в груди с левой стороны. Сердце непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет кровь обегать весь организм. Первичная обработка пищи начинается во рту. Пища измельчается (32 жевательных движения) и смачивается слюной. По пищеводу попадает
дальше. В  желудок. желудок- главное отделение «внутренней кухни
желудок находится в верхней части живота ( под ребрами) с левой стороны.
Желудок - полый ( пустой) мешок. Без еды он похож на спущенный
воздушный шарик. Дунешь в шарик и он чуть надуется. Так и желудок. Когда в него попадает пища, он растягивается.
Чем больше еды, тем больше растягивается желудок. Но больше литров еды в нем не поместится.
Стенки желудка внутри имеют особые железки, которые выделяют кислый сок, который помогает переваривать большую часть пищи.
Но она еще густовата и состав ее еще не совсем тот, который нужен
организму. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает полупереваренную пищу дальше.
Вывод: желудок находится в верхней части живота. В нем пища начинает перевариваться, измельчается, перетирается в кашицу при помощи желудочного сока.
Куда поступает пища из желудка?  В кишечник, кишечник находится  в животе. Кишечник в длину имеет 8 м. ( У взрослого 12 м.) Но свернут так плотно, что целиком помещается в животе. Есть тонкий и толстый кишечник. Пища пройдет путь до конца и превратится в прозрачные раствора, которые может впитать кровь и разнести по всему организму питательные вещества. Все, что не переварилось, скапливается в нижних отделах кишечника. Выводится оттуда и очищает организм.
Вывод: В кишечнике пища окончательно переваривается. 

Печень самый горячий орган ( печень) Она соседка желудка, находится справа. Без печени организм не может существовать. Это самый крупный орган. Весит 1,5 -2 кг. Прежде, чем попасть в сердце, кровь обязательно попадает в печень. Там уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обезвреживает все вредные отходы. Печень хранит 0,5 литра крови и немедленно отдает ее, если человек теряет. В печени самый большой «склад» углеводов. Если человек голодает, то организм забирает их со «склада»
Вывод: печень вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
(Учащиеся показывают части тела)

внутренние органы, которые мы разбирали на уроке.

Дети: Головной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.

Закрепление.

Самостоятельная работа.

Дети, откройте рабочие тетради. Найдите задание № 3. Укажите стрелками, что относится к внешнему, а что – к внутреннему строению тела человека.

 Ребята, давайте проверим, правильно ли вы справились с работой. (Проверка).

- Ребята, я надеюсь, что наше занятие было интересным и полезным для вас.
- Поделитесь своими впечатлениями со мной и друг с другом.
- Закончите следующие высказывания:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …

Какую оценку могу поставить?---

Спасибо за урок!





Приложение.

Головной мозг и нервная система: Мозг – главный орган нервной системы. Он отвечает за работу всего тела. Головной мозг делится на правое полушарие, контролирующее левую часть туловища, и левое полушарие, контролирующее правую часть туловища. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.Именно головной мозг следит за нашим дыханием. Как долго вы можете не дышать?  без воздуха человек может обходиться совсем недолго.За наше дыхание отвечают  легкие. они находится  в груди. Легкие похожи на 2 розовые губки. При выдохе они уменьшаются в размере и выпускают воздух. При вдохе они наполняются воздухом и увеличиваются в размере. Легкие находятся в постоянном движении.
Вывод: легкие находятся в груди, и при их помощи мы дышим. Объясните, почему на перемене надо проветривать класс? Здоровые легкие имеют розовый цвет, а у курильщиков они черные, больны. Предупреждаю, курение опасно для вашего здоровья!

Какой орган человека тоже находится в постоянном движении, и если оно остановится, то человек может умереть?  сердце находится в груди, в левой части. Размер сердца с кулак человека. Оно неутомимый мотор. Сердце непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет кровь обегать весь организм. Все тело человека пронизано сосудами по которым бежит кровь. Сосуды по которым кровь бежит от сердца, называются артерии( красного цвета). Сосуды по которым кровь идет к сердцу, называются вены ( синего цвета)
Вывод: сердце находится в груди с левой стороны. Сердце непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет кровь обегать весь организм. Первичная обработка пищи начинается во рту. Пища измельчается (32 жевательных движения) и смачивается слюной. По пищеводу попадает дальше. В  желудок. Желудок главное отделение «внутренней кухни». Желудок находится в верхней части живота ( под ребрами) с левой стороны. Желудок - полый ( пустой) мешок. Без еды он похож на спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик и он чуть надуется. Так и желудок. Когда в него попадает пища, он растягивается.
Чем больше еды, тем больше растягивается желудок. Но больше литров еды в нем не поместится. Стенки желудка внутри имеют особые железки, которые выделяют кислый сок, который помогает переваривать большую часть пищи. Но она еще густовата и состав ее еще не совсем тот, который нужен организму. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает полупереваренную пищу дальше.
Вывод: желудок находится в верхней части живота. В нем пища начинает перевариваться, измельчается, перетирается в кашицу при помощи желудочного сока.
Куда поступает пища из желудка?  В кишечник, кишечник находится  в животе. Кишечник в длину имеет 8 м. ( У взрослого 12 м.) Но свернут так плотно, что целиком помещается в животе. Есть тонкий и толстый кишечник. Пища пройдет путь до конца и превратится в прозрачные раствора, которые может впитать кровь и разнести по всему организму питательные вещества. Все, что не переварилось, скапливается в нижних отделах кишечника. Выводится оттуда и очищает организм.
Вывод: В кишечнике пища окончательно переваривается.

Печень самый горячий орган ( печень) Она соседка желудка, находится справа. Без печени организм не может существовать. Это самый крупный орган. Весит 1,5 -2 кг. Прежде, чем попасть в сердце, кровь обязательно попадает в печень. Там уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обезвреживает все вредные отходы. Печень хранит 0,5 литра крови и немедленно отдает ее, если человек теряет. В печени самый большой «склад» углеводов. Если человек голодает, то организм забирает их со «склада»
Вывод: печень вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

Запиши











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Человек и его строение" (Школа2100)

Тип урока: урок повторение изученного Форма урока: игра «Крестики - нолики». В урок включены разноуровневые, творческие задания, используется занимательный материал....

урок окружающего мира "человек и воздух"

разработка урока, презентация и самоанализ урока...

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...

Урок окружающего мира "Человек - разумное существо" (1 класс)

Данная разработка поможет учителям начальных классов, работающим по УМК "Школа 2100" при подготовке к уроку окружающего мира. Цели урока: - познакомить учеников с отличительными чертами человека, - по...

Презентация к уроку окружающего мира "Человек и домашние животные"

Презентация к уроку окружающего мира "Человек и домашние животные"...

Конспект урока окружающего мира "Человек"

Конспект урока окружающего мира "Человек". 3 класс, "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Человек в ответе не только за тех, кого приручил!» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; расширение и углубление знаний детей о животных, встречающихся в нашей местности; воспитыват...