Моря, озёра и реки России.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

Сформировать у учащихся представление о морях, озе­рах и реках России, ознакомить с их местонахождением; форми­ровать умение работать по карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx614.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Моря, озёра и реки России.

Цель. Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.

Задачи урока.

Образовательные:  активизировать и обогатить знания обучающихся об окружающей среде, о водоемах нашей  Родины; учить работать с картой и контурной картой.

Развивающие: развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение; расширить представления детей о водоемах России.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты.

Предметные: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера и реки;

рассказывать о географических объектах по карте, характеризовать их особенности; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень ее достижения; извлекать информацию из физической карты России, работая в паре; работать с контурной картой, подписывать на ней названия географических объектов; представлять текстовую информацию в таблице; готовить краткие сообщения о географических объектах, используя дополнительные источники

информации.

Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России.

Методы обучения: словесные; практические; наглядные.

Формы познавательной деятельности: индивидуальная; фронтальная; групповая.

Тип занятия: урок совершенствования знаний и умений.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, карточки для групповой работы, карта полушарий, материал для создания знаков об охране окружающей среды.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II.Эмоциональный настрой.

Цель. Создание атмосферы для позитивного настроя учащихся.

Чтоб урок наш стал светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь, 
И друг другу улыбнитесь. 

III. Самоопределение к деятельности.

Цель. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

1. Разгадывание загадок.

- О чём будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.

*Читаю на карте названия разные:

Черное, Белое, Желтое, Красное...

А с виду - зеленое, серое, синее,

Когда ни взгляни - оно очень красивое. (Море.)

*Давай-ка слово назовём:

Большой природный водоём,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)

*Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьётся

И о берег бьётся.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То... (река).

- Какова тема урока? (Моря, озёра и реки России.)

- Какие умения и навыки нам пригодятся? (Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы,

навык дружно работать.)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания.

Цель. Работа в группах: сбор информации о морях, озёрах, реках России.

hello_html_63d8fe70.jpg

- Для того чтобы на уроке нам удалось открыть для себя как можно больше тайн, я предлагаю отправиться в экспедицию. Для этого нам надо создать 3 научно-исследовательские группы.

Сегодня нас ждут (наверно, не зря)

Озёра, реки и моря.

Чтобы о водах России знать,

Надо карту уметь читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать,

И, конечно, рассуждать.

- Наши группы назовём «Озёра», «Моря», «Реки». Распределите, какое задание будет выполнять каждая группа. Всё необходимое для работы у вас находится на партах.

- Готовим выступление по плану.

План выступления

1. Название моря (озера, реки).

2. Местонахождение (показать на карте).

3. Интересные сведения.

- Приступайте к выполнению.

- Помните, что работая дружно, вы добьётесь отличных результатов.

Сообщения учащихся. О морях. Берега России омывают моря трех океанов: на севере - Северного

Ледовитого, на западе - Атлантического, на востоке - Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях

солёная. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже

довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское,

Японское, Берингово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Чёрное, Балтийское. Чёрное море тёплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не

скажешь, что оно тёплое, но в нём купаются.

(Во время рассказа идет показ слайдов.)

- Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)

- Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)

- Сколько же морей омывает российские берега? (11 морей.)

Об озёрах. На территории России свыше 2 млн озёр. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади - Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.

Ладожское и Онежское озера - крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь. На Чудском озере произошло историческое событие - сражение дружины Александра

Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.

(Сопровождается показом слайдов.)

О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равнины - Волга. На севере - Северная Двина и Печора, на юге - Дон, Урал, и центре - Кама, Ока.

(Сопровождается показом слайдов.)

V. Физкультминутка.

Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности, снятии усталости и напряжения, внесении эмоционального заряда.

https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

VI. Включение нового знания в систему знаний.

Цель. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

- Итак, мы продолжаем нашу экспедицию по водным просторам России.

- Следующие задание, которое нам надо выполнить.

1. Игра «Зоркий глаз» (работа в парах).

ф

к

б

а

л

т

и

й

д

с

а

э

е

ф

п

с

ч

т

й

у

н

у

ы

к

ё

х

к

в

а

с

е

о

р

в

а

л

м

щ

н

е

н

о

е

ж

б

з

и

о

ц

л

а

д

о

ж

с

к

к

г

а

ф

ю

й

е

х

- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучили сегодня во время экспедиции.  (Волга, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское.)

2. Игра «Да-нет».

- Во время экспедиции нам надо выполнить ещё задание.

- Обведите «Да» или «Нет». Если нет, напиши правильный ответ (индивидуальная работа).

*Самое большое озеро мира - Каспийское море. Ответ: ДА.

*Самое глубокое озеро мира - Ладожское. Ответ: НЕТ. (Байкал.)

*Самое крупное озеро Европы - Онежское. Ответ: НЕТ. (Ладожское.)

*Онежское и Ладожское озеро связано рекой Свирь. Ответ: ДА.

*Из Ладожского озера вытекает река Нева, на которой стоит  Санкт - Петербург. Ответ: ДА.

3. Игра «Четвёртый лишний».

*Балтийское море, Каспийское море, Белое море, Охотское море. (Каспийское море - это озеро, все

 остальные моря.)

*Волга, Обь, Байкал. Лена. (Байкал - озеро, все остальные - реки.)

*Байкал, Ладога, Онежское, Свирь. (Свирь - река, все остальное - озера.)

VII. Закрепление изученного материала.

Цель. Создать условия для обобщения и закрепления знаний по изученным темам.

- Сегодня мы путешествовали по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и

озёрам. Но кроме воды, на территории России есть суша. И дальше нашу экспедицию продолжим на наземном транспорте – автомобиле.

-  У нашего автомобиля фары изготовлены из пластика.

- Назовите любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из резины.

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 21.  Инструкция по выполнению работы - PDF Скачать Бесплатно

- Для тех, кто отправляется в экспедицию, очень важно знать прогноз погоды на ближайшее время.

- Внимательно изучим прогноз погоды на трое суток.

https://nat4-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=488

- Надо выбрать верные утверждения об ожидаемой погоде на трое суток.

*К вечеру среды осадки прекратятся.

*Во вторник днём воздух прогреется до 6 °С.

*В течение трёх суток будет преобладать восточный ветер.

*Влажность воздуха с вечера вторника до утра среды не изменится.

- Прогноз погоды изучили. Прежде чем продолжить наш путь, давайте рассмотрим карту России. 

- На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.

ВПР−2021, окружающий мир–4: задания, ответы, решения. Обучающая система  Дмитрия Гущина.

- Назовите  название каждой природной зоны. Внимательно рассмотрите животных.

- Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на территории природной зоны А, а какие - природной зоны Б?

- Назовите соответствие природной зоны и животного.

ВПР−2021, окружающий мир–4: задания, ответы, решения. Обучающая система  Дмитрия Гущина.

VIII. Подведение итогов урока.

- Перечислите озёра, моря, реки России, которые вы запомнили. (В России находятся самое глубокое озеро мира - Байкал, длиннейшая река Европы - Волга и наибольшее озеро Европы - Ладожское),

- Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

- Мы - россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать всё для её сохранения.

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.

IX. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Что узнали?

- Чему научились?

- В чём затруднялись?

- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

- Что захотелось сделать или узнать после сегодняшнего урока?

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- Оцените свою работу на уроке (капельками из бумаги).

Голубой. Было легко, интересно, всё понятно.

Синий. Небольшие затруднения, надо ещё поработать.

Фиолетовый. Было трудно, непонятно, нужна помощь учителя.

X. Домашнее задание. Подготовить дополнительную информацию «Моря, озёра и реки России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моря, озёра и реки России

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Моря , озёра и реки России"....

Моря, озёра и реки России. 4 класс.

Открытый урок по окружающему миру. 4 класс....

Тест «Моря, озёра и реки России».

Тест «Моря, озёра и реки России»  по окружающему миру....

Разработка урока окружающего мира "Моря, озёра и реки России"

Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Она будет полезной при изучении темы "Моря, озёра и реки России" на уроках окружающего мира....

Тест "Моря, озёра и реки России" (окружающий мир, 4 класс)

Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив  макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу у...

Моря, озёра и реки России

Урок по предмету: Окружающий мир. 4 класс. Тема: Моря, озёра и реки России....

Презентация 4 класс Школа России тема:Моря,озёра и реки России

Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира при знакомстве с новым материалом....