Урок окружающего мира
видеоурок по окружающему миру (3 класс)

Павлова Елена Викторовна

Учение на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse._uchenie_na_rusi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Учение на Руси (слайд №1).

Задачи урока:

  • повторить материал о развитии письменности и счёта, сформировать представление о старинных школьных принадлежностях, учебниках, одежде; познакомить учащихся с изменениями в системе образования;
  • развивать любознательность и воображение, логическое мышление;
  • воспитывать уважение к учительскому труду и прилежность в учёбе (слайд №2).

Оборудование: камешки, палочки, счёты, калькулятор, компьютер; картинки с клинописью, египетским и китайскими иероглифами, старинный русский алфавит кириллица; кусочек бересты, глиняная и восковая дощечка, писало, гусиное перо, перьевая ручка, авторучка, чернильница, промокательная бумага, перочинный ножик, солонка с песком (можно рисунки), репродукции картин, на которых изображены старинные школы и ученики.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Выставка рисунков с моделями старинной одежды, украшенной символами земли, воды, Солнца, Луны, растений, животных, и одежды будущего.

2. Чтение стихотворения.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом –

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

- Вспомним, что мы уже узнали о жизни наших предков, отправившись в игру.

3. Игры на повторение изученного материала.

А) Игра «Чёрный ящик»

  1. В ящике находится предмет, который  является  традиционным  видом русской  резьбы и росписи по  дереву.  На весь мир  знаменита, красива, пригожа,  это …  (русская матрешка)
  2. «Символ сытости на Руси».  Этот предмет вы сегодня   держали в руках, он может быть  деревянным,  но обычно в современное время всегда  металлический.  (Ложка)
  3. «Древний оберег»  носили женщины на голове, по древнему поверью этот предмет  защищал от  болезни. Этот предмет сегодня все  держали в руках. Мальчики меньше, девочки  больше.  Это … (Гребень)
  4. «В старину его носили на шее, на золотых цепочках или у пояса,  в настоящее время  есть в каждой семье,  женщины им интересуются  больше.  (Зеркало)

Б) Игра «Аукцион старинной одежды» (передают  клубок  друг  другу и называют  вид одежды,  пауза полминуты – поражение)

Рубахи, порты, сарафаны, юбки, кафтаны, душегреи, тулупы и т.д.  

 

В) Игра «Археологи»

Представьте себе, что вы археологи и нашли:

  • старинную вазу (фотография)
  • поднос (фотография)

(Составить рассказ о находке,  обязательными  должны быть фразы:

а)  Этой вазе  …  лет

     Ее изготовили из …

     На ней изображено …

б)  Этому подносу … лет

     Он сделан из…

           На нём … роспись.)

Методический комментарий. Наиболее распространённым способом проверки полученных знаний являются устные опросы, работа по карточкам, тестирование. Наряду с этими заданиями я считаю необходимым использовать задания творческого характера (составление рассказов, создание моделей старинной одежды) и игровой материал, поскольку он позволяет разнообразить урок, включить учащихся в учебную деятельность, создать позитивный настрой для изучения нового материала. Именно для этого я включила в данный урок задания игрового характера.

II. Актуализация ранее изученного материала. Сообщение темы и целей урока

- Распределите картинки на две группы (работа в группах).

(Каждой группе учащихся раздаются картинки, относящиеся к счёту и письменности.)

- Расположите картинки, относящиеся к счёту, последовательно от самых давних времён до наших дней.

 Методический комментарий. На любом уроке учитель должен учить детей самостоятельному формулированию темы и целей урока. Для достижения этого я считаю оправданным подведение детей к теме данного урока путём выполнения такой практической работы с комментариями и вопросами  учителя.

- Найдите среди представленных видов письменности алфавит, которым пользовались наши далёкие предки. Почему первая книга по чтению называлась «Азбука»?

- Как видите, история есть и у счёта, и у письменности. Как вы думаете, о чём нам предстоит узнать сегодня на уроке? (Ответы детей.)

- Да, сегодня нам предстоит узнать о том, как учились ваши далёкие сверстники, на чём и чем они писали буквы и цифры, какую носили одежду, в каких школах обучались.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о появлении школ на Руси.

- Не всегда на Руси люди были грамотными. Читать и писать начали учить детей только 1000 лет назад. Книги в то время писали на пергаменте, специально выделанной тонкой коже животных. Листы пергамента сшивали в тяжёлые книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Это была трудная, многомесячная работа, и каждая книга была на вес золота.

(Рассматривание фотографии старинной книги.) (слайд №3, 4)

     

- Для переписки книг нужны были грамотные люди, и в крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них становились летописцами. Грамоту на Руси знали не только монахи, но и князья, бояре, купцы, ремесленники (слайд №5).

Примерно 300 лет назад в России появились первые школы: духовные и цифирные. В духовных школах обучались дети священников, а в цифирных готовили способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях. Дворянских детей обучали на дому учителя, гувернёры и гувернантки (приезжие иностранцы), которые преподавали французский язык. В городах и сёлах тоже стали открываться начальные школы для детей. В них два или четыре года учили Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Для продолжения учёбы в гимназии или лицее надо было сдать вступительные экзамены и оплатить обучение. Только талантливых учеников освобождали от оплаты за обучение. Практиковались в школах того времени и телесные наказания за провинности (слайд №6).

2. Беседа с детьми об отличии современной школы от старинной.

- Чем отличается учёба в старинной школе от современной?

- Какие предметы изучают сейчас в начальной школе?

- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Интервью с историческим героем» и побывать в роли корреспондентов и респондентов (тех, кто берёт интервью, и тех, кто даёт интервью). Первая группа будет исполнять роль журналистов, а вторая группа – роль ученика из прошлого.

3. Самостоятельное чтение текста «Какими были школьные принадлежности и одежда» (стр. 153 – 155).

Подготовка к игре (слайды №7, 8).

   

- Внимательно прочитайте текст, подготовьтесь к игре. Первая группа придумывает вопросы нашему герою, а вторая группа готовится ответить на все предполагаемые вопросы и  выбирает отвечающего.

Методический комментарий. Рассказ учителя является одной из традиционных форм подачи нового материала. Сведения, которые я предлагаю на данном уроке, содержат дополнительный материал. Это позволяет  мне развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.  Беседа об отличии старинной школы от современной учит анализу и сравнению, воспитывает прилежность, помогает оценить преимущества современной школы. Использование игры «Интервью с историческим героем» способствует смене вида деятельности, уменьшает утомляемость, учит работе в группе, развивает речь учащихся.

4. Игра «Интервью с историческим героем».

(Участники игры из второй группы могут оказывать помощь своему «историческому герою» в случае затруднения.)

5. Выполнение заданий  в тетради (№№ 36, 37). Работа в парах.

IV. Обобщение. Итог урока

- С какой темой познакомились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Что особенно запомнилось? О чём захотелось узнать больше?

- Проверим, всё ли удалось запомнить о письменных принадлежностях, разгадав крестословицу (слайд №9).

1. Его изготовляли из телячьих шкур (пергамент).

2. На нём писали древние египтяне (папирус).

3. На ней царапали письма наши предки (береста).

4. Её изготовляют из древесины (бумага).

5. На ней выдавливали буквы и цифры (глина).

6. Его оплавляли, чтобы стереть надпись (воск).

- Для чего служил данный предмет?

Методический комментарий. Крестословица является разновидностью кроссворда. Её использование на этапе обобщения позволило мне быстро проверить усвоение основных понятий и терминов, с которыми познакомились на уроке.

V. Домашнее задание

Стр. 150 – 155, вопросы; изготовить аппликацию «Прошлое и настоящее»; повторить материал по теме «Как жили наши предки» и выполнить задание № 39 в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...