окружающий социальный мир 2 класс 2 вариант
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Бойченко Надежда Николаевна

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.sots_mir_2_k_2_v.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий социальный мир, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим актуальностью программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» является планомерное формирование осмысленного восприятия социальной действительности и включение на доступном уровне в жизнь общества. 

Цель обучения предмета – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

На уроках окружающего социального мира используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • ИКТ.

        Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Процесс формирования представлений по окружающему социальному миру у учащихся с выраженным нарушением интеллекта  неразрывно связан с наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовая адаптация этой категории детей. В связи с этим обучение носит, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).

Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:

  • Школа.
  • Дом
  • Предметы быта;
  • Продукты питания

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится 0,5 часа в неделю. Из них:

I ч. –    ч.

IIч. –    ч.

IIIч. –   ч.

        IVч. –   ч.                                                Всего в год – 17 часов.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения.

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Знать и сообщать свой домашний адрес.
  • Уметь различать предметы посуды и интерьера.
  • Пользоваться удобствами в квартире.
  • Знать свойства бумаги.
  • Узнавать инструменты, используемые для обработки дерева.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», в дальнейшем расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Учебный предмет «Окружающий социальный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Человек».

Программа второго класса предполагает работу по следующим разделам: школа; квартира, дом; предметы быта; продукты питания; Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Школа. Распорядок школьного дня. Правила учебного поведения.

Квартира, дом. Узнавание (различение) частей дома. Сообщение своего домашнего адреса. Узнавание своего домашнего адреса. Различение помещений квартиры. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире.

Предметы быта. Узнавание (различение) электробытовых приборов. Знакомство с правилами техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

Продукты питания. Узнавание (различение) напитков по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению.

Предметы и материалы, изготовленные человеком. Знакомство со свойствами бумаги. Узнавание предметов, изготовленных из бумаги. Знакомство со свойствами  дерева.

2. календарно-тематическое планирование

тема

колич. часов

сроки

основные элементы содержания

практика

Школа

1

Распорядок школьного дня.

1

Формирование представлений о  распорядке школьного дня, через просмотр презентации, игровых упражнений.

Формирование представлений о  распорядке школьного дня.

2

Правила учебного поведения.

1

Формирование представления о правилах учебного поведения, через практические упражнения.

Формирование представления о правилах учебного поведения.

Квартира, дом, двор

3

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,

1

Формирование представлений о строении дома

Формирование представлений о строении дома

4

Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом.

1

Формирование представлений о видах домов через игровые упражнения, презентации, иллюстрации

Формирование представлений о видах домов

5

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).

1

Формирование знаний своего домашнего адреса через игровые упражнения, презентации, иллюстрации

Формирование знания своего домашнего адреса

6

Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).

1

Формирование знания своего домашнего адреса через игровые упражнения

Формирование знания своего домашнего адреса

7

Различение помещений квартиры.

1

Формирование знаний о помещениях квартиры, умений различать помещения через демонстрационные материалы, просмотр видеоматериалов, игровые действия

Формировать знания о помещениях квартиры, умений различать помещения

8

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество).

1

Формирование представлений об удобствах квартиры через демонстрационные материалы, просмотр видеоматериалов, игровые действия

Формирование представлений об удобствах квартиры

Предметы быта.

9

Узнавание (различение) электробытовых приборов.

1

Формирование знания об электробытовых приборах  через демонстрационные материалы

Формирование знания об электробытовых приборах  

10

Знакомство с правилами техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

1

Формирование знаний о безопасном использовании электроприборов через демонстрационные материалы

Формирование знаний о безопасном использовании электроприборов

11

Знание назначения предметов мебели.

1

Знакомство с предметами мебели, назначением мебели через игровые действия, просмотр демонстрационных материалов

Формирование знаний о предметах мебели

12

Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

1

Знакомство с предметами мебели, назначением мебели через игровые действия, просмотр демонстрационных материалов

Знакомство с предметами мебели, назначением мебели

Продукты питания.

13

Узнавание (различение) напитков по внешнему виду, на вкус.

1

Учить различать напитки по внешнему виду, на вкус через практические и игровые действия

Формирование знаний о напитках

14

Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению.

1

Учить различать мучные изделия через игровые и практические действия

Формирование знаний о мучных изделиях

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

15

Знакомство со свойствами бумаги (рвется, мнется, намокает).

1

Формирование представлений о свойствах бумаги через практические и игровые действия

Знакомство с предметами мебели, назначением мебели

16

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

1

Формирование представлений о свойствах бумаги через практические и игровые действия

Формирование представлений о свойствах бумаги

17

Знакомство со свойствами  дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит).

1

Формирование представлений о свойствах дерева через практические и игровые действия

Формирование представлений о свойствах дерева

7. Учебно-методическое обеспечение.

  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие -  «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

8. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

Урок по окружающему социальному миру " Правила поведения в школе". Для детей 3 класса детнй с ТМНР 2 вариант

Урок предназначен для детей с ТМНР( 2вариант). Урок по окружающему социальному миру в 2 классе. На уроке были использованы карточки с сайта" Учи.ру" из раздела "Человек"- Про школу https://uchi.ru/te...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)

Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс (вариант 3.1)

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование, отражает коррекционную направленность предмета....