Весна в мире птиц и зверей
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Петрова Александра Михайловна

Урок окружающего  с использованием наблюдения (эпизодическое), опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_mire_ptits_i_zverey.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Весна в мире птиц и зверей

Тип урока: открытие нового знания

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с весенним поведением птиц и зверей, установления причинно – следственных связей в природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: названия птиц и зверей, признаки весны,

Понимать: зачем птицам нужны перья

Применять:  уметь находить информацию в учебнике

Анализировать: проведенные опыты

Синтез: создание памятки любителям природы

Оценка: своей деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: Общеучебные УУД (поиск и выделение информации);  Логические УУД (установление причинно – следственных связей)

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения)

Личностные:

Формировать положительное отношение к уроку;
Воспитывать чувство взаимопомощи; Придерживаться этических норм при совместной работе над учебной задачей;

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение

Основные понятия: весна, птицы, насекомые, звери

Методы, технологии: беседа, наглядные, обсуждение, наблюдение (эпизодическое), опыт

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник Окружающий мир 2 класс  УМК Перспектива, наглядный материал, презентация, иллюстрации, конверты

Для учащихся: учебник Окружающий мир 2 класс  УМК Перспектива, раздаточный материал

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационный момент

Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должна лежать: учебник Окружающий мир, печатная тетрадь. Садитесь.

Проверяют готовность.

2. Актуализация знаний

 На доске находится карточка со словом «Весна».
-Первым делом у меня есть к вам небольшое задание. В нашем кабинете расположены признаки времен года (названия). Ваша задача из всех представленных, выбрать особенности, относящиеся именно к весне. Пример выполнения задания я вам сейчас покажу. Допустим, признаком наступления весны, является таяние снега.
Вот так это задание выполняется. А теперь, ребята, внимательно осматриваете глазками кабинет, тихо, не выкрикивая с места.  Если вы найдете признак весны, то вы поднимаете руку и не выкрикиваете, чтобы остальные не слышали.

По подсказкам так же будут работать.
- Отлично, вы справились с этим заданием.
-А сейчас мы с вами отправимся в весенние путешествие. Вы готовы, тогда, мы начинаем!
Учитель включает заставку «
В мире животных».

-У каждого путешествия есть свой маршрут действия. Сейчас мы ознакомимся с нашим маршрутом.
(слайд 1)

Наше первое место остановки – Памятка «Правила поведения на природе»
Вы все были на природе и знаете правила поведения на природе. Так же вы могли их узнать на предыдущих уроках.

(слайд2)
Обратите внимание на экран. Это запрещающие знаки, ваша задача к этим знакам придумать название.

На соседней доске учитель крепит знак и название к нему, по мере ответов детей.
-Вторая остановка – мир насекомых.
-Кто такие насекомые?
-Хорошо.
-Сейчас вам понадобятся листочки, которые расположены у вас   на краю стола. Возьмите их и ручки.

-Сейчас у нас будет индивидуальное задание. Будет оно проходить в виде теста. (Приложение Г)
Ваша задача: писать на листочках лишь правильные варианты ответов.

-А теперь мы проверим работы. Обменяйтесь листочками. Я буду называть вам ответ. Если правильно ответил ваш напарник, то вы ставите плюс, а если неправильно, то минус.

-Верните работы одноклассникам. Есть ли в классе те, кто справился на отлично?

-Молодцы! Вот как много вы знаете о насекомых! Продолжим путь, друзья!

Мы изучили тему, как весну встречают насекомые. Кто еще относится к животному миру?

-Правильно. Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Мы изучили Весну в мире насекомых, а сейчас у нас весна в мире…?

-Все верно.

Выполняют задание учителя.

Придумывают названия

-Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты.

1-б 2-а 3-г 4-в 5-б 6-б
7-бабочки, муравьи, стрекозы, мухи, комары, божьи коровки.

- Птицы и звери

-Весна в мире птиц и зверей.

-Птиц.

3. Изучение нового знания

-Третья остановка «Мир птиц»

-Послушайте, что мы слышим в нашем весеннем лесу.
(слайд 3) Появляется картинка весеннего леса.
На фоне начинает играть мелодия «
Голоса птиц».

Чем отличаются птицы от насекомых?

-Откройте учебник на странице 86-87.
Давайте прочитаем и попробуем ответить на вопросы в рубрике «Вспомним» на стр.86

-Какие птицы называются зимующими? А какие перелётными?

-Приведите примеры зимующих птиц.  

-Изменилось ли. По вашим наблюдениям, поведение зимующих птиц с приближением весны?

Давайте прочитаем первый абзац нашего параграфа «Понаблюдаем за птицами».

-А сейчас прошу вас слушать меня внимательно. Я загадаю вам загадки про перелётных птиц, а вы должны отгадать птицу.
(На слайде будут изображены все птицы.  В завершении задания дети должны угадать кто из птиц кто)

(У детей на столах лежат листы с названиями птиц)

- На каждую загадку ответ вы должны показывать, а не выкрикивать вслух!

Хорошо, справились, теперь продолжите мою мысль. Грач, скворец, утка, ласточка – это птицы…

-А каких перелетных птиц вы еще знаете?

-Сейчас ребята мы с вами немножко понаблюдаем.
На столах у детей располагается:
Перо пуховое и маховое;
Камень;
Молния;
Бумажное перо;
Растительное масло.

1.Начало.

(Просмотр картинок на проекторе: разнообразие птиц)

Все птицы разные, а что у них общего? Что отличает их от остальных животных?

А для чего птицам перья? Это очень интересно, а вы хотели бы узнать?
Как можно это узнать?

2. Основная часть

Где можно изучить и исследовать перья? Как одеты люди, которые работают в лаборатории?

-Посмотрите, что вы видите в лаборатории? Потрогайте перо. Какое оно?

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

(Как это можно проверить? Как вы думаете?)
ЭКСПЕРИМЕНТ

Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень.

- Что еще может делать перо? Подбросьте перо. Что вы видите?

- А за счет чего оно легкое?

- Можно отрезать край у пера. Что можно увидеть.

Если попробовать вставить шпажку в стержень пера, что же там внутри? - Поэтому перо легкое, стержень пустой.

Если я сделаю пером так (помашу) что вы ощущаете?- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Как бы нам рассмотреть перо? Что для этого нужно? (рассматривание через лупу)

ОПЫТ С МОЛНИЕЙ И С МАХОВЫМ ПЕРОМ

- Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию.

- Ребята, а что это за перо у меня в руке?

- Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала, почему их перья не намокают? А вы как думаете? (Ответы детей) Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Хотите это проверить?

- У вас бумажное перо, попробуйте нанести кисточкой на него жировую смазку (растительное масло), а теперь пипеткой капните воду. Что происходит с водой? Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

3. Заключение

Ребята, мы с вами проделали опыты. Зачем птицам перья?

- А где в быту нам может пригодиться перо?

(в старину на Руси писали перьями)

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы. Удобно вам было рисовать пером? Мне неудобно. Я попробую ручкой.
-Что происходит весной с перелетными птицами? (возвращаются из теплых стран домой)

Предположите, почему перелётные птицы  возвращаются. (ответы детей)
Проверим?  Подтвердите свою мысль словами из учебника стр.86. (чтение текста учениками).
Работа по учебнику:

Кто первый прилетает? (грач) Почему он так рано прилетает?  

- За ними прилетают скворцы, жаворонки, зяблики, утки, гуси.

-Самыми последними прилетают ласточки и стрижи.  Как вы думаете почему?
–На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так. 
– Все перелетные птицы, когда возвращаются  домой, что делают в первую очередь? 
(Гнезда)
– Нелегко без рук, без топорёнка, построить избенку. А вот птицы мастерят  свои гнёзда так, что диву даешься.– Расскажите, как гнездится грач? (Рассказ по учебнику)

А где строят гнёзда другие птицы весной вам подскажут рисунки на ст. 86-87.

– А какая птица не строит гнезда? (…)
– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек?

– Как называются их домики?
Поднимите руку, кто укреплял скворечник.

-Как его правильно укрепить?

-Почему нельзя прибивать к дереву? 

– Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.

Знаете ли вы как их называют? Чтобы это проверить давайте поиграем в игру.  Я называю птицу, а вы её малыша.

Игра «Назови малышей»
– У утки – …  
утята
– У скворца – … 
скворчата
– У гуся – ... 
гусята
– У воробья – ... 
воробьята
– У грача – ...  
грачата
– У ласточки – … 
ласточата
– У аиста – … 
аистята
– У галки – … 
галчата
– А чем кормят птицы своих птенцов? 
-Правильно.
Экологическая пауза
– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?
– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
Молодцы! Знаете, как человек должен относиться к птицам.
В таком случае, я буду произносить (кто-то из детей) утверждение. Если это надо делать, вы встаёте, а если не надо, хлопаете сидя.
1.Вывешивать скворечники весной.
2.Стрелять из рогатки по птицам.
3.Помогать больной или раненой птице.
4.Разорять птичьи гнёзда.
5.Подкармливать птиц весной.
6.Уносить домой здоровых птенцов.
7.Подходить близко к гнёздам птиц.
8.Изучать птиц.
-Молодцы
А теперь сделайте вывод, что же происходит весной в жизни птиц?
Физминутка
Пятая остановка – Мир зверей.
Мы снова в   весеннем лесу.
Где птицы, там и звери. А кто такие звери?
Как же звери весну встречают?
-Назовите зверей, изображенных на экране.
- Какое животное лишнее? (Лиса) (слайд)
- Почему?
Что происходит с ними весной?
Работа по учебнику с.88.
По учебнику на странице 88 найти ответ на вопрос: Чем питаются эти животные. Когда справитесь с заданием, покажите сигнал готовности. (введение сигнальных карточек)
(На слайде картинка)
Работа в парах.
Сейчас я вас попрошу объединиться в пары. Вам нужно создать памятку любителям природы. В ней должно быть не менее 5 пунктов. Возьмите белые листы А4 с края парты.
(Если по времени успеваем, дети представляют памятки)
Если нет, сдают и учитель оценивает. А чтоб поставить отметку, смотрит на результат теста.

- Птица – это животное, тело которого покрыто перьями.

-Зимующие – остаются зимой на Родине, перелётные – улетают в теплые края.

-Голубь, воробей, сорока.

-Им легче искать корм.

 Грач, Скворец, жаворонок, дрозд, утка,  ласточка.

-Перелётные

-Стрижи, кукушка, соловей.

-Крылья, перья, клюв.

-Чтобы летать. Да, хотели бы.

-Провести опыт с пером.

-В лаборатории. Белые халаты, специальные очки, может быть маски.бПеро. Мягкое, пушистое, гладкое.

Затрудняются дать точный ответ.

-Парить в воздухе. Оно медленно опускается вниз.
-Стержень пустой.

-Небольшой ветерок.

-Чтобы рассмотреть перо ближе необходима лупа.

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные,

стержень тоненький)

-Потому что они имеют специальный покров на крыльях.

- Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания) Прикрепляем на последнюю страницу картинки с изображением значения перьев для жизни птиц.
-Перья могут пригодиться, чтоб писать.

-Больше корма, смена климата и т.д.

-Земля в это время местами освобождается от снежного покрова и грачи могут из земли доставать червей.

-Им необходимо, чтобы было много насекомых в воздухе.

-Кукушка.

-Скворцы.
-Скворечники.

- Надо привязать прочной проволокой, чтобы не поранить дерево. (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

- Насекомыми, личинками, червяками.

Делают то, что говорит учитель.

1.Возвращаются в родные края.
2.Вьют гнёзда.
3.Выводят птенцов.

-Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.
-Просыпают от спячки, меняют окрас и т.д.
- Медведь, лиса, барсук, еж.

-Лишнее – лиса.
- Все остальные впадают в спячку. Просыпаются.

6. Итоги урока

- На этом наше путешествие подходит к концу. Подведем итог о том, что нового вы узнали на уроке. Я начну, а вы закончите предложение.

Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)

Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)

После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

У них появляется…….(потомство)

Рефлексия
 БИЛЕТИК НА ВЫХОД

На ваших столах находятся конвертики. Откройте и их, там находятся кружочки разного цвета. Вы выбираете себе кружочек и кладете в коробочку на 1 столе.

  • Зеленый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.
  • Желтый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.
  • Красный – вы недовольны собой, не смогли ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

конспект урока по окружающему миру «Весна в мире птиц и зверей» (2 класс)

          Конспект урока по окружающему мируТема: «Весна в мире птиц и зверей»   Цель деятельности учителя: формирование знакомства учащ...

Конспект урока по окружающему миру "Весна в мире птиц и зверей", 2 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представление о жизни животных в весенний период; возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов; пробуждении зверей, впадавших в...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире птиц и зверей» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления о жизни птиц и зверей в весенний период.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с поведением птиц и зверей веснойПознакомить с ве...