Дорожная карта на тему: «Разнообразие растений».
проект по окружающему миру (3 класс)

Плисова Анастасия Владимировна

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

Класс  3

Предмет – окружающий мир  

Тема – «Разнообразие растений»

Тема проекта – «Жизнь растений родного края»

Исследуемый объект – растения родного края.

Цель проекта: формирование бережного отношения к растениям родного края как одного из компонентов природы, через создание цветочных часов.

Продукт проекта – макет цветочных часов.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

  • приобретают новые знания о разнообразии растений родного края для решения учебно-познавательных, учебно-практических, исследовательских задач;
  • знают о жизни растений родного края и их особенности цветения.
  • собирают информацию о растениях, о их цикле, полезных свойствах и т.д.,
  • выясняют, как жизненный цикл растений влияет на жизнь людей.
  • подготавливают макет на тему «Цветочные часы».

Метапредметные:

Коммуникативные

  • отстаивают свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректируют свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
  • слушают и слышат собеседника;
  • работают в группах;
  • ставят вопросы и формулировать ответы.

Регулятивные

  • выбирают тему проекта;
  • составляют план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • выполняют проект самостоятельно;
  • работают по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
  • используют основные и дополнительные средства;
  • оценивают результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

  • проводят наблюдение и исследование о жизни растений родного края по предложенному плану;
  • оформляют результаты наблюдений и исследований по теме «Жизнь растений родного края» в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов;

Личностные:

  • стремятся к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
  • продолжают формировать желание участвовать в процессе работы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Предлагает обучающимся прочитать записку, которую передал цветок. (В записке говорится о том, что он не может общаться со своим другом – цветком, так как тот засыпает в то время, когда герой просыпается и наоборот.)

Задает вопросы:

«Как вы думаете, о чем сейчас пойдет беседа занятия?»

Читает стихотворение о растениях родного края.

Задает вопросы: «О чем данное стихотворение? Какое место описывает автор?»

Выводит на тему занятия при помощи беседы: «Вернемся к записке, вспомните, о чем вам писал цветок? Как вы думаете, почему так происходит? Как вы думаете, у каждого цветка свое время открытия и закрытия бутонов? Как вы думаете, какова тема проекта?»

Читают записку.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Жизнь растений родного края».

Сформулирована тема: «Жизнь растений родного края».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Организует работу в группах: предлагает обучающимся прочитать историю о том, как люди ориентировались при помощи богатств природы (по мху определяли север и юг, по цветам ориентировались на время и т.д.)

Задает вопросы: «О чем говорится в истории? Как вы думаете, важно ли для человека было открытие и закрытие бутонов цветов? Почему? Попробуйте определить проблему нашего проекта.»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать»«расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить»

Работают в группах.

Отвечают на вопросы. Затем определяют проблему проекта: «Важен ли жизненный цикл растений для человека?».

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение жизненного цикла растений в жизни человека».

Определена проблема проекта: «Важен ли жизненный цикл для человека?». Сформулирована цель: «Раскрыть значение жизненного цикла в жизни человека».

1.3 Постановка задач

Задает вопрос: «Как Вы думаете, чтобы раскрыть значение «Жизненный цикл», что нам необходимо сделать?»

Предлагает ученикам  сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод»

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

1. Собрать информацию о растениях, о их цикле, полезных свойствах и т.д.,

2. Выяснить, как жизненный цикл растений влияет на жизнь людей.

3. Подготовить макет на тему «Цветочные часы».

1.4 Формулировка гипотезы

Организует работу в группах. «Составьте предложения из слов.» (Наталкивает обучающихся на формулировку гипотез.)

Записывает ответы учеников на доске.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотез.

Сформулирована гипотеза проекта: «Жизненный цикл растений разнообразен». «Цветы распускаются только летом». «Все цветы распускаются в одно и тоже время».  

«Цветы никогда не закрывают свои бутоны»  

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о циклах растений? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности,   выбрать срок презентации и  форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

Представляет на экране видеоролик, в котором показан жизненный цикл растений. Сопровождает видеоролик речью о растениях. Задает вопросы: «Что вы только что просмотрели? Можем ли мы сделать вывод, что растения открывают и закрывают свои бутоны в разное время?»

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Просматривают видеоролик. Параллельно слушают речь учителя.

Отвечают на вопросы.

Составлен план реализации проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Жизненный цикл растений родного края».

2. Провести исследование жизненного цикла растений родного края.

3. Оформить результаты подтверждения или опровержения гипотез.

4. Защитить свое выступление о подтверждении или опровержении гипотез.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет список методов, объясняет  (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

поиск информации (история, записка), ее анализ, наблюдение (видеоролик, описание, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: истории
  2. Для подтверждения или опровержения гипотез: видеоролик, история, тетради, ручки, карандаши.
  3. Для оформления шаблона макета цветочных часов: листы А4, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка.

3. Информационно-операционный  / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы о жизненном цикле растений они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами почв (коллекция «Виды почв»), записать их  сходства и различия.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое жизненный цикл растений?

2. От чего зависит жизненный цикл растений? Чем похожи и чем отличаются растения?

3. Зачем человеку знать о жизненном цикле растений?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на подтверждение и опровержение гипотезы, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

2. Проводит инструктаж по использованию смарт-оборудования.

3. Помогает разделиться на группы.

4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на жизненный цикл растений: «Что происходит? Что вы видите? Что происходит с растениями (просмотр видеоролика)? Как вы думаете, почему? Чем полезен данный цикл для человека?»

5. Помогает сформулировать и записать подтверждение или опровержение гипотез.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают  выводы:

Опыт Смотрят видеоролик, слушают учителя, отвечают на вопросы, подтверждают или опровергают гипотезы.

1. Определена цель исследования: изучить жизненный цикл растений.

2 Поставлены задачи исследования:

- Просмотреть видеоролик.

-Предположить чем полезен данный цикл для человека.

- Сделать выводы.

3. Определена гипотезы: «Жизненный цикл растений разнообразен». «Цветы распускаются только летом». «Все цветы распускаются в одно и тоже время».  

«Цветы никогда не закрывают свои бутоны»  

4. Определены методы исследования: наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- Цветы раскрывают бутоны не только летом.

- Цветы раскрывают и закрывают бутоны исходя из времени суток и времени года.

- Цветы не распускаются в одно и тоже время.

6. Общий вывод: Жизненный цикл растений все – таки разнообразен.

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и просмотра видеоролика выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью системы голосования

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами при помощи системы голосования.

2. Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Жизненный цикл разнообразен и важен в жизни человека по той причине, что при помощи некоторых видов цветов можно определить время суток».

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в создании макета цветочных часов.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют стенгазету.

2. Готовятся к защите.

1. Макет цветочных часов.

2. Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлен макет цветочных часов.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : «Разнообразие растений». Плешаков А.А. 3 класс

Ознакомление учащихся с основной классификацией растений;рассмотреиваем на туроке особенности каждой группы растений,развиваю мышление, наблюдательность, любознательность....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...

Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."

Цели: - дать представление о разнообразии растений;  - учить детей различать культурные и дикорастущие растения;  - познакомить со значением растений в жизни людей...

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"

Цель урока: Познакомить учащихся с основной классификацией растений.Задачи:1. Рассмотреть особенности каждой группы растений.2. Продолжить формирование умений анализировать события, делать вывод...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие растений",  автор учебника  А.А. Плешаков,УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Разнообразие растений» - 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о растениях и какие они бываютЗадачи урокаДидактические:1.     Научиться распознавать характерные пр...