конспект урока 2 класс окружающий мир "Россия на карте. .П.р.№8 « Как читать карту»"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Россия на карте.   .П.р.№8  «  Как читать карту»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx183.8 КБ

Предварительный просмотр:

К  О  Н  С  П  Е  К  Т    У  Р  О  К  А                                                                         ДАТА: _______

О К Р У Ж А Ю Щ И Й     М И Р    2  К Л А С С                                                   Урок №  ______    

ТЕМА: Россия на карте.   .П.р.№8  «  Как читать карту»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России; условными знаками на карте, правилами чтения карты.

ПР: Личностные : формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Метапредметные : 

Познавательных УУД:    умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.

 Регулятивных УУД:    уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;

Коммуникативных УУД:  формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку собы

 Предметные: -освоить первоначальные умения чтения карты; научиться показывать на карте Российскую Федерацию; получить представления об условных обозначениях на карте

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Оборудование:  Учебник: Плешаков А.А. "Окружающий мир: Учебник для 2 класса – 2012г

Мультимедийный проектор, экран. Физическая карта России. Рабочая тетрадь.

Ход урока

1.Организационный момент

- Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

 И ответную искру зажечь.

-         Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Давайте с таким настроением и начнем наш урок. И улыбнемся друг другу 

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

        Наш урок я хочу начать с игры «Ассоциация».  Я предлагаю Вам просмотреть видеоролик и ответить на вопрос: о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Демонстрация видеоролика) Вижу чудное приволье

Вижу нивы и поля-

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря-

Это русские картины,

Это Родина моя! https://yandex.ru/video/preview/?text=Вижу%20чудное%20приволье%20Вижу%20нивы%20и%20поля-%20Это%20русское%20раздолье%2C%20Это%20русская%20земля%21%20Вижу%20горы-исполины%2C%20видеоролик%20Вижу%20реки%20и%20моря-%20Это%20русские%20картины%2C%20Это%20Родина%20моя%21&path=wizard&parent-reqid=1618742492880260-1426814140355174384400132-production-app-host-man-web-yp-63&wiz_type=vital&filmId=5555811163789439081 . (формирование и развитие ценностных отношений и умение воспринимать задание)

- А теперь давайте с вами прочитаем ещё одно стихотворение о родине. (читают несколько раз, по одному человеку) 

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней! (О. Высотская)

- Молодцы! Вам понравилось стихотворение? Чем?

- О чём говориться в стихотворении?

- Почему автор стихотворения так считает?

(Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?)

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Как вы думаете, что мы можем узнать о нашей стране? Хотите ли вы это узнать?

Тема нашего урока: Россия на карте. (На доске).

Прием “Корзина идей” На доске: Россия – это ...

- Мы говорим Россия. А что же это такое?

… Отечество

... государство

... наша Родина

... место обитания многих животных и растений

... страна, где мы живем

РФ – Российская Федерация

- А сейчас я попрошу вас отгадать загадку.

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

- Как вы догадались, о чём идёт речь?

RusArmy.com :: Перспективность РВСН, ядерного оружия и ракет.

Правильно!

- А для чего нам нужна карта?

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

    Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.  

     Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.-

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Какие символы нашей России вы знаете?

- Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.

- Как вы думаете, о чём мы узнаем на уроке?

- И всегда с нами будет наша помощница – карта. Как карта нам рассказывает о земной поверхности? (На доске – карта).

- Как вы думаете, кому нужна карта, кому она может помочь?

- в стихотворении говорится о России, солнце, дождях.

Предположения детей.

 - Мы сегодня будем говорить о нашей стране –России.

 - Герб, флаг, гимн

- Мы узнаем о, том как живут люди, какие растения и животные населяют нашу страну, как выглядит поверхность, куда текут реки, какие богатства таятся в недрах.

- путешественникам, геологам, историкам, географам.

3. Открытие новых знаний

- Что такое карта?

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков (показ карты).

- Дома было задано узнать об истории карты.

Ученик рассказывает об истории карты. Как показывать объекты на настенной карте?

1. Стой у карты справа.

2. Показывай только указкой.

3. Показывай не надпись, а сам объект.

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

Ученик рассказывает об истории карты.

1. Условные обозначения.

- Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки (обозначения и цвет).

2. Как читать карту.

1) Научимся определять стороны горизонта на карте.

Север на карте – вверху, юг – внизу, запад - слева, восток - справа.

2) Что обозначают на карте различные цвета.

Голубым цветом на карте обозначается – вода. Зеленым, жёлтым и коричневым – суша. Равнины (низменности) обозначаются зелёным цветом, а горы (возвышенности) – жёлтым и коричневым цветом.

3) Условные знаки карты.

Работа с учебником: стр. 95.

- Какие условные обозначения вы знаете, назовите?

Предположения детей.

 - История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках.

- Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».

- Предположения детей.

- Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди. живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

ответы детей.

Физминутка

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели-

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Дети выполняют движения4. Применение нового знания

4. Работа с настенной картой.

- Продолжим знакомство с поверхностью России.

- Назовите и покажите на карте основные равнины и горные системы России?

- Давайте найдем на карте океаны, моря и крупные озера и реки. Кто нашел и сможет нам показать?

- Расскажите друг другу с какими видами поверхности нашей Родины мы познакомились?

Работа по учебнику.

Откройте на стр. 96 – 97. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

Работа в тетради. Задание 1 – 3 на стр. 39 – 40 в рабочей тетрад

Ответы учеников у карты

Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова.

5. Рефлексия (формирование и умения анализировать свои достижения)

Прием “Воздушный шарик”

- Покажите мне ваше состояние.

(Рука над головой – все понравилось, очень хорошо. Рука на уровне головы – не очень доволен. Рука на парте – все было плохо, хочется отдохнуть).

- Кто хочет пояснить свой выбор?

6. Подведение итогов

- Что нового мы узнали на уроке?

-Покажите на карте, где мы побывали с вами.

Показывают на каре: Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова называя их.

7. Домашнее задание

1. Прочитать тему по учебнику (стр.90 - 97), ответить на вопросы, стр. 95.

2. Подготовить рассказ с фотографиями об одном из городов России, стр. 97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Россия на карте

Путешествие по родной стране. Конспект урока....

Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту

Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс с технологической картой "Что такое деньги"

Данный конспект можно использовать по программе "Школа России"  в 3 классе .Тема урока "Что такое деньги"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...

Конспект урока по окружающему миру "Учимся читать карту", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о карте полушарий, физической карте России; дальнейшее формирование умения находить и показать на карте физические объекты.Планируемые результат...