4 класс. Мир природы и человека. "Насекомые. Пчела."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Яковлева Наталья Алексеевна

Технологическая карта:


Ф.И.О. учителя: Яковлева Наталья Алексеевна

Предмет: Мир природы и человека.
Класс:  4 класс
Тип урока: урок усвоения   новых знаний.

 

 

 Тема урока: Насекомые. Пчела.

 

Цель

Сформировать у обучающихся представление о пчелах.

 

 

 

Задачи

Образовательные:

- обобщить знания обучающихся о насекомых

Сформировать знания детей о пчелах, их образе жизни и продукции пчеловодства;

Коррекционно-развивающие:

- развивать устойчивость внимания, памяти;

- корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать речь и словарный запас.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать бережное отношение к насекомым.

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

 

Предметные

 

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Знать: информацию о изученных насекомых

Рассказывать о пчелах, их образе жизни и продукции пчеловодства;

Уметь: определять и формулировать тему и цель урока самостоятельно;

отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Знать и называть изученных насекомых; называть части тела пчелы.

Уметь: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

отвечать на вопросы.

 

Личностные УУД: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

 Познавательные УУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме;

 Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.

 

 

 

Межпредметные связи

 Чтение; речевая практика; математика;

 

Оборудование

 

  1. Учебник «Мир природы и человека» для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 2. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др. — Москва: «Просвещение», 2020 год.
  2. Предметные и сюжетные иллюстрации по теме урока, карточки с новыми словами, баночка с мёдом, карточки с изображением насекомых; бочонок с медом; цветок; вырезанные из бумаги цветы; аудиозапись музыки.
  3. Мультимедийная доска, компьютер, презентация Роwer Роint, наглядный и раздаточный материал,

Формы организации

работ на уроке

 Индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2021_yakovleva_n._a.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЛО «Приморская школа – интернат»

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека»

 в 4 классе

Тема: «Пчела»

Составила: учитель начальных классов

Яковлева Н.А.

2020-2021 уч. год

Технологическая карта:


Ф.И.О. учителя: Яковлева Наталья Алексеевна

Предмет: Мир природы и человека.
Класс:  4 класс
Тип урока: урок усвоения   новых знаний.

 Тема урока: Насекомые. Пчела.

Цель

Сформировать у обучающихся представление о пчелах.

Задачи

Образовательные:

- обобщить знания обучающихся о насекомых

Сформировать знания детей о пчелах, их образе жизни и продукции пчеловодства;

Коррекционно-развивающие:

- развивать устойчивость внимания, памяти;

- корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать речь и словарный запас.

Воспитывающие: 
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать бережное отношение к насекомым.

Планируемые результаты

Предметные

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Знать: информацию о изученных насекомых

Рассказывать о пчелах, их образе жизни и продукции пчеловодства;

Уметь: определять и формулировать тему и цель урока самостоятельно;

отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Знать и называть изученных насекомых; называть части тела пчелы.

Уметь: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

отвечать на вопросы.

Личностные УУД: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

 Познавательные УУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме;

 Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.

Межпредметные связи

 Чтение; речевая практика; математика;

 

Оборудование

 

  1. Учебник «Мир природы и человека» для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 2. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др. — Москва: «Просвещение», 2020 год.
  2. Предметные и сюжетные иллюстрации по теме урока, карточки с новыми словами, баночка с мёдом, карточки с изображением насекомых; бочонок с медом; цветок; вырезанные из бумаги цветы; аудиозапись музыки.
  3. Мультимедийная доска, компьютер, презентация Роwer Роint, наглядный и раздаточный материал,

Формы организации

работ на уроке

 Индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Результаты:

формируемые БУД

1.Организационный момент.

Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.

Приветствует обучающихся.

Создаёт положительный психологический  настрой на урок.

- Какое сейчас время года?

-Какой месяц?

- Закройте глаза. Давайте послушаем музыку, под которую просыпается природа весной.

(звучит музыка)

- Пришёл месяц апрель. Вся природа очнулась ото сна. Скоро распустятся первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех нас с любовью.

- Откройте глаза. Вот с этим хорошим весенним настроением мы начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Соблюдают правила учебного поведения

( посадка, спинка)

- Ответы детей 

весна, апрель

Закрывают глаза

Личностные: формирование положительного  отношения  к процессу познания; проявление доброжелательности в отношении к другим людям.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность;

формировать навык работать по плану под руководством учителя.

Коммуникативные:

формировать навык сотрудничества в группе; умение поддерживать коммуникацию со сверстниками, формирование умения слушать учителя.

  1. Повторение прошлого урока.

  1. - Ребята, давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

-  Для этого предлагаю посмотреть на карточку.

- Назовите тех, кто изображен на карточке.

 

- Подумайте какое животное лишнее?

- Почему паук лишний?

- Как мы можем назвать всех остальных животных одним словом?

2. - Давайте повторим, что мы знаем о насекомых.

Игра «Отгадай насекомое»

- Кто питается сладким соком цветов выпуская длинный хоботок?                

- Кто живет у водоемов и съедает 40 мушек и комаров в день?                  

- Назовите вредных насекомых.

 - Почему муха вредное насекомое?

- Почему комар вредное насекомое?

- С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это – ……

- Кто исполняет свою песенку крылышками и прыгает на 2 метра в высоту? 

  • - Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Это работник…                                

Итог

- Молодцы, правильно ответили на мои вопросы и разгадали мои загадки.

Показывает картинку с насекомыми и задает вопросы

- Обратите внимание, на них какие они разные по форме, по размеру. Но всё же давайте попробуем найти у них общие признаки.

- Из каких частей состоит тело насекомых?

- Сколько ног у насекомых?

- А чем питаются насекомые?

- У меня в руках губка, шприц, кусачки.

- Эти предметы нам покажут каким способом питаются насекомые

- У кого такой способ питания?

- А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

- Слово «насекомые» переводится с латинского как «имеющий насечки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

У детей карточка с изображением насекомых.

Ответы детей

- стрекоза, бабочка и т. Д.

 - паук

- это не насекомое, у него 8 ног и тело состоит из двух частей

- насекомые

Отвечают на вопросы

Игра «Отгадай насекомое»

бабочка

стрекоза

муха и комар

божья коровка

кузнечик

муравей

Ответы детей

- Тело насекомых состоит из головы, груди, брюшка.

- У всех насекомых 6 ног.

- Растениями, личинками других насекомых, пыльцой.

- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь стакан с водой

- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

Коммуникативные

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Познавательные:

работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

Личностные: развитие познавательного интереса.

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативными навыками:

– умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

– умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока, нацелить каждого на решение учебной задачи.

- А теперь переверните нашу карточку. Возьмите карандаш и зачеркните все цифры. И вы узнаете о каком насекомом мы сегодня будем говорить. 2п578ч49ел631а

- Тема нашего урока – «Пчела».

Переворачивают карточку. Карандашом  зачеркивают все цифры. И  узнают  о каком насекомом будут говорить.  

- Тема урока – «Пчела».

Регулятивные

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные:

работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

  1. Актуализация знаний.

Работа с учебником

СТР. 46 РАССКАЗ О ПЧЕЛЕ

- Давайте внимательно рассмотрим пчелу.

-Посмотрите на окраску пчелы. Какого она цвета?

Рассказ учителя.

- Тело пчелы состоит из головы, груди и брюшка. На голове расположены глаза, усики, челюсти и хоботок. К груди пчелы прикреплены крылья и три пары ножек. На конце брюшка находится жало. Жало спрятано, но в случае опасности пчела вонзает жало в тело врага и выпускает через него яд.

Игра «Проверь себя» (индивидуальная работа) 

- На партах у вас лежит карточка. Вам нужно будет соединить линиями части тела пчелы с их названиями.

- Проверяем.

Физминутка «Пчела»

Утречком пчела проснулась.

Потянулась, улыбнулась,

Раз- росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре- полетела.

На лугу остановилась,

Над цветами покружилась.

- Я хочу вам показать человека, который знает о пчёлах всё-всё-всё. Этот человек умеет правильно обращаться с пчёлами, занимается их разведением. Учитель показывает фотографию. 

- Это пчеловод ИЛИ  пасечник

- Ребята,  обратите  внимание на костюм пчеловода.

- Как вы думаете, зачем ему нужна защитная сетка на лице?

- Пчеловод нас приглашает на свою работу (на пасеку)

- Пасека это место, где размещаются пчелиные  домики.

- Пчелиные  домики - это ульи.

- Улей - это домик, который построил человек специально для пчел. 

- В каждом улье живет большая пчелиная семья, в которой есть самая главная пчела-матка (царица пчел) и рабочие пчелы, которые добывают мед.

- Ребята,  а зачем человек разводит пчёл?

- Давайте откроем  стр. 48

- Пчеловод  принёс нам мёд.

(Учитель показывает баночку с мёдом, предлагает понюхать и  попробовать).

- Какой он на вкус?

- Мед используют при изготовлении конфет, пряников и тортов.

- Ребята, но мёд это не только лакомство, но и лекарство.

- Кого из вас родители лечили мёдом?

- Чем вы болели?

Читают рассказ

Картинка в учебнике

Чтение по учебнику.

Ответы детей

.

Игра «Проверь себя» (индивидуальная работа) 

На партах лежат карточки. Соединяют линиями части тела пчелы с их названиями.

Выполняют физминутку.

Ответы детей

- Для того, чтобы защитится от пчел.

-Чтобы получать от них мёд и лекарства.

Чтение по учебнику

Ответы детей 

- сладкий, вкусный, ароматный, душистый.

- простуда, грипп

Познавательные:

формировать умения устанавливать связи, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

 Регулятивные:

  формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

развивать качества доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Регулятивные:

 Уметь выполнять задания по плану; выделять некоторые существенные; сравнивать и классифицировать на наглядном материале;

Коммуникативные:

формировать навык сотрудничества в группе;

Познавательные:

использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме;

Коммуникативные:

совершенствовать навык сотрудничества со взрослыми;

Личностные: развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

  1. Систематизация знаний.

Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

Итог.

- Пчёлы очень полезные насекомые.

Собирая нектар, они переносят пыльцу с цветка на цветок, помогают цвести растениям и созревать фруктам и овощам.

Пчелы делают вкусный и душистый мед.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

Познавательные: работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение.

  1. Обобщение знаний.

- Давайте подведем итог урока.

-О каком насекомом мы сегодня говорили? (о пчеле)

-Из каких частей состоит тело пчелы? (голова, грудь, брюшко)

-Сколько крыльев и сколько ножек у пчелы? (4 и 6)

- Как называется его дом?                                      (Улей)

- Человека, который разводит пчел зовут   (Пчеловод)

- Что собирает пчела?                          (сладкий нектар)

-Вредное оно или полезное?

(Пчела – полезное насекомое для человека).

Ответы детей.

Познавательные :

ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

  1. Рефлексия.

Цель: самооценка учеником своих учебных достижений

-  Вот и закончился наш урок. - А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам посадить свою пчелку на цветок..

Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и интересно сможете научить этому своего товарища, вы крепите – веселую пчелку.

 А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – грустную пчелку.

Дети выбирают пчёлку и с ее помощью выражают своё настроение и свои чувства от урока.

Регулятивные:

совершенствовать умение определять степень успешности работы на уроке.

  1.  Подведение итогов урока.

Цель:сообщение результатов решения учебных задач.

- Спасибо за работу на уроке.

Оценивание обучающихся.

Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по природоведению в 4 классе "Сохраним природу вместе"

На уроке природоведения в 4 классе по теме "Сохраним природу вместе" учитель путём беседы и показом презентации раскрывает состояние природы перед учащимися. Работая в группах дети составляют памятки ...

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. " Живая природа. Животные."

Урок окружающего мира по системе Л. В. Занкова. Цель: рассказать об основных группах животных....

презентация к уроку 3 класс "Образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов"

Данная презентация поможет сделать урок ярким и запоминающим....

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...