"Великий путь"
классный час по окружающему миру (4 класс)
Разработал: Музжерина Е.В.
Тема занятия: «Великий путь»
Цель:
- Формирование представления о развитии промышленности и торговли, строительстве первых железных дорог в России.
Задачи:
- Формировать чувство гордости за свою страну;
- Учить принимать и сохранять учебную задачу;
- Учить выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
- Развивать умение формулировать собственное мнение;
- Учить характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в ⅩⅠⅩ веке.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Буду формировать чувство гордости за свою страну.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Научусь принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
- Научусь выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Коммуникативные:
- Продолжу развивать умение формулировать собственное мнение.
Предметные:
- Научусь характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в ⅩⅠⅩ веке.
Оборудование: ТСО, презентация, видеоролик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
4 класс
Разработал: Музжерина Е.В.
Тема занятия: «Великий путь»
Цель:
- Формирование представления о развитии промышленности и торговли, строительстве первых железных дорог в России.
Задачи:
- Формировать чувство гордости за свою страну;
- Учить принимать и сохранять учебную задачу;
- Учить выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
- Развивать умение формулировать собственное мнение;
- Учить характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в ⅩⅠⅩ веке.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Буду формировать чувство гордости за свою страну.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Научусь принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
- Научусь выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Коммуникативные:
- Продолжу развивать умение формулировать собственное мнение.
Предметные:
- Научусь характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в ⅩⅠⅩ веке.
Оборудование: ТСО, презентация, видеоролик.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Вадимовна, сегодня я проведу у Вас урок истории. Садитесь. Проверьте вашу готовность к уроку: на партах у вас лежит учебник Окружающего мира, рабочая тетрадь, дневник, пенал. | Здороваются Слушают Садятся Проверяют готовность |
Актуализация знаний | А урок мы начнем с повторения ранее изученной темы. Кто скажет, какую тему вы изучали на прошлом уроке? Для начала выполним тест Получив листочки, подпишите их, в заданиях вам нужно выбрать правильный ответ. Время работы (5 мин) В тесте нужно выбрать один правильный ответ, а под С1 там не один ответ будет, посмотрите внимательно Тест: А1)Когда французская армия вторгалась на территорию России? 1)в 1480 г. 3)в 1812г. 2)в 1612г. 4)в 1704г. А2)Кто был назначен главнокомандующим русских войск? 1)А.В. Суворов 3)М.И. Кутузов 2)Ф.Ф. Ушаков 4)М.И. Платонов А3)Где произошло решающее сражение с армией Наполеона? 1)у села Бородино 3)у Полтавы 2)у реки Непрядва 4)на Куликовом поле А4)Кто такой М.И Платов? 1)русский полководец 3)командир партизанского отряда 2)атаман казаков 4)адъютант М.И. Кутузова В1)Какой памятник был отлит из награбленного Наполеоном серебра? 1)памятник Минину и Пожарскому 2)памятник М.И. Кутузову 3)паникадило «Урожай» 4)Успенский собор В2)Почему война 1812 г. Осталась в истории под названием «Отечественная»? 1)русские люди защищали границы Отечества 2)на борьбу за Отечество поднялся весь народ 3)русская армия дошла до самого Парижа 4)Наполеон напал только на наше Отечество В3)Почему М.И. Кутузов принял решение отступить и отдать Наполеону Москву? 1)у него не было сил сражаться 2)он хотел сохранить армию 3)Наполеон был сильнее 4)Он был тяжело ранен С1)Какие действия М.И. Кутузова позволяли ему победить Наполеона? 1)он сдал Москву, но сохранил войско 2)он заставил французского императора отступать через разоренные земли, французская армия голодала 3)он действовал хитростью, не вступал напрасно в бой, не жертвуя жизнью солдат 4)воодушевлял солдат на кровопролитные бои С2)Какой полководец был наставником М.И. Кутузова в ратном деле? 1)А.В. Суворов 3)Наполеон Бонапарт 2)Ф.Ф Ушаков 4)Петр Великий Ответы: А1-3;А2-3;А3-1;А4-2;В1-3;В2-4;В3-2;С1-1,2,3;С2-1 | Отечественная война 1812 года Слушают Выполняют |
Сообщение темы урока | Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, чтобы определить тему нашего урока. (Показываю видеоролик) О чем был этот фрагмент? О чем будет наш урок? Что обозначает путь? А великий? Тема нашего урока – «Великий путь» | Слушают Смотрят Отвечают О железной дороге, Транссибирской магистрали Дорога Важное Слушают |
Постановка целей и задач урока и планирование | Скажите, какова цель нашего урока? Верно, на уроке нам предстоит: - узнать больше о транссибирской магистрали; - узнать, для чего она строилась; - узнать, почему она называется великим путем; - узнать о развитии науки и изобретениях ⅩⅠⅩ века, о парижской выставке. | Отвечают Слушают |
Практическая деятельность учащихся | После Отечественной войны 1812 года для России наступило время новых совершений. Надо было обустроить хозяйство так, что страна в глазах наших соседей была по-прежнему сильной. За годы правления Петра Ⅰ и в послепетровскую эпоху было накоплено много знаний, построены заводы, в России открывались училища, университеты, появлялись грамотные специалисты, ученые. В России мирно жили разные народы, которые трудились на общее благо. Развивались территории Сибири, Урала, Дальнего Востока. Благодаря этому в течение 19 века был пройден Великий путь, который ознаменовался новыми совершениями, стройками, открытиями знаниями, опытом. Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Прочитаем статью в учебнике на странице 56. (Имя), начинай читать. А чтобы подробнее узнать про транссибирскую магистраль, мы с вами посмотрим видеоролик. (Показываю видеоролик) Что такое железная дорога? ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — транспортная трасса постоянного действия, отличающаяся наличием пути (или путей) из закрепленных рельсов, по которым ходят поезда, перевозящие пассажиров, багаж, почту и различные грузы. Для чего была создана железная дорога? А на чем перевозят эти грузы? А знаете ли вы, кто был первыми создателями паровозов? Создателями первых паровозов были крепостные мастера отец и сын Черепановы. Свои машины они называли «паровыми повозками» или «сухопутными пароходами». Слово «паровоз» в русском языке появилось позже, когда прокладывалась железная дорога между Петербургом и загородным императорским дворцом в Царском селе. Почему Россия нуждалась в дорогах? Где была построена первая железная дорога? (Показываю на карте) Какая дорога была построена через 14 лет? (Показываю на карте) Для чего нужна была это дорога? По смотрите на иллюстрацию на странице 56 Транссиб 1903 год. Что вы видите на картине? Что такое Великий сибирский путь? Транссиб - это дорога, давшая толчком освоению восточных районов. -Почему Транссиб называли великим путем? Какие территории она соединила? Почему связь с этим территориями была важна для страны? Как вы думаете, как стали развиваться города в центре России благодаря железной дороге? А какова современная роль транссибирской магистрали? Но 19 век ознаменовался не только строительством железной дороги, но было и много других открытий в науке и изобретений. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Помимо этого ребят, ранее в 1840году - изобретатель А. Греков открыл в Москве первую фотостудию для желающих получить дагерротипный портрет.(Дагерротипные снимки значительно отличаются от современных печатных изображений и более похожи на зеркальное монохромное отражение) И это ещё не всё, 1895 году братья Люмьер изобрели киноаппарат, А 28 декабря того же года в Париже состоялся первый показ фильма. Продолжим читать учебник на странице 57. Сейчас мы с вами с помощью видео познакомимся с достижениями наших уральских мастеров на парижской выставке. (Показываю видеоролик) Где свои достижения Россия показывала в 1900 году? Для чего была данная выставка? Чем поразила Россия в отделе горного дела и металлургии? Какое было второе русское чудо? Что было за третье чудо? И кто его представил? Вывод: Развитие промышленности в сети железных дорог развивалось, так как после строительства великого сибирского пути, этот путь охватил много городов, посмотрите на карту и перечислите. 1900 году Всемирная выставка в Париже, России показала свои достижения, такие как дивной красоты ажурный павильон, мозаичная карта Франции, и коллекция русских почв. | Слушают Читают Смотрят Отвечают Слушают Для перевозки грузов На поездах и паровозах Нет Слушают Быстро развивалась российская промышленность Между Санкт-Петербургом и городами Павловск Через 14 лет железная дорога соединяла Санкт-Петербург и Москва, и другие города центра России она соединяла две столицы России. Из Санкт-Петербурга был выход к Балтийскому морю. Оттуда везли товары в Москву Поезд, люди, рельсы, шпалы Железная дорога через Евразию, соединяющая Москву и крупнейшие восточно-сибирские и дальневосточные промышленные города России. Которая прошла по всей России через Урал до города Владивостока В 1891 году приступили к строительству Великого Сибирского пути так называли Транссиб которая прошла по всей России через Урал до города Владивостока Это крупнейшая в мире железная дорога, длиной более 9 тысяч километров Европейскую и азиатскую части страны Оттуда привозили пушнину, там было много полезных ископаемых Отвечают Отвечают Слушают Читают Слушают Смотрят Всемирная выставка в Париже Выставка подводила итоги развитию науки и техники в мире накануне нового 20 века Красотой ажурного павильона Мозаичная карта Франции Коллекция русских почв, представил В.В. Докучаев |
Физминутка | ||
Прочитайте статью «Моя семья в истории России» на странице 58 Кем работал прадедушка Марины Юрьевны Новицкой? Как она рассказывает о его вкладе в строительстве железных дорог? Где трудились его дедушки? Ряд поколений, передающих из рода в род профессиональных мастерство, традиции, называют династией. Можно ли назвать род Марины Юрьевны династией? Есть ли династии в вашей семье? Мы все являемся потомками и соотечественниками людей которые создали этот великий путь. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике семейный альбом, кого мы здесь видим дедушку, прадедушку, инженеров железнодорожников элиты Российской империи. | Читают Он был начальником Он заботился о том, чтобы железная дорога в работе была точна, удобна и безопасна. Другой дедушка по маминой линии был машинистом и водил тяжелые грузовые поезда Да Да | |
Осуществление контроля и подведение итогов | Сейчас для закрепления изученного вам будет необходимо решить кроссворд. Работать будете в группах. По горизонтали: 1) Один из городов, который был соединен первой железной дорогой.(Павловск) 2)Третье чудо, представленное на выставке в Париже – коллекция российских…(почв) 4)… - это то, в чем нуждалась Россия из-за быстрого развития торговли и промышленности в 19 веке.(дороги) 6) Как сокращенно называется Транссибирская магистраль?(Транссиб) 8) Мозаичная карты этой страны была представлена Россией на выставке.(Франция) По вертикали: 3)Через четырнадцать лет железная дорогая соединила Санкт-Петербург и …, а затем и другие города. (Москву) 4)Приблизительная протяженность Транссибирской магистрали – … тысяч километров. (девять) 5)В каком городе проходила выставка в 1900 году?(Париж) 7) Завод, на котором отливались детали из чугуна для ажурного павильона. (Каслинский) Попробуйте сформулировать вывод по данному уроку. Почему для России так важно было построить железные дороги? Какие достижения, показанные на Всемирной выставке в Париже, доказали, что в России- передовая держава? О чем мы сегодня говорили на уроке? Вывод: всемирная выставка в Париже в 1900 году убедительно показала успехи отечественной науки и промышленности в 19 веке. Россия, словно громадный поезд, устремилась в 20 век – век технологического процесса. | Выполняют Потому что Россия самая большая страна по территории Самая длинная железная дорога в мире |
Оценивание учащихся | За активную работу на уроке, правильные и полные ответы, внимательность, верно выполненные карточки «5» получают … За менее активную работу, некоторые ошибки при ответах и в карточках «4» получают … Вы все молодцы, мне понравилось с вами работать. | |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет сделать особое задание. А именно узнать у родителей и дедушек и бабушек про своих прадедушек. И сделать про них сообщение, то есть рассказать историю своего прадедушки. Сообщение оформляем в тетради, по возможности принесите фотографии своих прадедушек. | Записывают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Поклонимся великим тем годам…Путь к Великой Победе”
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помн...
Классный час "Путь к Великой Победе".
Данный классный час раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей От...
Путь к Великой Победе
Расширить сведения о днях воинской славы, о празднике День Победы; способствовать активной гражданской позиции, чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитывать на прим...
Путь к Великой Победе
Цель классного часа: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины. Воспитание чувства патриотизма через изучение истории родной страны....
Беседа «Путь к Победе» (Великая Отечественная война в произведениях художников)
Беседа о Великой отечественной войне на примере произведений живописи...
Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема урока: «Великий путь»Тип урока: комбинированный;Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мир...
Рабочий лист Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет искусства и литературы.
Материалы к урокам окружающего мира, 4 класс. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет искусства и литературы....