Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Серебрякова Вероника Андреевна

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир, УМК «Школа России»

Тема урока: «В гости к весне (экскурсия)»

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе, ознакомление с изменениями в мире растений и животных с приходом весны, развивать умение наблюдать, сравни­вать, делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Вид урока: Экскурсия

Планируемые результаты:

Личностные:

-мотивация на самостоятельное исследование, интерес к познанию природы;

- выполнять поручения учителя, осознанно выполнять задания;

- давать оценку своим действиям;

- работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

- проверять себя и товарищей;

- оценивать правильность выполнения задания;

- формировать бережное отношение к природе, к своему здоровью;

Метапредметные:

- уметь формулировать цель урока;

- уметь выражать и защищать свои мысли;

- анализировать и выделять общее;

- уметь работать в коллективе и самостоятельно;

- уметь анализировать свою работу на уроке;

Предметные:

- знать живую и неживую природу;

- знать, как изменяется природа с приходом весны;

 

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью;

- формирование знания о характерных признаках весны в природе;

- показать связь между живой и неживой природой;

- формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

Коррекционно-развивающие:

- развивать интерес к окружающему миру;

- развивать речь, память внимательность, пространственное мышление;

- развивать устную речь, память, мышление, воображение;

- развивать умение наблюдать и рассказывать об весенних изменениях в живой и неживой природе;

- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

Воспитательные:

- воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать толерантное отношение к ошибкам товарищей;

- способствовать появлению личностных качеств: способности к коллективной учебной деятельности, ответственности за результат;

Дидактические средства: карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы; карточки для рефлексии; плакаты на остановках;

Организация пространства: Индивидуальная, групповая и фронтальная работа;

Действия обучающихся: Выполнение заданий устно и письменно;

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир, УМК «Школа России»

Тема урока: «В гости к весне (экскурсия)»

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе, ознакомление с изменениями в мире растений и животных с приходом весны, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Вид урока: Экскурсия

Планируемые результаты:

Личностные:

-мотивация на самостоятельное исследование, интерес к познанию природы;

- выполнять поручения учителя, осознанно выполнять задания;

- давать оценку своим действиям;

- работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

- проверять себя и товарищей;

- оценивать правильность выполнения задания;

- формировать бережное отношение к природе, к своему здоровью;

Метапредметные:

- уметь формулировать цель урока;

- уметь выражать и защищать свои мысли;

- анализировать и выделять общее;

- уметь работать в коллективе и самостоятельно;

- уметь анализировать свою работу на уроке;

Предметные:

- знать живую и неживую природу;

- знать, как изменяется природа с приходом весны;

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью;

- формирование знания о характерных признаках весны в природе;

- показать связь между живой и неживой природой;

- формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

Коррекционно-развивающие:

- развивать интерес к окружающему миру;

- развивать речь, память внимательность, пространственное мышление;

- развивать устную речь, память, мышление, воображение;

- развивать умение наблюдать и рассказывать об весенних изменениях в живой и неживой природе;

- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

Воспитательные:

- воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать толерантное отношение к ошибкам товарищей;

- способствовать появлению личностных качеств: способности к коллективной учебной деятельности, ответственности за результат;

Дидактические средства: карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы; карточки для рефлексии; плакаты на остановках;

Организация пространства: Индивидуальная, групповая и фронтальная работа;

Действия обучающихся: Выполнение заданий устно и письменно;

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

 (В классе)

Прозвенел звонок, начинаем наш урок, тихо сядут мальчики, ещё тише девочки.

Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к… Отгадайте, к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит, к нам пришла…     (весна)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,

Значит, к нам пришла…     (весна)

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет,

Значит, к нам пришла…    (весна)

                       А. Некрасов

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.

Что такое весна?

Весна — это прекрасное время года!

2. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

Мы отправимся с вами на небольшую экскурсию и понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны.

Послушайте стихотворение

Солнце пригревает,

Снег осевший тает,

И журчат ручьи.

На березе снова

Вьют гнездо грачи.

Лопнули на вербе

Коричневые почки,

Вот и на проталине

Первые цветочки.

Определите, за какими изменениями мы будем наблюдать в природе?

3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Скажите, какая будет тема нашего урока? (В гости к весне (экскурсия))

А какая же будет цель урока? (понаблюдать за изменениями в мире растений и животных с приходом весны, сравнивать, делать выводы, бережно относиться к природе)

Составим план нашей экскурсии:

1. Наблюдение за признаками погоды;

2. Наблюдение за земляным покровом;

3. Наблюдения за явлениями природы;

4. Наблюдение за растениями;

5. Наблюдения за птицами;

Что мы сейчас с вами делали?

Давайте вспомним правила поведения на природе.

природе.

  • Нельзя шуметь, чтоб не испугать птичек, которые высиживают птенцов
  • Не подходить к гнездам и не трогать их руками
  • Не рвать цветы большими охапками
  • Не рвать цветы, занесенные в Красную книгу
  • Не ломать ветки кустов и деревьев
  • Не разрушать муравейники
  • Не оставлять мусор

Ребята, у нас есть карта путешествия, по этому маршруту мы с вами будем двигаться.

Ну что, идём?

4. Систематизация и обобщение знаний.

Первая остановка «Неживая природа»

На дереве закреплен плакат, на нем рисунок: солнце, облака, не земле — проталины, ручейки.

За неделю до урока, ученику было задан учить стих С. Дрожжина «Зимние дни миновали …».

Ученик читает стихотворение:

Зимние дни миновали

Ночи короткие стали.

Луч золотой разливает.

Влажным теплом поддувает

Ветер с раздольных полей.

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят.

(С. Дрожжин.)

Посмотрите кругом, что изменилось в природе с приходом весны? А подсказки вы найдете на плакате.

Посмотрите на небо. Какого оно цвета? (небо голубого цвета, на нем есть белые, пушистые облака)

Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце? (на небе есть солнце)

Как оно расположено относительно этого дома? (солнце поднимается всё выше)

Изменилась ли продолжительность дня? (дни становятся длиннее)

Какой весенний месяц самый холодный? (март)

Самый теплый? (май) Почему? (в мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

Зарисуйте солнце в тетрадь.

Есть ли сегодня ветер?

Есть ли сегодня какие-либо осадки?

Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной)

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю).

Молодцы, запомнили! Идём дальше.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Вторая остановка «Живая природа»

(На полянке плакат: деревья, первоцветы, птицы, звери.)

А сейчас поговорим об изменениях, которые произошли в растительном мире.

Как по растениям можно определить, что начинается весна?

А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора у берёзы? (кора белая с черными полосками).

Проведите по коре рукой. Какая она на ощупь?

А как вы думаете, можно ли проверить, пробудилось дерево или нет?

Проверить это можно, если осторожно срезать сучок березы. С разреза побегут светлые капли сока, значит корни уже начали втягивать из почвы влагу. Но просто так делать на коре зарубки нельзя, т. к. та влага, которая напитала бы почки, потечет на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить, понадобится 40—50 лет.

Обнимите дерево, чтобы оно почувствовало наше тепло.

В народе есть такая примета: если из березы течет много сока, то лето будет дождливое.

Есть ли листья? Какого они цвета?

Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид. Какую форму имеет лист? Посмотрите на жилки листочка, расскажите, какие они? (Учащиеся рассматриваю растение и делают вывод, зарисовывают листочки в тетрадь)

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья)

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

Сейчас поработаем по группам. У каждой группы есть карточка № 1. Для того, чтобы выполнить это задание, я вам укажу растения, которое вы будете описывать по плану. (Учащиеся выполняет задание в группах по карточкам)

Карточка № 1

1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (деревья, кустарники)________________________________________________________

2. Запишите его название_____________________________________________

3. Какого цвета кора вашего растения? _________________________________

4. Опишите, какая она на ощупь? _____________________________________

5. Есть ли на этом растении листья?____________________________________

6. Какого цвета листья? ______________________________________________

7. Какого размера листья? ____________________________________________

8. Много ли их на вашем растении? ___________________________________

9. К какой группе относится ваше растение? (хвойное или лиственное)

__________________________________________________________________

10. Есть ли на растении плоды и семена? _______________________________

11. Опишите их (форма, размер, цвет) _________________________________

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступление весны? (на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий).

Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях? (Грачи, скворцы и т. д.)

Прислушайтесь: когда больше звуков: зимой или весной? Почему?

А теперь отгадайте загадки:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (Грач)

Март — время прилета грачей в родные края.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

Конец марта — время прилета скворцов.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Время прилета в родные края — май.

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Время прилета жаворонков - начало апреля.

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей)

Соловьи прилетают в середине мая.


Рассмотрите внешний вид птицы (рассматривают птицу, которая встретилась во время экскурсии). Какого она размера? Формы? Окраска? Зарисуйте ее внешний вид в тетрадь. (ответы детей, зарисовывают птицу в тетрадь)

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

Остановка «Игровая»

Дети располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...»

Цель игры - подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.

1. Я знаю пять явлений весны...

2. Я знаю пять перелетных птиц...

3. Я знаю пять первоцветов...

4. Я знаю пять проснувшихся зверей…

5. Подведение итогов урока.

Ребята, давайте сделаем вывод о нашей экскурсии, на карточках № 2 (работа индивидуальная)

Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы.

Птицы прилетают с юга

Появляются проталины

Растаял снег

Солнце светит чаще

Земля покрылась снегом

Появляется трава

Становится теплее

Птицы улетели на юг

Созревают яблони

Цвет коры деревьев более яркий.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы).

Ну а сейчас нам пора возвращать в класс.

Скажите, какая была тема нашего урока? (В гости к весне (экскурсия))

А какую цель мы перед собой ставили? (понаблюдать за изменениями в мире растений и животных с приходом весны, сравнивать, делать выводы, бережно относиться к природе)

Достигли ли мы нашу цель?

Что для вас было самым интересным на уроке?

А что было самым трудным?

6. Рефлексия учебной деятельности.

Давайте оценим свою работу на уроке.

Кто доволен своей работой - поднимите зелёный смайл.

Кто чувствовал себя неуверенно-желтый.

Кто не мог справиться с заданиями - красным смайл.

Молодцы!

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания ваши так пригодились.

Оценки за урок…

7.Домашнее задание.

Учебник с. 86-87 чтение и пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...