Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Золотое кольцо России

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать историю создания древних русских городов;

- знать с достопримечательностями Золотого кольца;

- уметь работать с информацией, ставить вопросы и отвечать на них.

 

 

Личностные:

Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны.

Тип урока:  «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 3 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Золотое кольцо России35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        09.04.2020                                                                                                ФИО учителя: Тарабаева Светлана Борисовна

Школа: МОУ СОШ № 13                                                                                        ФИ студента: Шестакова Татьяна                

Класс: 3 «К»                                                                                                        ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

Кабинет: 22

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Золотое кольцо России

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать историю создания древних русских городов;

- знать с достопримечательностями Золотого кольца;

- уметь работать с информацией, ставить вопросы и отвечать на них.

Личностные:

Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны.

Тип урока:  «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 3 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, учебная презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод

(слово учителя)

1 мин

Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Викторовна, сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

- Давайте проверим готовность к уроку, все ли у вас на парте: дневник, учебник, рабочая тетрадь?

- А теперь чтобы настроиться нам на работу давайте подарим друг другу улыбки, улыбнитесь мне, а я вам, улыбнитесь своим соседям по парте

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Волевая саморегуляция (Р)

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод

(беседа)

3 мин

 Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

-А вы любите путешествовать?

– Какой раздел в курсе окружающий мир мы начали с вами изучать?

(«Путешествие по городам и странам»).

-Любое путешествие всегда имеет свой маршрут и определенную цель.

Ответы детей

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самоконтроль (Л)

Волевая саморегуляция в ситуации затрудения(Р)

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа)

2 мин

-Вспомните, как называется наш маршрут?

-Какую цель мы должны поставить перед собой?


…Колечко золотое

Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!

-Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов?

Тогда мы с вами можем выдвинуть свои предположения:

1) Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

2) Золотое, так как эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим, оказались ли наши предположения верными. 

«Золотое кольцо России»

узнать, какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом

Ответы детей.

Подведение под понятие (П)

IV. Открытие нового знания

Словесный (рассказ, беседа)

Практический

( работа по парам)

Наглядный (работа по карточкам)

       

6-7 мин

 Почему же кольцо и почему золотое?

- С древних времен кольцо является символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются колечками.

- С давних пор золото - символ богатства и знатности, так как это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казны государства - показатель его силы и могущества. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень изящны и затейливы.

- А для любого путешествия необходима карта. Карта «Золотого кольца России».
- Посмотрите на план размещения городов в Золотом кольце . Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.

- Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие.

- Итак, в путь!
- Счастливого пути!

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту.

Покажите на карте столицу нашей Родины.
Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?
Кто основал Москву? ( князь Юрий Долгорукий)

-Какое место в Москве называют « Сердцем Москвы»?

Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы – реки. Купола храмов похожи на шлемы богатырей. В далёкие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

Экскурсовод 4: Дорогие пассажиры! Следующая остановка – город Углич.

Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!

Физкультминутка

Путешествуя мы устали немного. Давайте немного разомнемся. Видели ли вы, как просыпается утром кошка? Потянемся так, чтобы хрустнули косточки. Затем расправим ручки, потом ножки, выгнем спинку. Это мы делаем свою гимнастику! Круговые движения головой в правую сторону, затем в левую. Отдохнули? Садитесь продолжим путешествие дальше.

Экскурсовод 6: Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома.

Средь замечательных российских городов
Сияет Кострома неугасимо.
Прошло уж сколько лет, что лет - веков,
Как Богом и людьми она хранима.
Ее можно считать Москвы сестрой,
Ведь Юрий Долгорукий ее ставил.
И год Одна тысяча сто пятьдесят второй
Рожденье чуда, Костромы прославил.

С тех пор Москва, конечно, вознеслась.
Так и должно быть, коль сестра - столица.
И Кострома немало разрослась,
Но сохранив традиции на лицах,
В Кольце Златом "Жемчужиной" она
Звалась всегда еще с веков забытых.
И ею восторгалась вся страна,
Сверкавшею на фоне войн и быта.

Центр Старый - здесь Торговые ряды -
Что детище Второй Екатерины;
Чудесная беседка у воды -
Островскому так милые картины;
А Каланчи пожарной красота,
Что императора сразила Николая...
Тут просто заповедные места,
И нету на Земле другого Рая!

И слава Костромы, и ее честь -
Династий царских колыбель, основа.
Романовы и Годуновы здесь
На трон вступая говорили слово.
В Ипатии Романов - первый царь
Благословлен был царствовать над Русью.
Лик Федоровской иконы еще встарь
Гнал прочь врагов. На образ сей дивлюсь я.

-Доброго пути!

А теперь, давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили на сегодня на уроке.

Ответы детей

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад.

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.

Счастливого пути!

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества.

Счастливого пути

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов.

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

Отражаются в воде купола-луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран. (Слушаем Ростовский колокольный звон.)

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. Счастливого дальнего пути!

Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца.

Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Приезжайте в этот город!

Определение основной и второстепенной информации (П)

Структурирование знаний (П)

Аргументация своего мнения и ответа (К)

Учет разных мнений в работе с коллективом (К)

Самооценка (Р)

Физминутка

1 мин

Разминка для глаз

Выполняют физминутку

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический (выполнение упражнений)

Словесный

( рассказ, беседа)

7 мин

-Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам.

Послушаем ребят

Экскурсовод 7: Здравствуйте!

Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс.

Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник – Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. (Показ репродукций И.Левитана.)

Экскурсовод 8: Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом.

Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений.

Счастливого вам пути!

Экскурсовод 9: От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Удачного завершения путешествия!

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.

Каждый из вас во время путешествия вел свой путевой дневник, куда вносил свои пометки. Каждый раз приезжая в город, путешественник старается купить себе на память сувенир с видами этого города.

Так и мы с вами попробуем стать создателями таких сувениров. Часто сувениры делают в виде тарелок.

Перед вами лист, это своеобразная тарелка, она разделена на 4 части в каждом городе довольно много достопримечательностей, которые хочется запечатлеть. Итак, сегодня мы с вами делаем эскиз этой тарелки, а домашним заданием будет нарисовать ее в цвете.

Установление причинно-следственных связей (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности (К)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный (видеофрагмент)

7 мин

 Разгадываем кроссворд

1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)

2.Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

3.В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)

4.Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)

5.Главный, важный монастырь. (Лавра)

6.Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

Выполнение задания

Взаимопроверка

Использование критериев для обоснования своего суждения (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности (К)

Взаимопроверка (Р)

VII. Включение в систему знаний

Практический (чтение текста)
словесный (беседа)

2 мин

Прочитайте вывод.
Согласны ли вы с ним?
Почему?

Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
Достигли ли мы ее?

Ответ на вопрос

Ответы детей

Установление причинно-следственный связей (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2 мин

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Так же подсчет жетонов, заработанные в течение всего урока.

Подсчет максимального числа жетонов.

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26

Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...

Конспекты уроков окружающий мир УМК "Гармония" 3 класс

Конспекты уроков окружающий мир УМК "Гармония" 3 класс...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....