Конспект урока окружающего мира "Зачем нужны поезда?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира "Зачем нужны поезда?" 1 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhny_poezda.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего образования

«Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта урока по окружающему миру

«Зачем нужны поезда?»

Выполнила студентка 32 группы

Специальности:

Преподавание в начальных классах

Малюкина Ю. А.

Методист: Храмова В.В.

Класс: 1 «А»

Учитель: Зорина И. Б.

Дата проведения: 16.04.21

Оценка: ________________

Методист: _________ Храмова В.В.

Учитель: _________Зорина И.Б.

Саратов 2021

Тема урока: «Зачем нужны поезда?»

Класс: 1 «А»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся знаний о назначении и видах поездов.

Задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания о автомобилях;

- формировать знания о поездах и железной дороге;

Развивающие:

- развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение к своему соседу по парте, умение слушать и слышать, помогать друг другу, развивать интерес к технике

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, уважение к профессии машиниста.

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Форма организации уч. деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо контроля, самоконтроля

Предметные УУД

Мета-предметные УУД

Личностные УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка

 на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Словесный (беседа)

Учитель приветствует обучающихся. Мотивирует детей.

Наш урок окружающего мира я хочу начать с такой фразы:

«Учёным никто не рождается»

-Как вы понимаете эту цитату?

-Все верно ребята. Чтобы достичь в чём – то успеха, нужно обладать знаниями, а чтобы эти знания получить нужно много трудиться. Учёба – это тоже труд.

Не будем терять времени зря, начнем урок окружающего мира, чтобы получить новые знания.

-Возьмём фразу «Учёными никто не рождается» за девиз нашего сегодняшнего урока.

Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на поставленные вопросы.

В течении жизни человек учится; перед тем, как стать учёным, человек должен многому научиться; при рождении у человека нет никаких знаний, он не может быть учёным, чтобы им стать нужно много трудиться и учиться

Ф

Презентация

Устный контроль учителя

Построить осознанное речевое высказывание в устной форме

Мотивация к познавательному

труду и успешному проведению урока

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального

затруднений в пробном учебном действии

Проверка детей на усвоение изученного ранее

Словесный(беседа)

Практический метод

(выполнение заданий в ТПО)

-Ребята, скажите, а на чём вы сегодня добирались до школы?

-Скажите, так зачем нужны машины?

-Хорошо. Давайте проведём небольшой блиц – опрос, чтобы проверить ваши знания с прошлого урока.  Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте верно это или нет.

1. Автомобиль является наземным видом транспорта.

2. Современный автомобиль заправляется углём.

3. Двигатель называют «сердцем автомобиля»

4. Автомобили с бензиновым двигателем сильно загрязняют воздух.

5. Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят пассажиров.

6. Автомобиль - единственный транспорт, который может перевозить пассажиров и грузы.

-Тогда назовите мне транспорт, который вы ещё знаете.

На машине, трамвае, троллейбусе

Чтобы быстрее передвигаться.

верно

неверно

верно

верно

верно

неверно

корабли, самолёты, поезда.

Ф

Презентация

Фронтальный контроль

К.: умение работать с информацией, умение слушать учителя, одноклассников

П.: структурирование знаний

Р.:

 принятие и сохранение учебной цели

3. Выявление места  и причины затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Словесный (беседа)

наблюдение

- Всё верно. Мы выяснили, что кроме автомобиля и другие виды транспорта могут перевозить пассажиров и грузы. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из них. А чтобы узнать его название, отгадайте загадку

Что за чудо? Вот машина!

Сто колёс! А где же шины?

По стальной дороге мчится.

Приглашает прокатится.

-Верно. Кто из вас видел поезда вживую? Где вы их видели?

– А кто из вас путешествовал на поезде?

-Хорошо. Итак, ребята, кто же догадался, какая тема нашего урока?

-Чтобы проверить, правильно ли мы назвали тему урока, откроем учебники на стр.58.

-Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

определяют тему урока

(Поезд)

Отвечают видели ли поезда. На вокзале, метро.

Поезда; поезда и железная дорога

Наша тема: «Зачем нужны поезда?»

Ф

Презентация, учебник

Фронтальный контроль

К.: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

К.:  умение работать с информацией

Формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения

Осознавать неполноту знаний, развивать учебную активность

4. Построение проекта выхода из затруднения

Составление цели учебной деятельности и построения плана.

Словесный метод

Вместе с учителем дети составляют цель и план урока.

Цель:

Узнать, зачем нужны поезда

План

  1. История происхождение поездов;
  2. Устройство поездов и железной дороги;
  3. Виды поездов;
  4. Выполнение заданий;
  5. Оценивание своей деятельности.

Вместе с учителем составляют цель и план урока

Ф

Презентация, доска

Фронтальный контроль

Р.: Целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

П.: Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели

5. Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий

Словесный(беседа)

Наглядный (показ изображений и фото)

-Ребята, а знаете ли вы, чем отличается автомобиль от поезда?

Когда-то давно существовала страна, и называлась она Древняя Греция. Именно там впервые появилась железная дорога. Но выглядела она не так, какой мы её представляем сейчас. Это были тележки, которые перемещались по углублениям в дороге. Тащили эти телеги рабы или же животные

-Ребята, а знаете ли вы из чего состоят железнодорожные пути?

-Верно. Железная дорога построена из рельсов и шпал. Рельс — это узкий стальной брус, по которому катятся колёса вагонов. Рельсы лежат на деревянных шпалах, уложенных поперёк железнодорожного полотна.

-А из чего состоит поезд?

-Поезд состоит из локомотива и вагонов. Локомотив движется по рельсам и тянет за собой вагоны

Вагон - транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам.

В движение поезд приводит мотор. А управляет поездом машинист.

Слушают учителя и отвечают на вопросы

Поезд едет по рельсам, а машина по дороге

Из рельсов и шпал

Вагоны и локомотив, (паровоз)

Ф

Иллюстрации, презентыция

Фронтальный контроль

Уметь рассуждать по данной теме, использование раннее полученных знаний для данной темы

Понимание понятий «железная дорога», «рельсы», «вагон», «локомотив»

Р.: сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

К.: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П.:

Проявлять инициативность и самостоятельность по изучению данной темы

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений

Физминутка

Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности

Проводит физкультминутку вместе с детьми

Поезд мчится и свистит (Ходьба на месте)

И колёсами стучит. (Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад)

Я стучу, стучу, стучу,

Всех до дачи докачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Всех до дачи докачу.

Мы доехали, устали.

На носочки дружно встали.

Потянулись, потянулись.

Мы нагнулись, разогнулись.

По сторонкам поглядели

И на место тихо сели.

Выполняют физкультминутку

Ф

Р.:

Обеспечение активности детей

Понимание важности выполнения физических упражнений для своего организма

5. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный (беседа)

Практический (выполнение заданий в ТПО)

- Ребята, вспомните, какие виды поездов вы знаете?

-Как называется поезд, который перевозит грузы?

-А как называется поезд, который перевозит пассажиров?

-В учебнике на странице 58, вы видите, картинки поездов. Давайте сравним разные поезда. Выскажите свои предположения, зачем нужны те или иные поезда.

-Хорошо. Но чтобы проверить так ли это, давайте откроем страницу 90 и прочитаем.

-Ребята, а кто-нибудь из вас хоть раз ездил в метро?

В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги– метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.

-А кто ездил на электричке?

На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.

В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.

-Так для чего же нужны поезда?

– Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят и для чего предназначены. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога в России?

– давайте прочитаем текст на с.69.

слушают учителя и отвечают на вопросы

Грузовые, пассажирские

Делают свои предположения

Открывают стр., читают текст о назначении разных поездов.

Для быстрого передвижения на большие и малые расстояния, перевозки грузов.

Ф

П

Иллюстрации, учебник, презентация, учебник, иллюстрации

Взаимоконтроль

Фронтальный контроль учителя

Самоконтроль

П.: Построение логической цепи

рассуждений.

К.: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Умение работать в парах

Ответственное отношение к выполнению заданий;

положительное отношение к процессу учения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Подведение итогов

Словесный (беседа)

Видео фрагмент про поезда.

(Выполнение задания в Р.т. стр. 40 № 1.)

Выполняют задания в ТПО в парах с объяснением

Ф

П

Фронтальный контроль

П.: Построение логической цепи рассуждений

Умение работать с ТПО

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Практический метод

(выполнение задания)

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу: тест

1.Кто управляет поездом?

а) машинист

б) водитель

в) пилот

2.Каких вагонов не бывает?

а) грузовых

б) весовых

в) пассажирских

3. На каком поезде вы поедете на дачу?

а) на грузовом

б) на метро

в) на электричке

4.На каком поезде вы отправитесь к морю?

а) на поезде дальнего следования

б) на электричке

в) на метро

5. На каком поезде вы отправитесь в музей?

а) на грузовом

б) на метро

в) на поезде дальнего следования

Выполняют самостоятельно задания

Проверяют работу соседа по парте по данному эталону, оценивают работу

И

Презентация

Самопроверка по эталону

Взаимоконтроль

Знание понятий по изученной теме

Р.: Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Волеваясаморегуляция в затруднения

П.: выполнение работы по образцу  (эталону)

К.: умение находить общий язык со своими одноклассниками

Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Самооценка учащихся результатов своей учебной деятельности

Словесный(беседа)

Учитель подводит итоги урока.

Задает вопросы:

- Вспомните, какая цель нашего урока? Нам удалось ее достичь?

-Давайте вернёмся к плану нашего урока

1.История происхождение поездов;

2.Устройство поездов и железной дороги;

3.Виды поездов;

4.Выполнение заданий;

5.Оценивание своей деятельности.

-Удалось ли нам узнать о происхождении поездов?

-А об устройстве поездов и железной дороги?

-Выяснили ли мы, какие бывают виды поездов?

-Выполняли ли мы задания?

- Какой мы можем сделать вывод?

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке.

Если у ребенка все получалось, он поднимает ручку;

Если у ребенка что-то не получалось и возникали затруднения, он поднимает карандаш.

Подводят итог урока

Цель урока: узнать, для чего нужны поезда

Да

Да

Да

Да

Мы поставили цель и достигли её с помощью плана. Узнали какие бывают поезда и для чего они нужны.

Оценивают себя

Ф

И

Карандаши и ручки

Самоконтроль

Р.: Ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес

К.:

Формулировать собственное мнение и позицию

Формировать самосознание, осознавать личностную значимость нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Окружающий мир. 4 класс.Что нужно знать о болезнях.

Предмет: окружающий мирТип урока:урок обобщения и систематизации знанийГлавная дидактическая цель урока:Обобщить единичные знания о болезнях и их симптомах, привести их в системуОбучающие цели: обеспе...

Конспект урока окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Урок  окружающего мира к УМК "Школа России" (А.А.Плешаков) составлен с использованием технологии "зигзаг" (развитие критического мышления при чтении и письме). Работая в группах, взаимообучая дру...

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?" Презентация прилагается....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления....

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....

Конспект урока окружающего мира «Почему нужно много есть овощей и фруктов?» 1 класс.

На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся со вторым правилом здорового образа жизни, а именно: здоровым полноценным питанием. В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется п...

Конспект урока «Все профессии нужны, все профессии важны» . Окружающий мир. 2 класс

Обобщающий урок по окружающему миру во 2 классе. На уроке решаются следующие задачи:Образовательные: - содействовать обобщению знаний учащихся о разнообразном мире профессий, расширить представления о...